Имидж современного учителя, какой он?
Алла Гурьева — 02.03.2011Имидж современного учителя, какой он?
Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда.
«Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в
поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они
догадываются?
Учитель загнан в прокрустово ложе системой образования и
требованиями, предъявляемыми к его личности и деятельности.
Что касается требований к личности учителя, то их целое множество, вот некоторые из них: учитель должен быть примером во всём, его репутация должна быть безупречной, знания разносторонними, поведение безукоризненным, общение с людьми правильным и образцовым.
Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности, вообще можно назвать «вселенскими»: обязательная высокая результативность успеваемости, использование на уроках последних достижений инновационных педагогических технологий, личные публикации в научно-методических журналах, подтверждение своих творческих способностей в миллионах ненужных конкурсов, постоянные аттестации по повышению уровня квалификации. Продолжать можно до бесконечности. Задыхаешься от этих требований. «А если?..» – «Отключим газ!» Помните эту шутку из «Бриллиантовой руки», когда управдом заставляла распространять лотерейные билеты среди жильцов? Ситуация в школе похожа на эту. Суть такова: шаг влево, шаг вправо – расстрел на месте.
В результате учитель загнан в угол устаревшими традициями, консерватизмом, становится похожим на чеховского Беликова: «Как бы чего не вышло…» Зачастую учитель теряет самобытность, свою оригинальность, он «унифицируется».
В кинофильмах прошлых лет имидж, образ учителя в «классическом
варианте» выглядит примерно так: строгий тёмный костюм
(«унифицированный»), внимательный серьёзный взгляд, непременно
из-под очков (много читает, бедняга, совсем зрения лишился на почве
служения просвещению), правильные речи о всеобщем торжестве
справедливости, полное отречение от всего личного во имя торжества
и процветания Родины. Вспомните Марецкую в фильме «Сельская
учительница», чтобы убедиться в достоверности сказанного. Правда, в
то время положение учителя в обществе было достаточно высоким по
социальному статусу. Сейчас имидж учителя свергнут с былых высот
окружающей действительностью.
В любимом нами новогоднем фильме Рязанова к главной героине на
Новый год приходят подруги. Учительница в исполнении Ахеджаковой –
разве это не ирония над имиджем учителя? Наивная, простая,
искренняя, нелепо одетая, она с затаённым восхищением смотрит на
подругу, когда та целуется с «Ипполитом», радуется за неё, потому
что самой не довелось испытать в жизни личного счастья, жизнь
прошла за тетрадками в школе и дома… И если эта рязановская ирония
над учителем добрая, сочувствующая, сопереживающая и уважительная,
то современные книги, передачи по телевидению выставляют учителей
полными недоумками. Чего стоит хотя бы подобного рода шутка
каких-то там «новых бабушек» в юмористических передачах:
- Слышь, Матвеевна, ты кем работала в молодости?
- Учительницей!
- То-то я думала: почему ты такая дура?
Галустян, знаменитый КВНщик, если кто не помнит, так тот вообще
создал «новый имидж» учительницы, которая у него только тем и
занята, что собирает доллары для ремонта класса, на шторы и прочее…
И выглядит самым страшным образом: старомодная, с пучком волос на
голове, в немыслимо отвратительных очках, злая и жадная. Спасибо,
ребятушки, постарались! Во имя чего только? Это всем понятно, за
что родину предают.
Дарья Донцова в своих детективах тоже склонна изображать учителей
тупоголовыми, ограниченными монстрами, которые совершенно не
понимают таких хорошеньких детишек из посёлка, расположенного
неподалёку от Рублёвского шоссе.
Говорят, «Мерседес» - это у нас давно уже не марка машины, а имидж.
С этой точки зрения имидж учителя ничто, потому что за всю свою
жизнь он не заработает на «Мерседес». И этим сказано многое по
отношению к имиджу учителя в нашем обществе, если не всё. Только ли
экономический фактор определяет имидж учителя? Разумеется, нет. Но
имидж высокого благосостояния, уверенности в себе, в своих
возможностях не сопутствует имиджу учителя, увы! Почему же так
произошло в обществе, что профессия учителя стала непрестижной?
Прежде всего потому, что она не даёт материального благосостояния.
А счастье, как известно, это полная реализация как моральных, так и
материальных потребностей. Если моральные потребности можно
реализовать в профессии учителя, то о реализации материальных
потребностей забудьте.
По данным социологических исследований, с точки зрения детей имидж
учителя занимает второе место среди десяти профессионально значимых
качеств учителя. На учителя смотрят внимательно. Вызовет ли у людей
почтение человек полуголодный, бедный, измученный жизнью, плохо
одевающийся из-за своих скудных материальных возможностей,
истерзанный амбициями учеников, их родителей, руководства? Вопрос
риторический. Героини Донцовой, как и в жизни, приезжают в школу на
дорогих иномарках, в шикарных нарядах, с сумочками в руках,
стоимостью в годовые зарплаты учителей… «Непорядок в Датском
королевстве»…
Иногда задумываюсь: что в своей жизни сделала не так? Почему
заманчиво мерцающие витрины магазинов не для меня? Путешествия,
машины, дом и все остальные материальные блага мира – не для
меня... Отдать – всё, получить – ничего. Это главная черта имиджа
учителя. Профессия учителя непрестижна, талантливая молодёжь не
поступает в педагогические вузы. «Придут честолюбивые дублёры, дай
Бог им лучше нашего сыграть!» - поётся в песне. А кто придёт в
школу?
Что нас ждёт в будущем?
|
</> |