Империя и Революция
arguendi — 04.05.2017 МОСКВА, 3 мая. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин примет в четверг участие в церемонии открытия креста в память о великом князе Сергее Александровиче в Кремле. Об этом сообщила пресс-служба главы государства. Памятный крест был поставлен у Никольской башни в 1908 году на народные пожертвования после убийства генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1905 году. В 1918 году памятник был уничтожен.По мне, так всем новостям новость. Не новость даже, а маркер. Знак. Особенно, если он действительно приедет в Москву именно ради этого.
Все-таки у Путина очень показательные приоритеты. Известно, что столицу он не любит - предпочитает работать в подмосковной резиденции. Последние годы едва ли не половину времени (поменьше конечно, думаю, около трети) проводит в сочинской резиденции. Поднял статус Сочи, чтобы проводить встречи на высшем уровне прямо там. Вчера - Меркель, сегодня - Эрдоган. То есть встречи с лидерами такого уровня для него не повод возвращаться в Москву, чтобы провести встречи с ними там. А вот ради этого он завтра прилетит в Москву.
Даже если не только ради открытия памятного креста он прилетает, все равно очень круто. И очень показательно. Путин однозначно не красный. Симпатии его личные и его окружения (взять того же Сергея Иванова) к дореволюционной России очевидны. Думаю, если б эта элитарная группа могла опереться на широкую народную поддержку, движение страны в сторону России по-русски было бы куда более очевидней, чем сегодня, но, увы.
Сергей Александрович был дядей последнего Государя, пятым сыном Александра II. 4 февраля 1905 году в его карету, подъезжавшую к Никольской башне Кремля бросил бомбу Иван Каляев, член боевой организации эсеров. Надо отдать ему должное - за два дня до этого он не сделал свое черное дело, увидев, что в карете также находится жена великого князя и его племянники.
А женой была старшая сестра Императрицы, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская. После состоявшегося в 1884 году бракосочетания, немецкая принцесса в совершенстве выучила русский язык и всей душой полюбила новую родину. В 1891 великая княгиня Елизавета Федоровна приняла православие, написав перед этим своему отцу:
"...А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз - более полутора лет назад. Я все время думала и читала и молилась Богу - указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь - принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я доставляю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто - оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем - притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне это не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо".
Отец не благословил дочь менять веру, но от своего решения она не отказалась.
________________
Через несколько дней после того как она собственными руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом, великая княгиня посетила в тюрьме убийцу, простила его и подарила Евангелие и маленькую иконку, призвав к покаянию. Кроме того, она подала прошение Императору о помиловании Каляева, но оно не было удовлетворено. Лев Толстой, интересовавшийся личностью Каляева, советовал Репину написать картину на тему этой встречи в тюрьме.
Вскоре после трагических событий Елизавета Федоровна продает свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги покупает на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия: два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.
Сама Елизавета Федоровна поселилась там же и вела активную подвижническую жизнь: ухаживала за тяжелобольными, читала Псалтирь над умершими, вместе с сестрами обходила беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок - самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.
Во время Первой мировой войны настоятельница активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви. Ранее производство протезов в России не имело промышленных масштабов, но с началом масштабных боевых действий все изменилось. При участии великой княгини в 1915 году была организована мастерская по сборке протезов из готовых частей. Эту работу возглавил Владимир Николаевич Розанов - один из лучших хирургов России, впоследствии оперировавший Ленина после покушения и ставший главным врачом Кремлевской больницы. А уже в следующем году началось строительство протезного завода в Москве, первого в России протезного завода, который, кстати, до сих пор работает.
Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после большевистского переворота. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил там Божественную Литургию. Через полчаса после его отбытия великая княгиня была арестована по личному распоряжению Дзержинского. В мае ее перевезли на Урал, а в июле, на следующий день после убийства Царской Семьи, заживо сбросили в шахту на Урале. Вместе с ней погибли:
великий князь Сергей Михайлович,
князь Иоанн Константинович,
князь Константин Константинович (младший),
князь Игорь Константинович,
князь Владимир Павлович Палей,
Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича,
сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини, была перевязана частью ее апостольника. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь. Через несколько месяцев в Екатеринбург вошел Колчак, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
"Очень боюсь, ты подумаешь, что я гордая, самодовольная и чуть не лопаюсь от сознания, будто делаю нечто великое. О, если б ты меня лучше знал… Да что я такое? Ничем не лучше, а то и хуже других. Если кто-то говорит глупости и преувеличивает, чем я виновата? Ведь в лицо мне этого не говорят – знают, что я ненавижу лесть как опасный яд. Я ничего не могу поделать с тем, что меня любят, но ведь и я люблю людей, и они это чувствуют. Я делаю для них что могу и в ответ получаю благодарность, хотя и не должно на это рассчитывать" (из письма великой княгини Николаю II, 18 апреля 1909 г.)
P.S.
Элиты, настоящие аристократические (наследственные) элиты необходимы. Да, они не идеальны, могут деградировать (вплоть до революционного состояния) и т.д., но никто и не говорит об идеальности. Идеальность чего-либо на нашей грешной земле - миф, утопия. Тут дело в другом. Если нет родовой властной аристократии, мы лишаемся возможности иметь ДОСТОЙНЫЕ элиты. Плохие и даже ужасные у нас будут в наличии всегда - и при аристократическом происхождении, и при республиканско-демократическом. А вот ДОСТОЙНЫЕ элиты рождаются только на почве наследственной аристократии.
P.P.S.
Это Иван Каляев в 18 лет:
Какая поразительная все-таки разница между теми "русскими мальчиками", что 100-150 лет назад добровольно шли на плаху во имя идеи Революции, и тем оппозиционно-революционным шлаком, что мы наблюдаем сейчас. Я, естественно, не одобряю революционный террор, речь о другом - и в ту эпоху хватало низких и подлых личностей, но, по крайней мере, тогда были и действительно мощные и искренние натуры. Сегодня же, общий духовный кризис русского общества отразился даже на наших режимоборцах - теперь это либо проходимцы а-ля Навальный и Яшин, либо "хомячки", либо "демшиза".
На суде в Москве, 5 апреля 1905 года, Каляев произносит речь:
"Я - не подсудимый перед вами, я - ваш пленник. Мы - две воюющие стороны. Вы - представители императорского правительства, наемные слуги капитала и насилия. Я - один из народных мстителей, социалист и революционер. Нас разделяют горы трупов, сотни тысяч разбитых человеческих существований и целое море крови и слёз, разлившееся по всей стране потоками ужаса и возмущения. Вы объявили войну народу, мы приняли вызов!... Суд, который меня судит, не может считаться действительным, ибо судьи являются представителями того правительства, против которого борется партия социалистов-революционеров".
Николай II хотел помиловать убийцу, при условии если тот подаст прошение о помиловании, но Каляев отказался. Согласитесь, это же самая настоящая религиозная вера - вера в Революцию. И именно эта вера в той или иной степени овладела русскими умами в позапрошлом столетии, что и предопределило судьбу Империи.
Иоанн Флоринский, протоиерей тюремного Иоанно-Предтеченского собора в Шлиссельбургской крепости, рассказывал:
Я никогда не видел человека, шедшего на смерть с таким спокойствием и смирением истинного христианина. Когда я ему сказал, что через два часа он будет казнен, он мне совершенно спокойно ответил: «Я вполне готов к смерти; я не нуждаюсь в ваших таинствах и молитвах. Я верю в существование Святого Духа, Он всегда со мной, и я умру сопровождаемый Им. Но если вы порядочный человек и если у вас есть сострадание ко мне, давайте просто поговорим как друзья». И он обнял меня!
Каляев сразу после убийства великого князя.
P.P.P.S.
Тоже вот новость интересная:
В яме под номером девять найдены останки 42 человек, в основном очень молодых. Некоторые из них, скорее всего, были юнкерами. Также найдены кости не менее десяти девушек. Их биологический возраст - 18–24 года. Частично сохранились элементы одежды, косички. Получается буквально как в стихотворении Солоухина:
Под какими истлели росами
Не дожившие до утра
И гимназистки с косами
И мальчики-юнкера?
Я многое готов понять и принять, но как можно не обливаться холодным потом, глядя на наших предков, однажды своими руками начавших крушить тысячелетнее здание исторической русской государственности? Как можно не смотреть на эти картины революционного безумия с ужасом и не видеть в них страшную, самоубийственную катастрофу целого народа?
Статуи мучеников XX века на западном фасаде Вестминстерского аббатства, четвертая слева -
великая княгиня Елизавета Федоровна. Канонизирована РПЦЗ в 1981 году, РПЦ - в 1992 году. День памяти - 18 июля.
|
</> |