Иллюстрация к первой публикации повести «Собака
germanych — 17.07.2017Иллюстрация к первой публикации повести «Собака Баскервиллей», 1901 год.
Одним из главных создателей образа культового героя всех времён – Шерлока Холмса, был английский иллюстратор Сидни Пэджет. Хотя не он был первым, кто взялся за иллюстрацию рассказов о знаменитом сыщике, но именно он первым точно схватил и развил образ, который Конан Дойл воплотил на страницах своих рассказов. Сидни Пэджет с 1891 году сотрудничал с лондонским журналом «The Strand Magazine». Именно в этом журнале впервые были напечатаны почти все рассказы о двух приятелях с Бейкер-стрит.
Поначалу Пэджет иллюстрировал другие истории. В августовском номере «The Strand Magazine» за 1891 год впервые появилась иллюстрация Пэджета к рассказу о Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне («Союз рыжих») и с тех пор началось сотрудничество Конан Дойля и Сидни Пэджета по созданию образа великого лондонского сыщика.
Рис: иллюстрация к рассказу «Союз рыжих» Сидни Пэджета, «The Strand Magazine», август 1891 года. Внизу рисунка стоят инициалы Пэджета – SP.
Именно Пэджет придумал знаменитый атрибут Холмса – двухкозырьковую шапку для охоты на оленей. Правда у Пэджете Холмс носит этот головной убор довольно редко – лишь при поездках за город – позднее эту деталь стали эксплуатировать слишком часто, а в советском фильме с Василием Ливановым в главной роли Холмс вообще почти не расстаётся с этой шапкой. Что, вообще говоря, смотрится довольно комично, поскольку на лондонских улицах человек круга Холмса не мог носить такой головной убор.
В начале XX века в образ Холмса были внесены определённые дополнительные коррективы актёром Уильямом Джиллеттом и работавшим на основе созданного актёром образа американским иллюстратором Фредериком Дорр Стилом. Однако именно Сидни Пэджету доверил Конан Дойл иллюстрацию своей повести «Собака Баскервиллей». Этим романом Дойл, прервал более чем семилетнюю (с декабря 1893 по август 1901 г.г.) паузу в рассказах о Холмсе (напомню, что Дойл «убил» Холмса в рассказе «Последнее дело Холмса», вышедшем в 1893 году).
«Собака Баскервиллей» печаталась в «The Strand Magazine» с августа 1901 года по март 1902 года. Предлагаю просмотреть уникальные иллюстрации Сидни Пэджета к этой детективной повести, наверное одной из самых известных детективных повестей в мировой культуре.
«Он снова изучил её [трость] при помощи увеличительной линзы».
«Его взгляд остановился на палке в руке Холмса»
«Доктор Мортимер повернул рукопись к свету и начал читать»
«Там в центре, прямо где упала, лежало тело несчастной служанки»
«Его тело было обнаружено»
«Я заметил, как его глаза впились во что-то за моим плечом»
«Вот наш человек, Уотсон! Идём следом»
«[Почему же вы меня сразу не позвали?] Какой грех на вашей совести!»
«Он записал о встрече на манжете»
«Это Баскервиль-Холл, в центре»
«Сэр Генри Баскервиль».
«Он быстро пробежал ее глазами»
«Держа его всего лишь на дюйм или два от глаз»
«Вот названия двадцати трёх отелей»
«В одной руке он держал старый пыльный сапог»
«Предложение застало меня врасплох»
«Его имя, – сказал кэмбен – мистер Шерлок Холмс»
«Наши друзья ожидали нас на платформе»
«Возница указал своим хлыстом – "Басквериль-холл", – сказал он»
«Добро пожаловать, сэр Генри!»
«Столовая была пристанищем теней и мрака»
«Этот незнакомец преследовал меня»
«Перед вами огромная Гримпенская трясина»
«"Возвращайтесь!" – сказала она»
«Вы знаете предание о собаке?»
«Он пригласил нас, чтобы показать местность»
«Тисовая аллея»
«Он вглядывался в темноту»
«Из-за скал высунулось злобное жёлтое лицо»
«Тень Шерлок Холмса»
Ну и т.д. Полностью конечно все иллюстрации выкладывать до самого конца повести – несколько утомительно. Но если кого-то заинтересовало – есть повод перечитать одну из самых знаменитых детективных повестей в истории. На последок картинка для привлечения внимания:
Чтобы передать светящуюся пасть собаки Баскервиллей, Сидни Пэджет обработал контуры белилами. В итоге чудовище удалось на славу.
Кстати, я сказал выше, что одним из тех, кто обогатил образ великого сыщика с Бейкер-стрит рядом деталей, ставших позднее частью образа, был актёр Уильям Джиллетт. Вот его фото:
«Первая встреча Шерлока Холмса с мисс Эллис Фолкнер».
Фото: Уильям Джиллетт на сцене в роли Шерлока Холмса, Нью-Йорк, 1891 год.
Это он же в образе Шерлока Холмса, анализирующего очередное дело, сидя в своей квартире на Бейкер-Стрит:
Эту ставшую позднее хрестоматийную деталь – атласный халат – придумал для Холмса как раз Уильям Джиллетт.
Так что, как видно невооружённым глазом, сам Конан Дойл и его современники представляли Шерлока Холмса, его друга Ватсона и других действующих лиц не совсем так, как они показаны в советском фильме «Собака Баскервиллей». Что, разумеется, ничуть не умоляет очарования образов, созданных Василием Ливановым и Виталием Соломиным. Но очевидно, что страниц журнала «The Strand Magazine» с оригинальными иллюстрациями Сидни Пэджета им листать, увы, не довелось. Иначе бы они создали немного других Холмса и Вастсона.
Артур Конан Дойл неоднократно заявлял, что прообразом Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл из Эдинбурга (напомню, что в Эдинбурге Конан Дойл родился в 1859 году). В Эдинбурге Дойл одно время практиковал сразу после того, как вернулся из арктического плавания на китобое. Вот что сам рассказывал об этом Конан Дойл: «Вернувшись, я снова занялся медициной в Эдинбурге. Там я встретил человека, который натолкнул меня на мысль о Шерлоке Холмсе – вот его портрет тех дней, он и сейчас силён и здоров и по-прежнему живёт в Эдинбурге»
На фото: мистер Джозеф Белл, 1892 год
Фотография Эндрю Суона Ватсона, Эдинбург
Это из интервью «День с доктором Конан Дойлом», которое у Конан Дойла взял Гарри Хау для журнала «The Strand Magazine» в 1892 году. Гарри Хау списался с Джозефом Беллом и вот что тот ему ответил 16 июня 1892 года:
«Дорогой сэр, вы спрашиваете меня о преподавании, которое доктор Конан Дойл любезно упомянул, рассуждая о своём превосходном герое –Шерлоке Холмсе. Доктор Конан Дойл и его творческий гений сделали очень многое из очень малого, и его тёплые воспоминания об одном из его старых учителей делают ему честь.
В преподавании лечения болезней и несчастных случаев все внимательные учителя сперва показывают ученикам, как их распознать. Распознавание зависит в большей мере от точного и быстрого выявления мелких признаков, которыми больной отличается от здорового. По сути, ученик должен научиться наблюдать. Чтобы заинтересовать его этим видом деятельности мы, учителя, находим полезным показывать ученикам, сколько всего можно обнаружить, просто наблюдая, узнавая предысторию, национальность и род деятельности пациента. Пациент тоже, скорее всего, будет впечатлён вашим умением излечить его, если увидит, что вы читаете его, будто книгу.
А тем временем, трюк гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Например, физиогномика помогает определить национальность, акцент – регион, а натренированному уху – даже графство.
Почти каждое ремесло можно определить по рукам. Шрамы шахтёра отличаются от шрамов рудокопа. Мозоли столяра не такие, как у каменщика. У сапожника и портного совершенно разные руки. Солдат и моряк отличаются походкой, хотя в прошлом месяце я заявил человеку, утверждавшему, что он был солдатом, что в отрочестве он был моряком. Знаки бесконечны: татуировки на руках поведают о путешествиях, которые предпринимал их обладатель; орнамент на часовой цепочке успешного колониста расскажет, где их хозяин сделал деньги. Новозеландский скваттер не будет носить золотой мухур, а инженер индийской железной дороги – камень маори.
Используйте свою наблюдательность точно и постоянно, и вы убедитесь, что многие медицинские случаи напрямую связаны с историей, национальностью и социальным статусом пациента, вошедшего во врачебный кабинет.
Гений и потрясающее воображение доктора Конан Дойла основываются на этой стройной основе, что делает его детективные истории беспрецедентно новыми, но он обязан гораздо меньше, чем думает, вашему скромному слуге Джозефу Беллу».
Ну а это бонус.
Реклама какао из 1901 года вам в ленту.
Благодарю за внимание.