Илья Рашап.
prophotos_ru — 10.06.2011
Обнаженная натура — одна из древнейших тем в изобразительном
искусстве. В этом плане, женская нагота веками манила к себе
живописцев, скульпторов, а потом и фотографов, преуспев в этом
гораздо больше, чем мужская. Отражая разные времена и культуры,
женское тело в истории мирового искусства олицетворяло все, от
порока до божественности. Меняются эпохи, а с ними образы и формы
их выражения, но искусство остается искусством, если на картине
обнажено не только тело, но и душа.
О философии обнаженной натуры, прелестях и трудностях жанра
рассказывает признанный художник в жанре арт-ню, победитель премии
«Лучший
фотограф 2010» Илья
Рашап.
Илья, Расскажите немного о себе. Как началось ваше
увлечение фотографией?
Вряд ли моя история сильно отличается от тысяч других. Конечно все
началось с банального фотоотчета о турпоездках из серии «смотрите,
я тут был, вот я на фоне собора-моста-мумии». Попутно
снимались конечно пчелки на цветочках и так далее.
Однажды я встретился поболтать со своим бывшим одноклассником. Он
окончил ВГИК и долгое время работал фотографом. А на момент
встречи сменил вид деятельности и стал кинооператором. Вот он-то и
предложил мне взять «поиграться» комплект старого студийного
освещения, который валялся у него без дела. Я попробовал. Сейчас
даже смешно вспоминать те первые опыты.
Я искал потенциальных моделей по сайтам знакомств, уговаривал их — это адский труд, доложу я вам… Разговоры из серии «А секс будет? Нет? А-а, ну нет, тогда не интересно…»
Потом кто-то подсказал мне, что есть фотосайты… Потом мне захотелось большего. Большего хочется всегда. Скажем так — с каждой новой ступенью ты понимаешь сколь бесконечна эта лестница. Немного пафосно получилось, но суть мысли эта фраза отражает довольно точно.
Сейчас «игры» имеют примерно такой результат, но это тоже всего
лишь ступенька:
К слову сказать, случайно одолженным у одноклассника оборудованием я пользовался года два, не меньше.
Для многих «Илья Рашап» — синоним «волшебник жанра ню». Жанр, наверное, один из самых сложных, ведь далеко не всем удается превратить изображение обнаженного тела в произведение искусства. Расскажите, как вам это удается? Как вы пришли к арт-ню? Какими качествами и опытом должен обладать фотограф, чтобы успешно работать в этом жанре?
Хах :-) Главное, чтобы для меня самого я никогда не стал синонимом «волшебника».
Я не «пришел к арт-ню», я фактически с этого начал. То есть
первые мои съемки с моделью были уже в этом жанре и до сих пор он
остается моим любимым в творчестве. Хотя мне очень интересно
снимать fashion, портрет, имиджевые сессии и даже рекламу.
Если чуть увести в сторону разговор, то скажу, что я не способен постоянно снимать в одном и том же стиле и жанре. Становится скучно, хочется чего-то нового, движения, динамики, смены настроения. Судя по тому, что я наблюдаю вокруг, не все придерживаются такой точки зрения, но для меня это совершенно справедливо. Хочется быть разнообразным. Если уж на то пошло, то даже ню можно снимать совершенно по-разному. Возьмите хотя бы эротическую и эстетическую составляющие, — насколько различаться может подход к съемкам…
Кстати, я не считаю ню каким-то в особенности сложным жанром. Просто есть своя специфика. Но это утверждение будет справедливо и для любого другого направления в фотографии.
Мне кажется, что тут многим сложно уйти от спекуляции на
красивом женском теле. Если выразиться кратко, важно не
«сфотографировать красивое», а «красиво сфотографировать». В данном
случае от перемены мест слагаемых меняется ВСЕ :-) Вот как только
понимаешь эту разницу, мысли начинают двигаться в совершенно другом
направлении.
Прелести профессии фотографа ню очевидны. А в чем сложность работы в арт-ню и эротике? Как чувствует себя мужчина, который постоянно находится в окружении неприкрытой красоты?
Хочется задать ответный вопрос, в чем очевидные прелести профессии по вашему мнению? :-)
Если серьезно, то основные сложности находятся в области
зрительского восприятия, а не в самой съемке. То есть целевая
зрительская аудитория данного жанра в очень большой своей части
состоит не из ценителей фотографии, а из желающих посмотреть на
«сиськи» и «жопы» (извините за сленг, но именно такие определения
наиболее точно характеризуют определенный интерес и
комментарии).
Очень сложно привыкнуть к тому, что ты публикуешь фотографию, а оценивают девушку, да еще зачастую и в скабрезной манере. Нет, конечно я говорю не о всех, но о достаточно существенной части зрителей данного жанра.
С другой стороны, со временем становишься более независимым и спокойным в отношении зрительского мнения и многие вещи перестают беспокоить — дело опыта. Есть, опять же, и очевидные плюсы — это самый популярный жанр, вряд ли кто поспорит с этим фактом.
Если рассуждать о второй части вопроса, об отношении к обнаженной девушке перед тобой во время съемки, то есть в этом что-то порочное — что уж греха таить :-) Конечно я не могу дать общего ответа — все очень по-разному это воспринимают. За себя скажу, что в случае необходимости я достаточно легко могу абстрагироваться даже в случае очень вызывающей темы. Я этому не учился и никак не развивал — просто умею и все.
Другое дело, что быть бесчувственным автоматом тоже никак нельзя
— для меня на съемке крайне важна атмосферность, настрой. Это
передается энергетически, и это должны чувствовать и фотограф, и
модель. Например, я никогда не буду во второй раз снимать девушку,
с которой у меня не складывается психологический контакт, как бы
красиво она не получалась в кадре.
Есть ли у вас фотография или проект, которые запомнились вам больше всего. Что было особенного в этой съемке?
Проекта нет. В целом, я считаю свое нынешнее состояние как фотографа чуть ли не одним из начальных этапов и только сейчас прихожу к тому, чтобы начать заниматься не отдельными съемками, а снимать именно большие проекты со сложной, многокадровой историей. Всему свое время. Тем более, что сейчас у меня гораздо больше возможностей такие проекты осуществлять.
А фотографии есть, за которые мне не стыдно (по крайней мере,
сейчас). Их немного, но с другой стороны того, что по-настоящему
нравится много быть и не может. По гамбургскому счету, если за год
получилась одна или две хорошие фотографии, то можно считать, что
год прожит не зря :-)
Особенное — это всегда психологические ощущения. Состояние, когда
ты ловишь драйв, — не могу лучше объяснить… Когда все начинает
получаться, некое ощущение эйфории в момент съемки.
С каким оборудованием предпочитаете работать? Если бы пришлось выбрать только одну камеру и объектив навсегда, на чем бы остановился ваш выбор?
Вы знаете, я никогда не сосредотачивался очень сильно на техническом аспекте. Я разбираюсь в этих вопросах ровно настолько, насколько мне это необходимо. Узнаю что-то новое тоже по мере возникновения потребности.
Я долго снимал топовой зеркалкой Canon (которая 1Ds Mark III), потом так случилось, что у меня ее украли в северной столице, и я решил до выхода 1Ds Mark IV купить 2-ю пятерку. Кстати, довольно неприятное ощущение, когда у тебя воруют кофр с фото оборудованием, никому не посоветую испытать на себе :-)
Касаемо объективов: забавно, что чем дольше я снимаю, тем меньше и легче становится моя фотосумка. Когда я только начинал, я закупил довольно большое количество дорогих зумов, которые сейчас пылятся у меня на полке за ненадобностью. 99 процентов всех фотографий я снимаю одним объективом 85 mm F1.2, и мне его вполне достаточно.
Единственное исключение составляют свадьбы, где приходится носиться с двумя фотоаппаратами и двумя зумами — ибо… ну кто снимал, понимает почему.
Очень хочется купить Хассель. Но опять же. это не тот
фотоаппарат, который может быть единственным. Если провести
аналогию, это как купить в семью единственную машину — Ferrari.
Что для вас вдохновение? Замечали, как чаще всего приходят идеи для съемок — после просмотра кино, в путешествиях или может во сне?
Не сочтите за кривляние, но передо мной никогда не стояла такая проблема. Породить какую-то идею не представляет сложности. В любом месте и в любое время.
Может быть по разному — кадр, мелькнувший в клипе, хорошая операторская работа в кинофильме, какой-то талантливый фотопроект. Обычно берешь не готовое решение конечно же, а некую потенцию — толчок к творческой мысли, потом идея обрастает подробностями, и вуаля :-)
Можно придумать идею на пустом месте из ничего, как часто и делается.
Ко всему прочему, я чаще работаю не с чистой идеей (то есть с
контентом), а стараюсь пользоваться именно художественным языком —
светом и композицией, а это уже существенно другой подход. Хотя
одно другое совершенно не исключает.
Вы часто проводите мастер-классы. Что из себя представляет современное фото сообщество? Что хорошего вы наблюдаете, что пугает?
По-настоящему пугает количество Гениев. Такой период бывает у всех (я тоже не избежал в свое время). Часть людей это состояние проскакивает, но многие задерживаются надолго.
На мастерклассы приходит два типа людей:
* начинающие, которые ЕЩЕ понимают, что им нужно учиться;
*уже состоявшиеся фотографы, которые УЖЕ понимают, что им нужно
учиться.
А вот между этими двумя состояниями фотографа находится очень
толстая прослойка «Гениев». Это те, кто не учится и не хочет
учиться, ибо они и так все умеют и знают. Так вот, пугает именно
толщина этой самой прослойки — великоват диаметр с моей точки
зрения.
Иногда также бытует мнение (зачастую очень агрессивное и считающее своим долгом высказаться громко), что «фотографии научить нельзя». В целом это мысль верна, однако «фотографии можно помочь научиться». Что уже немало, согласитесь. Если человек сам не захочет, то конечно же он ничего ценного не получит, — однако при его желании он может получить вектор движения. Возможность начать мыслить иначе… Да и весь прогресс человечества построен на возможности обучения, если задуматься.
На самом деле мне самому крайне интересно заниматься этим видом деятельности, поскольку это заставляет меня сфокусировать и вербализировать собственные мысли.
Касаемо же фотосообщества в целом, есть один главный фактор,
который имеет две стороны медали — массовость. Плохая сторона (к
сожалению, почти неизбежная) — общий низкий культурный уровень
восприятия фотографии как искусства. Хорошая сторона — большая
популярность и приличная доля вызова амбициям, если есть желание
быть замеченным в такой развитой теме.
Какой вы во время съемки: строгий, спокойный, веселый? Такой же как в жизни?
Как в жизни. Едкий и ироничный :-)
Серьезно, мне кажется, что на съемке нужно быть самим собой. И
очень важно уметь общаться, совершенно не понимаю как без этого
можно что-то сделать.
Фотография позволяет вам всецело реализовать ваше творческое начало? Кем бы вы хотели быть, если бы не стали фотографом?
Если честно — да, вполне позволяет. Другое дело, что я не реализовал еще и десятой части, я надеюсь. Так что можно еще очень долго этим заниматься.
Если не фотографом, то хирургом. Знаю, что странно звучит,
но это моя неосуществившаяся мечта. Поскольку хирургом мне уже не
быть, остается всплакнуть и остаться фотографом.
Что такое по-вашему, гениальная фотография? Вам удавалось приблизиться к этом стандарту, как вы сами считаете? Как вы воспринимаете общественное мнение по поводу вашего творчества?
Гениальность фотографии проверяется временем. Также как и музыки, литературы, живописи… Если ваше творчество остается актуальным через годы — значит это гениально.
Насчет себя я конечно не могу ответить — этот вопрос нужно задавать зрителям. Сам я считаю, что только-только начал что-то понимать в том, к чему мне хочется стремиться и куда двигаться в своем развитии как фотографа. Все еще впереди.
Общественное мнение просто есть. Я именно так к этому отношусь. То есть небо голубое…
Собственно говоря, довольно опасная и лицемерная позиция — игнорирование общественного мнения. Конечно, фотограф в первую очередь снимает для себя, но хотел бы я взглянуть на того художника, которому не нужен зритель.
Хочется признания, хочется востребованности и даже популярности
— мне кажется это нормальным. Но фотограф прежде всего сам для себя
должен быть жесточайшим критиком — это единственный залог роста.
Мне так кажется.
Какая амбиция еще не реализована?
В плане творческом не реализовано масса всего!
В плане профессиональном… Есть такое замечательное выражение
«Фотограф снимает то, что продается, а хороший фотограф продает то,
что снимает». Вот мне очень хочется когда-нибудь стать хорошим
фотографом.
Самый полезный совет, который вы когда-либо получали? Каким будет ваше напутствие начинающий фотографам?
Никогда не становитесь «Гениями».
Сайт Ильи Рашапа
ЖЖ
За интервью спасибо Дмитрию Чебакову и photointerview.ru