Индеец на Ближнем Востоке

топ 100 блогов humus11.06.2020

источник

Среди иностранных добровольцев в Войне за Независимость был доброволец из Техаса Джесси Слейд по кличке "Текс". Отец его был ирландец, а мать из племени навахо, поэтому он получился краснокожий с голубыми глазами. В Техасе он работал на родительской ферме, в 17 лет ушел в армию, воевал в Европе, потом служил там в оккупационных войсках, в марте 1948 вернулся в Техас, но вскоре опять уехал в Европу и в Париже записался добровольцем воевать за Израиль. Почему он это сделал – первым, кто отнесся к нему, полуиндейцу, как к равному, был его армейский командир, еврей из Нью-Йорка. Он рассказывал Джесси про Палестину, ну а кроме того в Техасе после войны было скучно.

Индеец на Ближнем Востоке
Джесси Слейд

В Израиле необычный доброволец попал в необычное подразделение: 4-ю "англосаксонскую" батарею 1-го артдивизиона, вскоре переименованного в 421-й дивизион. Батареей командовал американец Лестер Горн, командовавший в армии США минометным подразделением. Батарея состояла из англоязычных добровольцев из США, Канады, Британии, Южной Африки и Австралии, но главной ее особенностью была введенная Горном "демократичность": принципиальное отсутствие армейской дисциплины, званий, козыряний, и принятие всех решений общим голосованием, кроме как в бою. Такой "демократический эксперимент" выделялся даже на фоне АОИ образца 1948 года, еще только привыкавшей к армейским порядкам.

Батарея была создана в июле 1948 как минометная, но в июльских боях она поучаствовать не успела, в августе ее переделали в противотанковую, в сентябре перебросили на южный фронт, там она и приняла боевое крещение. Каратия, операция "Йоав", высота 113, где египтяне, отступая, бросили пушки со снятыми ударниками, но "англосаксы" 4-й батареи принесли ударники с собой и сразу же развернули пушки на противника, Ирак-Суэйдан, операция "Хирам" на северном фронте, снова юг, операция "Хисуль", Фалуджа, и финальный аккорд: операция "Увда" и поход до Эйлата вдоль иорданской границы.

Джесси Слейд воевал и как артиллерист, но больше как водитель и разведчик. Он гонял на полугусеничнике и на джипе с маген-давидом и надписью JESSE RIDES AGAIN, носил красный шейный платок и ходил в бой одновременно с мезузой, крестом и индейским талисманом, на всякий случай. Не то чтобы он отличился большими подвигами по сравнению с другими, но фигура была крайне колоритная. Он очень культивировал свои особенные повадки, учил товарищей верховой езде, употреблял индейские выражения типа "огненная вода", а для довершения ковбойского образа купил у австралийского добровольца широкополую шляпу.

В апреле 1949 4-ю батарею расформировали. Часть солдат батареи, желавших остаться в Израиле, решила держаться вместе и дальше, создала сельскохозяйственно-строительный кооператив "Бейт хевер", возделывала огороды на берегу Яркона, а потом основала мошав Кфар-Даниэль возле Лода.

Другая часть разъехалась обратно в свои страны. Кто-то стал бухгалтером, кто-то журналистом, кто-то профессором экономики и придумал игру "Анти-монополия", а командир батареи Лестер Горн преподавал в Калифорнии литературу и писательское мастерство и вошел в историю кинематографа как соавтор сценария "одного из худших фантастических фильмов 50-ых" "Beginning of the End", о нашествии мутировавшей гигантской саранчи на Чикаго. Некоторые дотошные рецензенты также отметили "бесконечный минометный огонь" в боевых сценах фильма.

А Джесси вынашивал другую мысль. Еще во время войны, разъезжая по Негеву, он загорелся идеей создать в этих диких просторах ковбойское ранчо, как в Техасе. Своей идеей Джесси заразил Хагая Авриэля, офицера разведки района Негев, а тот заразил еще нескольких своих разведчиков. Вместе они исследовали негевское нагорье и искали подходящее место.

К концу 1949 Джесси и Хагай уже собрали группу из шестнадцати человек, готовых стать еврейскими ковбоями, но всему мешала бюрократия. Выбранное ими место не было в планах ни поселенческого отдела, ни водного управления, ни сельскохозяйственного центра, тормозилось и выделение участка, и предоставление первоначальной ссуды на обустройство. Но первое время Джесси сохранял оптимизм и даже обдумывал свою личную жизнь на будущем ранчо. Когда американская писательница и журналистка Рут Грубер беседовала с ним в Беэр-Шеве, он попросил ее "найти для него хорошую девушку в Штатах и прислать сюда. Чтобы хорошо выглядела, имела мозги, но не слишком много. Чтобы любила животных и полюбила меня. Чтобы умела жарить яичницу и бифштексы, управляться с револьвером и ездить на лошади. Если она умеет гнать кукурузный виски, еще лучше".

Такой необычный для Израиля типаж с Дикого Запада - по описанию Грубер: "Джесси был худой и жилистый, одет в голубые джинсы, шейный платок и высокие ковбойские сапоги, и с дедовским револьвером 44-го калибра" - привлекал большое внимание. О нем и его идее о создании ранчо не только писали израильские газеты, но даже музыкант Франк Пелег, выступавший в 1949 на фестивале в Чехословакии, с удивлением рассказывал, что тамошние журналисты задавали ему странные вопросы: "Правда ли, что в Израиле существует движение, вдохновляемое американскими ковбоями?"

Однако надолго терпения Джесси в борьбе с бюрократами не хватило. К концу 1950 он исчез. Кто-то рассказывал, что его поймали на контрабанде скота через иорданскую границу, кто-то говорил, что ему просто надоело ждать, и он вернулся в Техас. Достоверно никто ничего не знал.

Но его идея не угасла. В 1951 Хагай Авриэль уволился из армии, снова собрал свою частично разбредшуюся группу с 1949 года и с новой силой взялся за дело. На этот раз бюрократическую стену удалось пробить. Видимо, некоторую помощь в этом оказал и брат Хагая, Эхуд Авриэль, видный израильский дипломат, который на тот момент был начальником канцелярии премьер-министра. Кроме Хагая и его разведчиков, к группе ковбоев подключился агроном из министерства сельского хозяйства Яаков Орев, тоже болевший Негевом – он мечтал жить в месте, где есть "только земля и небо", и вдохновлялся ковбойской песней "Don`t fence me in".

В январе 1952 группа собралась в доме Орева и объявила о создании животноводческого кооператива "Сдэ Бокер". Название Сдэ Бокер, "Ковбойское поле", предложил Орев. В мае 1952 поселение Сдэ Бокер наконец-то было основано. Миха Тальмон, начальник района Негева в поселенческом отделе, впоследствии сказал: "Сдэ Бокер ... достиг того, чего достиг, благодаря той группе разведчиков, которую возглавлял Хагай. Первопроходцы, которые теребили нас, чиновников, туда и обратно, и что не получалось формальным путем, обходили и добывали неформальным. Вся страна, и особенно Негев, поднялись не только на решениях и инструкциях. Наоборот, если бы не было - я их называю "сумасшедшими" - я не знаю, где бы мы сейчас были во всех областях нашей жизни".

Индеец на Ближнем Востоке
Основание Сдэ Бокер, май 1952. Хана Авриэль (жена Эхуда Авриэля), Хагай Авриэль, Миха Тальмон, Яаков Орев.

На торжественной церемонии закладки поселения выступил, в том числе, и Моше Даян – многие из поселенцев были его подчиненными в бытность его командующим Южным округом. Когда спустя несколько лет в Сдэ Бокер, кроме коз и овец, начали разводить и лошадей, то в благодарность за поддержку, а также учитывая характеристики, жеребцу-производителю дали кличку "Даян".

Об основании "ковбойского ранчо" с энтузиазмом писали газеты, иногда в выражениях "идея добровольца Джесси Слейда из Техаса наконец-то воплощается". Потом еще некоторое время в репортажах о Сдэ Бокер писали "здесь еще помнят того сумасшедшего ковбоя".

Индеец на Ближнем Востоке
Ковбои Сдэ Бокер, 1958

Негев был в те годы настоящим фронтиром, поэтому кроме борьбы с пустыней и саранчой (в их случае не мутировавшей), поселенцы несли и потери – в первые же месяцы бедуины убили двоих из них, были и другие нападения. Йегошуа Коэн, "шериф" Сдэ Бокер, организовал охрану и патрули и наладил сотрудничество с дружественными бедуинскими кланами в противовес враждебным: патроны и медикаменты в обмен на "присматривание" за территорией.

В мае 1953 Сдэ Бокер посетил премьер-министр Давид Бен-Гурион. Визит был случайный: Бен-Гурион осматривал прорубаемую дорогу к кратеру Рамон и заодно завернул к ним. Он настолько впечатлился, что спустя неделю прислал поселенцам прочувствованное письмо, где написал: "За сорок семь лет в стране я видел разные первопроходческие предприятия, ... Но извините, если я скажу, что никогда не видел такого первопроходческого предприятия, как Сдэ Бокер. ... Я никогда никому не завидовал, ... но при визите к вам мне тяжело было подавить в сердце чувство зависти: почему мне не привелось участвовать в таком деле?"

Через несколько месяцев Бен-Гурион решил поучаствовать в деле: он ушел в отставку и в декабре 1953 переселился в Сдэ Бокер. Решение об уходе "на подъем целины" само по себе было неожиданным, но странным для всех был и выбор места: Сдэ Бокер отличался от остальных сельскохозяйственных поселений тем, что не был ни киббуцем, ни мошавом, и не принадлежал ни к одному поселенческому движению. Там жили члены разных партий и движений, и объединяло их только желание жить "на диких просторах": если Хагай Авриэль служил в ПАЛЬМАХе, то Йегошуа Коэн был одним из главных боевиков ЛЕХИ, и в 1948 именно он застрелил в Иерусалиме посланника ООН графа Бернадотта. После переезда Бен-Гуриона в Сдэ Бокер Йегошуа Коэн стал его телохранителем, а затем и близким другом.

Индеец на Ближнем Востоке
Визит Бен-Гуриона в Сдэ Бокер, 1953. Слева Йегошуа Коэн

В 1955 Бен-Гурион вернулся в правительство, но свободное время и отпуска продолжал проводить в Сдэ Бокер, который стал в 1955 киббуцем, но до 1962 не присоединялся ни к какому киббуцному движению, а в 1963, после своей второй отставки, Бен-Гурион снова переехал туда жить. Он много говорил и писал о важности "поднятия" Негева, и придавал этому огромное национальное, экономическое и моральное значение, но на одной из первых пресс-конференций в Сдэ Бокер он сказал о причине своего переезда туда проще: "Люди здесь сумасшедшие, а я люблю сумасшедших". Йегошуа Коэн позже вспоминал: "В начале ребята тут действительно были сумасшедшие. Как говорил Бен-Гурион? "Не все сумасшедшие пошли в Сдэ Бокер, но все, кто пошел в Сдэ Бокер, были сумасшедшие".

Сейчас Сдэ Бокер уже солидный киббуц, и первоначального техасского вдохновителя там почти не помнят. Но иногда вокруг Сдэ Бокер еще проскакивает что-то индейско-ковбойское, сумасшедшее с местным колоритом.

Так что, может, Джесси и не исчез, а все еще скачет по негевским прериям.
Индеец на Ближнем Востоке

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно в дискуссии один из блоггеров оставил комент, что В КНДР ОН ЖИТЬ НЕ ХОЧЕТ! Это, если честно, меня покоробило. С юности встречал людей, которые рассуждали - хотят они что-то делать или нет. НЕ НАДО ЭТО ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕТ, а хотят ли лично они или нет. С годами таких людей встречается ...
недавние происшествия под стенами верховной рады заставляют задуматься над тем, что не так все терпиливы как говорилось раннее. Люди долго терпели то, как над ними проводили эксперементы предидущие власти. Но эти превзошли всех. Урезание ...
— А что это было? — такой вопрос не перестают задавать все зрители циркового представления, прошедшего в субботу в Ростове. Честно говоря, представление прошло не без успеха. Об ...
Дорогие друзья, спасибо всем за беспокойство и добрые пожелания. Прошу считать этот пост ответом на все встревоженные комменты. Сейчас всё объясню. У Васи с вечера 14-го и до середины 15 сентября было 5 судорожных приступов, 2 из них с кратковременной потерей сознания. До этого был один ...
  На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что проект оранжевой революции в России обрел вполне реальные, различимые невооруженным глазом черты. Рассмотрю ситуацию детально и приведу некоторые примеры. Итак, оранжевый, ...