Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая

топ 100 блогов ida_mikhaylova06.04.2024
Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая

25 марта 1855 года в Нижнем Новгороде родилась Мария Хрисанфовна Свентицкая, педагог, деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Окончила педагогический класс при Нижегородской женской гимназии, Московские высшие женские курсы, работала учительницей, содержала в Москве частную гимназию с совместным обучением мальчиков и девочек и платный детский сад при ней.

Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая

Хорошо известен был и платный детский сад при частной гимназии Марии Хрисанфовны Свентицкой. Первый раз М.X. Свентицкая получила свидетельство на открытие детского сада в 1900 г. по адресу: Б. Власьевский пер., д. 7, кв. 10. Открыв в 1907 году частную гимназию, в апреле 1909 г. она получила разрешение на детский сад для 30 детей.

Опыт работы детского сада был обобщен в книге «Наш детский сад», опубликованной в 1913 году. После революции М.X. Свентицкая по своей инициативе передала детский сад в ведение Наркомпроса. Детский сад территориально вошел в опытно-показательную станцию, которая объединила 6 детских домов Фрунзенского района и имела свою школу (по адресу: Денежный пер., д. 7).

Свою систему Мария Хрисанфовна называла системой «разумного свободного воспитания», противопоставляя ее анархическому направлению. Под свободой ребенка подразумевалось освобождение ребенка от насилия над детской природой, его самостоятельность и активность.

В системе воспитательной работы большое место отводилось руководящей роли воспитателя. Были сформулированы основные принципы воспитания: учет возрастных особенностей и индивидуальный подход к ребенку, предоставление детям возможности для проявления инициативы и самостоятельности, установление определенных норм нормального поведения, повседневное изучение детей.

В детском саду обращалось большое внимание на воспитание ценных навыков, привычек и умений, навыков личной гигиены, развитие ловкости, быстроты движений. Детей приучали прекращать игру с началом организованных занятий, внимательно слушать объяснения воспитательницы, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, ласково обращаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти навыки вырабатывались постепенно организованным проведением занятий и воздействием воспитательницы на детей, в общении с ними в играх и во всей жизни детского сада.

М.X. Свентицкая считала, что в детском саду ребенок должен чувствовать себя как дома — просто, легко, свободно и весело. А для этого необходимо внимательное и заботливое отношение к каждому ребенку, индивидуализация приемов воспитания, отсутствие насилия над ребенком, но последовательность и твердость в исполнении раз поставленных требований, достаточное количество интересных для ребенка игр и занятий, общая атмосфера спокойствия и ласки.

В детском саду был выработан четкий режим: в 10 часов начинались групповые занятия по предложению воспитателей; с 11 до 12 — свободные игры и занятия детей во дворе или в помещении; в 12 часов — завтрак; с 12.30 до 13.30 — подвижные игры под музыку, пение; с 13.30 до 14 — второе занятие, после которого дети расходились по домам.

Содержание занятий в детском саду включало:

— наклеивание разноцветных бумажек и составление из них фигур (мозаика);
— раскрашивание картинок; вышивание цветными нитками;
— сгибание бумаги, вырезывание;
— постройка из кубиков, кирпичиков, песка, работы из деревянных спичек;
— рисование и лепка;
— пение под аккомпанемент рояля и без него;
— подвижные игры;
— беседы по картинам;
— разучивание стихов, песен;
— групповые работы с песком.

Сама М.Х. Свентицкая была талантливым рассказчиком и свой опыт обобщила в книге «Рассказывание», опубликованной в 1916 году. Она составила прекрасный сборник «Русские народные сказки» для маленьких детей.

М.Х. Свентицкая вместе с коллективом разработала детальную схему отчета и учета работы. Схема требовала конкретной постановки воспитательных задач, определения «условий, способов и приемов для достижения целей».

В саду работала «Гигиеническая комиссия», выбранная из среды родителей, способствовавшая гигиенизации жизни ребенка в семье. Во всем чувствовалась методическая работа: проводились еженедельные собрания руководительниц, на которых анализировалась проведенная работа, намечались задачи, проходило взаимное обучение на почве практического дела. Работа детского сада М.Х. Свентицкой была известна далеко за пределами Москвы.

Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая
Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая
Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая
Автор рассказов для детей: Мария Хрисанфовна Свентицкая, 1855 — 1932 годы
Автор рассказов для детей: Мария Хрисанфовна Свентицкая, 1855 — 1932 годы


Свентицкая, Мария Хрисанфовна (1855-1932). Наш детский сад (из опыта дошкольной работы Детского городка имени III Интернационала при Наркомпросе в Москве) / М. Свентицкая. — Москва : Новая Москва, 1924. — 255 с. : табл.; 17 см. — (Библиотека «Вестник просвещения»).
Свентицкая, Мария Хрисанфовна (1855-1932). Наш детский сад (из опыта дошкольной работы Детского городка имени III Интернационала при Наркомпросе в Москве) / М. Свентицкая. — Москва : Новая Москва, 1924. — 255 с. : табл.; 17 см. — (Библиотека «Вестник просвещения»).

Можно скачать и прочитать здесь:Библиотека «Вестник просвещения»

Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая
Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая
Имена. Мария Хрисанфовна Свентицкая

#веснаестьвесна

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прогулка по Перми. Город с высоты 25-го этажа, Кама, знаменитое "Счастье не за горами", две гостиницы - из которой похитили и увезли на расстрел брата Николая II Михаила, фактически последнего русского царя, и в которой был написан "Танец с саблями", "Башня смерти" и многое другое. ...
Группа "Alphaville",это группа не одного,а целых двух хитов. Немец Мариан Голд сразу сделал то,что другим не удается за всю жизнь. Написал гимн своего поколения. Но сегодня не о "Вечно молодом",а о "Big in Japan". Как признался сам Мариан в1977 году он часто бывал в одном из берлинских ...
Как думаете, когда и после чего можно будет простить россиян?? Потому, что есть и такое мнение: Не прощать россиянам. Просто не прощать. Не забывать издевки, телевизионный ад, Тузлу, Институт стран СНГ, Брат-2, запреты на ввоз, удары в спину, брызганье слюной, "на Украине", потопленные на ...
Чокак дела? Я обленился сюда писать. Дать бы мне пизды. Хочу на рыбалку, а погоды нет. Ветра, холода, град, извержения ...
Методы украинских боевиков Украинская армия так относится к своим собственным городам и сёлам, что кажется, будто они в них никогда не жили и никогда связаны с ними не были. Они действительно применяют тактику выжженной земли по отношению к населенным пунктам. Яркий тому пример – ...