Имея к тому же не русское имечко Эрнст

топ 100 блогов mark60w — 27.08.2024

              Осенью 1974 года на гастроли в Ленинград приехал Московский театр на Таганке. Один из главных оплотов московской фронды смотрелся в Романовском Ленинграде весьма странно. Хотя ледниковый период романовского правления с выдавливанием из города всего живого и кажущегося городским властям подозрительным и опасным, только начинался относительно легкими заморозками, но Театр на Таганке даже тогда был чужд учреждаемой ледяной пустоши. Тогда был привезен в Ленинград «Гамлет».  К сожалению, мне не довелось посмотреть этот спектакль. А в мартовских гастролях в Таллинне, когда я впервые попал на спектакль «Таганки» Высоцкий участия не принимал. Соответственно не было и «Гамлета». Надо сказать, что в ленинградских гастролях театр был представлен практически всей труппой. И кроме вредоносных спектаклей сомнительной художественной ценности, артисты проводили творческие вечера в трудовых коллективах колыбели революции. Проведение творческих вечеров в колыбели окончательно вывели из себя Первого Секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Васильевича Романова и более до самого окончания Советской власти Театр на Таганке не осквернял своим присутствием Ленинградской земли. Даже после того, как Романова перевели в вожделенную Москву. На одном из концертов, который давали артисты Театра на Таганке, выступал со своими пародиями тогда еще относительно малоизвестный за пределами театра Леонид Филатов. В Филатовской пародии на поэму Андрея Вознесенского «Оза» была следующая строка: «В век синхрофазотрона не выгодно быть Неизвестным, имея к тому же не русское имечко Эрнст». Вот так я узнал о существовании одного из самых ярких скульпторов второй половины ХХ века Эрнста Неизвестного.

            Эрик Иосифович Неизвестный родился в 1925 году в Свердловске. А Эрнстом он стал в августе 1942 года при мобилизации в Красную армию. Лейтенант Эрнст Неизвестный, тяжело раненый в апреле 1945 года три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником. В 1955 году стал членом секции скульпторов московского отделения Союза художников.  В 1962 году, на знаменитой выставке в Манеже произошло лобовое столкновение Неизвестного и Хрущева. О том, что произошло там, можно узнать со слов самого Неизвестного, прочитав его очерк «Диалог с Хрущевым». Хрущев был необычным человеком. Несмотря на принадлежность к высшей номенклатуре КПСС, он разительно отличался от окружавших его в этой среде Ильичевых, Шелепиных и Серовых, найдя для себя возможным дискутировать с подставленным для публичной экзекуции, на тот момент еще, полу-опального скульптора. «Вы интересный человек, такие люди мне нравятся, но в вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы вас уничтожим. Если победит ангел, то мы вам поможем». И он подал мне руку»-рассказывал потом об этом сам Неизвестный.  Тем не менее, в последствие, Неизвестный был исключен из Союза художников, лишён мастерской, после чего работал на заводе, литейщиком, каменщиком. Под псевдонимом помогал официальным художникам. 

             На фоне издававшегося в Советском Союзе,  издания, выходившие в серии "Литературные Памятники" выглядели весьма необычно. Многое из изданного не подходило для настольного чтения жителя страны победившего социализма. Начало особенности "Литературных Памятников" было заложено в 1948 году отцами-основателями серии Дживелеговым и Эфросом. Один был членом ЦК партии кадетов, а другой- братом купцов первой гильдии и банкира. Само физическое существование двух подобных экземпляров в Советском Союзе уже было нонсенсом, а издание каких-либо произведений- нонсенсом вдвойне, а может и втройне. Думается мне, что кроме определённой категории читателей, эти издания не пользовался никто. Апулеевский "Золотой осел", "Переписка Ивана Грозного с Князем Курбским", "Элексиры сатаны" Гофмана, "Петербург" Андрея Белого-со всем этим мы смогли познакомиться благодаря "Литературным Памятникам".

           В 1970 году в серии "Литературные памятники" вышел роман Достоевского с иллюстрациями Эрнста Неизвестного. Это был Поступок. Во-первых опальный скульптор, исключенный из Союза художников и лишённый возможности творить. Во-вторых, сами иллюстрации, бесконечно далёкие от Социалистического реализма. Неизвестный сделал зримыми не только героев романа, но и их  мысли. Подобное мог создать только Он.

Внутренний мир Свидригайлова
Внутренний мир Свидригайлова
Двойники (Свидригайлов/Раскольников)
Двойники (Свидригайлов/Раскольников)
Сон (Всеобщее убийство)
Сон (Всеобщее убийство)
Несвершившееся величие
Несвершившееся величие
Вера-отчаяние
Вера-отчаяние

"Что было потом?" - спросите вы. Потом было его преследование, его выдавливание из страны. В течение года за Неизвестным велась слежка, в последний год пребывания в СССР скульптора избивали на улице, ломали пальцы на руках. Видимо коммунистическая партия решила, что победил сидящий внутри Неизвестного дьявол. Очевидно для того, чтобы освободить место Вучетичам, Церетели, Глазуновым, требовалось выдавить Неизвестных и Шемякиных. Но до выезда из СССР,  Эрнст Неизвестный создал ещё один шедевр- это надгробие Никиты Сергеевича Хрущева, который завещал, чтобы на его могиле стоял памятник работы Эрнста Неизвестного.

Имея к тому же не русское имечко Эрнст


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Покопалась в фоточках, нашла кучу забытого сьестного, примерно мой двухнедельный рацион Это обед мой сегодняшний. тот, что слева. сайгонки Это немношко тортиков это вчерашний обед в столовке это позавчерашний ужин вроде завтрак когда-то это тоже субботний ужин обе ...
Московская Ячейка ДСПА и СД «Вперед» вывесили баннер с надписью «Был бы мед – а пчеловоды найдутся» на Большом Каменном мосту, рядом с Кремлем. Тем самым активисты социалистических организаций заявили свое мнение по поводу отставки мэра ...
В Великобритании снова вспыло дело Александра Литвиненко, который был убит 10 лет назад. Британцы, конечно, те еще паяцы: они бы еще начали вновь расследовать убийство Эдуарда Второго, совершенное в 14-м веке. Премьер-министр Великобритании Камерон винит в убийстве Литвиненко Россию, пре ...
В 1565 году Франсуа Деспрес, парижский издатель, иллюстратор и книготорговец, создал серию резных работ на дереве «Юмористические мечты Пантагрюэля». Странные гравюры Desprez были заказаны его помощником и другом принтером Ричардом Бретоном. Вероятно, вы видели интерпретационную ...
Бывший депутатом Госдумы двух созывов, а до этого - Верховного Совета СССР. Виртуально я с ним был знаком: он довольно часто комментил мои посты в ЖЖ эпохи 2010-2015 гг., поддерживал акции "Сталинобуса", и вообще, высказывался о текущей политике. Довольно резко, с некоторым ...