
Инструкция по прожиганию кадров

Профессионализм — одно из тех слов, под которым каждый понимает
что-то своё. Иногда его можно использовать для того, чтобы извести
сотрудников в духе сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то —
не знаю что», выдвигая недостаточный профессионализм или
напротив — слишком высокую квалификацию. Но если у царя в
«Поди» были как будто весомые причины извести подчинённого — любовь
к чужой жене Марье-Царевне и желание избавиться от соперника, то
некоторые «цари» в обычной жизни порою даже не задумываются, что же
именно ими движет — почему они прожигают доверенные им человеческие
ресурсы и доводят до эмоционального выгорания (англ.
burnaout)[1] казалось бы вполне способных и позитивно
настроенных сотрудников. Может быть дело в элементарном недостатке
опыта — но кого это интересует? Начальник — это звучит гордо! И
ничего страшного, что по свидетельствам немецкого издательства Bund
уже 68% cотрудников крупных фирм постоянно боятся потерять своё
рабочее место и работают на грани эмоционального выгорания. [2]
Поэтому ниже инструкция для подобных намеренных или случайных
самодуров, чтобы если прожигать кадры, то прямо-таки со знанием
дела.
Общими словами инструкцию можно описать так:
— берём мотивированного сотрудника, чья квалификация и желание активно развивать проекты фирмы и работать на её благосостояние находится на высоком уровне;
— лишаем его каких-либо ресурсов: нормального оборудования, актуального программного обеспечения, информации, поддержки, шансов на самообучение и повышение квалификации, контактов и обмена опытом — решайте по обстоятельствам, что больнее и применять ли всё сразу или по нарастающей;
— даём ему постоянно понять, что он ничтожество — выбор средств тоже по вкусу, при этом никогда не хвалим за проделанную работу;
— садимся и ждём, пока человек перегорит и сломается.
Как сказала журналистка Мария Маркарт (нем. Maria Marquart) в статье журнала Spiegel [3], берём порше и гоняем его так долго по просёлочным дорогам и ухабам, пока у него колёса не отвалятся.
Но, давайте уже подробнее.
Включите режим скупости на похвалу
Скупость — не глупость, говорит народная присказка. Похвала и
признание слишком мотивируют сотрудников. Поэтому лучше всего
никогда не хвалить. В противном случае
даже небольшая похвала может вызвать у подчинённого прилив сил и
желание работать на полную мощность. Помните, что к
мотивированным, усердным и добросовестным будет сложнее
придраться.
Увеличивайте с каждым днём давление
Без давления подчинённые совершенно не умеют работать — всем
известный факт. Поэтому нагнетайте ситуацию. И помните, что лучше
всегда планировать проекты без запаса времени и скидок на
форс-мажоры, а клиенту называть сроки без малейшей оглядки на
реальности и без того, чтобы спрашивать мнения сотрудников об
оценке продолжительности той или иной деятельности. Если
планировать всё с запасом и учётом всяких глупостей вроде расходов
или мнений коллектива, кто вам потом поверит, что надо быстрее и
ещё вчера? Сотрудники же совсем перестанут шевелиться!
Ставьте неразрешимые задачи
Причём такие,
которые будут уже при озвучивании приводить ваших сотрудников в
ступор. Например, если это бухгалтер — заставьте его заниматься
дизайном, а дизайнера — бухгалтерией. Можете погуглить какие-нибудь
особенные профсловечки, чтобы уж наверняка привести людей в
замешательство. FYI: Если что сокращения, англицизмы или научпоп
тоже подойдут. FYA: Пусть попляшут, как ужи на сковородке, и
поломают голову, как выполнить то, чему они никогда в жизни не
учились, не сталкивались и в чём опыта работы не имеют.
Дополнительно давайте противоречивые инструкции — пусть попробуют
выполнить правильно. Должен же у вас быть какой-то козырь в рукаве,
чтобы лишить премии или сократить зарплату, если договор
позволяет.
Игра в хорошего царя и плохого сподвижника
Если сотрудник начинает подозревать, что им манипулируют, самое
время обнять его по-царски и пообещать разобраться построже с
плохим сподвижником. Ведь дело явно в плохом посредничестве вашего
ассистента — это он (она) воду мутит. Заодно такой шаг лишит ветра
в парусах тех нахалов, которые вздумают пожаловаться на вас
внутренней комиссии по этике или представителям профсоюза. Дураки
любят верить в хорошего царя, поэтому здесь вы не промахнётесь. А
ассистент от вас никуда не денется, даже если прознает, что вы с
больной головы на здоровую валите. Придумайте для него отдельную
прожигательную стратегию — повеселитесь как следует.
Каждый день давайте понять, кто тут главный
Вы должны каждый день напоминать о своём величии и благолепии.
Например, фразами: «Дорогие сотрудники, спасибо вам за терпение,
ведь я как царь не могу заниматься вашими проблемами ежедневно, но
готов снизойти». Или напоминать, что вообще-то вы как его
преосвятейшество недосягаемы и очень, ну очень заняты, поэтому
вся эта мелкая возня с проблемами в коллективе или внутри проектов
вас не касается: вы здесь для того, чтобы созерцать готовые
решения, а не проблемы.
Шеф всегда прав
Ваши подчинённые должны понимать, что единственно важное мнение на
предприятии — только ваше. Посоветуйте им прописать за ушами два
простых правила:
1. Начальник всегда прав.
2. Если он оказывается неправ, то в силу вступает правило Nr.1.
Не забывайте, что вы можете покричать
Если
вам попались особенно твердолобые сотрудники — помните, что вы ещё
и голос повышать умеете. Закон джунглей — кто громче рычит, тот и
прав. Вам поэтому ещё нужен кабинет побольше и попросторнее: эхо
пойдёт только на пользу звучания вашего прекрасного, насыщенного
властью голоса.
Оставайтесь непредсказуемым
В работе не бывает всё гладко. «Должна быть в женщине шефе
какая-то загадка! Должна быть тайна в нём какая-то... Непросто
всегда быть изящным и милым, как будто на свете нет пасмурных дней.
Но стать для кого-то единственным в мире поверьте, трудней, намного
трудней.» Если сотрудники будут знать, чего от вас ожидать, станет
скучно! Они будут готовы к вашим поступкам и проступкам.
Зачем вам это нужно — предупреждать и вооружать их?
Игра в контролфрика
Держите под контролем абсолютно всё. Ваши подчинённые — особенно
бестолковые особи. Это же всем известно, что они совершенно не в
состоянии нести ответственность за что-либо. Никогда не отдавайте
контроль в чужие руки. А то чего доброго уборщица
фасилити-менеджер начнёт мыть полы шваброй не той марки. Поэтому на
свете и существуют люди в руководящем составе и те, кто им по
природе своей служить обязан. Рождённый ползать летать не должен. И
точка.
Прозрачность рабочих процессов — для
дураков
Подчинённые склонны переоценивать прозрачность
рабочих процессов. Помните, что их совершенно не касается, почему
было принято то или иное решение. Вы никому и ничего не должны.
Будут много знать — скоро состарятся.
Придерживайте информацию о целях только для
себя
Никто не должен знать истинных целей того или иного начинания.
Помните, что ваших сотрудников совершенно не касается — куда
движется предприятие и почему. Чтобы правильно вводить в
заблуждение, напишите список абсурдных целей, а потом оглашайте их
в произвольном порядке — причём всё время разным группам людей в
разное время. Не расстраивайтесь, если в итоге придётся рассказать
что-то всем одновременно. Ключевое слово здесь «что-то». Побольше
патетики и «басовых» слов, чтобы никто и ничего не понял. Не
бойтесь использовать красивые инфографики и PowerPoint — это
придаст нужную солидность вашей бессмыслице. Работайте над
формулировками, работайте! Никто не говорил, что гнобить людей —
просто.
Никогда не делитесь рабочей информацией
Информация — ваша сила и капитал. Если сотрудники будут вовремя
получать нужную для работы информацию, окажутся осведомлёнными и
будут знать ходы и выходы для решения проблем, они чего доброго
устроят бунт на корабле и совершенно разучатся понимать, кто тут
главный. Зачем вам эта головная боль? Держите их в неведении. Пусть
приходят и кланяются. Пусть помучаются — приятно же наблюдать, как
кто-то в потёмках ищет выключатель, натыкаясь на препятствия, когда
сам сидишь удобно возле кнопки в очках ночного видения.
Поиски виновных
Один из самых приятных пунктов инструкции. Никогда не ищите решений
проблемы там, где можно найти козла отпущения. Выберите
какого-нибудь самого инициативного, чтобы отчитать его как следует
и показать пальцем на глазах у всего коллектива. Зачем вам решения?
Они не приносят и доли того удовольствия по сравнению с процессом
унижений, демонстрации власти и деморализации подчинённых. Съесть
кого-то и на косточках покататься — старая народная забава.
Давайте обещания, скрестив пальчики
Именно скрестив за спиной — поупражняйтесь сначала. Давайте
обещания и помните, что вы совершенно не обязаны их выполнять. Этим
глупым, бестолковым, малокомпетентным созданиям — вашим подчинённым
— всё равно никогда не понять вашей гениальности и замысловатости.
Они наверняка уже тупо не помнят, о чём просили.
Разделяй и властвуй
Настройте всех друг против друга. Обсуждайте с каждым по
отдельности, насколько другие несостоятельны и из рук вон плохо
выполняют свою работу. Сталкивайте их лбами — это ведь очень
забавно. Конкуренция — залог прогресса! Дополнительно выбейте у них
почву из-под ног: дайте понять каждому по отдельности, что
конкретно против него весь коллектив. Кстати, пошлите уже на всякий
случай ассистента на крышу офиса, чтобы он там лучшие зрительские
места оборудовал с шашлычком, холодненьким пивом и удачным видом на
смертничков.
Вноси помехи в коммуникацию
Если люди будут общаться друг с другом беспрепятственно и делиться
знаниями и информацией, они будут слишком довольны жизнью,
чрезмерно мотивированы к успеху предприятия, слишком лояльными и
чего доброго станут идентифицировать себя с фирмой! Всему этому
надо, разумеется, положить как можно скорее конец.
Используйте всё, что можно, против
сотрудника
Это один из сложных пунктов инструкции, потому что придётся
прислушиваться к тому, что все эти рабы говорят о себе. Но хорошая
новость в том, что вам нужно запоминать только самое пикантное:
слабости. Можете для этих целей завести себе шпиона — кого-то, кто
хорошо втирается в доверие к другим, чтобы он доносил вам самое
вкусное: по какому поводу человек сомневается в себе, у кого и что
болит, за что укоряет себя, где переживает о промахах, где у него
недостаток сил, образования и так далее. Всё это можно использовать
для того, чтобы: лишить премии, отпуска, выходных, изолировать,
увеличить частоту панических атак, нервных срывов и попыток
суицида. Всё, что доктор прописал!
Запретите повышение квалификации
Здесь и объяснять нечего. Это просто какое-то виральное
заблуждение, что на самом деле подчинённые хотят развиваться и это
помогает предприятию шагать в ногу со временем и укреплять свои
позиции. Глу-пос-ти! Вам это принесёт только расходы, а потом он
ещё чего доброго соберётся уходить. Это же понятно, что любая
инвестиция в образование сотрудников приносит пользу только самому
сотруднику и тешит его самолюбие, развешанное сертификатами по
стенам. Присекайте все эти амбициозности уже на самом корню: нет
повышению квалификации. Только за свой счёт и в свободное от работы
время! И самое главное: не надо потом все эти умничества приносить
на фирму и заражать простые умы других честных сотрудников бациллой
знаний и навыков.
Атмосфера на предприятии — дело рук самих
сотрудников
Если у подчинённых возникают конфликты — а вы очень надеетесь, что
это так — здесь важно вовремя замереть и не вмешиваться.
Пусть сами разбираются: кулачные бои вместо продуктивной работы
очень освежают, даже имеют потенциал спасти ваш день. К тому же вы
человек, который настаивает на невмешательстве в приватную сферу
сотрудников. Так что пусть там сами как-нибудь. Ничего не надо
предупреждать, а то ведь затухнет, не начавшись. Фу. Скукотища.
Вывод
Ваши никчёмные, глупые и малообразованные сотрудники должны быть
просто счастливы, что работают на вас и ваше предприятие, и вы
должны неустанно им об этом напоминать. В сегодняшние непростые
времена локдаунов, эпидемий, биржевых крахов, инфляции, горящих
кустов, кровавых дождей, извержения Эйяфьятлайокудль, сушей из
летучих китайских мышей, угрозы инопланетного вторжения, однополых
браков, хейтерских бабок на лавочке у подъезда, отсутствия причёски
и мозгов у Трампа, тающих ледников, готовых продуктов из заморозки,
инфлуэнсеров в Инсте и пластиковых трубочек для сока вам должны
просто ноги мыть и воду пить! Причём не только на работе, но
и всей семьёй, разливая по борщовым банкам бабушкам, дедушкам.
Зачем вам счастливые, довольные, имеющие возможность к реализации
сотрудники?
Хочется верить, что если кто-то узнал хотя бы в одном пункте инструкции себя, то будет готов как можно скорее исправить ситуацию и создать в коллективе благоприятную для работы, общения и обмена атмосферу.
----------------------
Источники
[1] Эмоциональное выгорание
[2] Wenn der Chef die Mitarbeiter
verheizt
[3] Wie Firmen ihre Spitzenkräfte
verbrennen
Спасибо за вдохновение к написанию статьи тренеру по стресс- и
таймменеджменту Буркхарду Хайденбергеру (нем. Burkhard
Heidenberger) и его статье: «Anleitung: So demotivieren Sie Ihre
Mitarbeiter»
|
</> |