Игра интеллигенции в бисер . Свой личный Солярис , или почему иных так

топ 100 блогов lana_cobeta514.09.2023



             Когда   виртуальная подруга  написала , что хотела бы  на другую  планету ,  вспомнились  слова профессора Жаринова ,  что многие люди, особенно интеллектуалы ,  живут в своей личной утопии.   Он словно о ней  сказал.  И не только  о ней . У каждого из нас  свой личный Солярис. (ц)  Подумалось,  что наша интеллигенция зачастую на самом деле  живёт в состоянии личной утопии ,  и то же самое можно сказать о творчестве Тарковского, режиссёра,  который зачастую остаётся непонятным и   кажется откровенно скучным ,  поэтому многих раздражает .   Сама  смотрю фильмы Тарковского другими глазами и воспринимаю всё на  ином , чувственно- эстетическом уровне , и поэтому мне не нужен никакой увлекательный сюжет.  Просто покадрово проникаюсь каждым моментом . К примеру,  вот героиня киноленты «Зеркало»   в избе. Нереально красивая винтажная картинка старинной избы ,  ваза на окне , проём двери и тонкий профиль Тереховой   на фоне окна. И поэтому когда при обсуждении его творчества говорят , что кто -то специально раздул очень посредственный  авторитет  Тарковского, понимаю,  что люди смотрят и не видят  глубины и новаторства. А в ответ на упрёки , что  «Солярис»   не соответствовал замыслу писателя ,  всегда возражаю, что  воспринимать этот фильм надо как очень вольную реминисценцию и практически самостоятельное произведение, созданное по мотивам.  Именно так я воспринимаю  и Анну Каренину  Джо Райта, как  смелое и оригинальное прочтение классики.



             Когда -то уже ставила  пост о "Солярисе "  , и Наташа написала в обсуждении , что  впечатление от фильма для неё безнадёжно испорчено , так как космическая станция изображена убого , словно старый советский профилакторий.  И  все остальные  связанные с этим реалии соответственно тоже выглядят безнадёжно  устаревшими .  А вот я воспринимаю это как несущественную условность.   Декорации -это всего лишь декорации. К примеру, в  фильме "Догвилль" Триера  вообще отсутствуют традиционные декорации,  потому что он  снят в  театрализованной стилистике в духе драматургии   Брехта и совершенно   от этого  не проигрывает. )


Люблю Наташины комментарии , потому что у неё всегда свой оригинальный взгляд на фильмы и на книги и , невзирая на лица, она всегда  отстаивает свою точку зрения.   И я воспринимаю её именно такой, поэтому  люблю с ней спорить.   Однако  кажутся мне эти критические замечания   несущественными   по сравнению  с главными достоинствами картины.  Для меня важнее всего ,  что Тарковский смог создать  мир поистине космических ( в значении заоблачных и утончённых ) эмоций. И основная  линия фильма -это мучительное возрождение любви Криса и Хари на новом, совершенно ином уровне , на новом духовном витке отношений .


Наверняка многие дорого заплатили бы за возможность вернуться к  некогда  утерянной любви , и такая возможность в фильме представилась главному герою , психологу Кельвину , который отправляется на орбитальную научную станцию , (где происходят удивительные аномальные явления) ,  с целью принять решение о  дальнейшей судьбе эксперимента по исследованию непредсказуемого поведения планеты Солярис.  На месте он узнаёт , что членов  экипажа станции преследуют видения из прошлого , которые посылает им планета Солярис  и которые  рождают у них мучительное чувство вины.  К самому Кельвину является покончившая с собой  несколько лет назад по его вине жена Хари, матрицу которой тоже создал Солярис . И завязывается новый виток отношений между ними. Сначала Крис  стремится избавиться от  мучительного для него видения , но постепенно между ними вновь  завязываются эмоциональные связи ,  и он понимает,  что это  его второй шанс возродить любовь , искупив свою вину . В итоге  он  всё бережнее относится к Хари и  постепенно начинает испытывать  к ней более чем привязанность . С Хари тоже происходят изменения :  она начинает ощущать в себе живую  душу .


Взлётом их отношений является знаменитая сцена в библиотеке, когда во время состояния  невесомости на фоне прелюдии Баха , вызывающей  слёзы   молитвенного восторга , медленно и   таинственно  сначала плывёт  вверх подсвечник , а  затем , как в гипнотическом сне ,  плывёт уже  вся комната , а вместе с ней , обнявшись,  перемещаются в пространстве  вокруг  картин знаменитых художников  Крис и Хари.  Образ полёта присутствует почти во всех фильмах Тарковского , всегда  символизируя особое состояние героя  , а   в этой лирической сцене метафорически обозначает  соприкосновение и слияние  душ .  Тоненько звенят хрусталинки люстры , всплывают детские воспоминания , герои  смотрят на себя в зеркало .  По интерпретации режиссёра,  планета Солярис -это метафора Божественного начала ,  помогающего  человеку выйти на виток  духовной любви.  Круг ключевых сквозных образов  фильмов  режиссёра  замкнулся . Пронзительная   лирическая стилистика  и сила визуальных образов  рождает яркие эмоции.


Говорят , человек  может любить не один раз. И  , возможно , вернувшись в прежние отношения,  он с удивлением застанет  там жалкие обломки былых чувств , а может случиться и так , что новая любовь окажется  продолжением прежней на более высоком  витке ,  словно эмоциональное дежавю души. Ведь наше подсознание бережно хранит образ любви , к которой человек упрямо возвращается в течение всей  жизни , как к чему -то дорогому и близкому . Наше бессознательное тоскует и  цепко держит в памяти  всё самое лучшее . И чтобы понять себя , видимо,  надо непременно  пройти через   сильные внутренние испытания.


А сейчас  ставлю два довольно  противоречивых мнения о "Солярисе" Тарковского .   Одно из них созвучно моему.


Иван, 37 :   Не нравится Тарковский. "Солярис" и особенно "Сталкер" тяжело смотрятся, ощущение какой-то безнадёги, затянутость кадров и много сцен "ни о чём", отсебятина. Фильмы не дают положительных эмоций. При этом сам роман "Солярис" нравится. Когда-то читал, что Лем поссорился с Тарковским, когда тот показал ему сценарий фильма. Что писатель был категорически против экранизации в том виде, но Тарковскому было пофиг и он всё равно снял.


Олег Борисович :   Ох насколько потрясает меня этот фильм и не первый раз....Там совершенно все!!!!!!!!!! И больше чем потрясает ...Движения кадров! Ритм! Погружение в некое метафизическое пространство...Люди...Размышляющии почти как дети о судьбах человечества...Люди -которым больно.Люди берущие эту боль. В этом жестком и достаточно жестоком мире где человек непременно носит маску защиты от происходящего ,и чем слабея тем больше сил или всю жизнь затрачивает на создание ее.Возможно и сейчас в нас как отображениях опыта многих проскальзывают эти в тоже время нереальные и близкие к реальности картины аргументов,движений,целей,принятие или отвержений этих героев.Кстати я не согласен что она погибла по его вине. Его вины не было вообще...И он это долго понимал просматривал,осознавал.Мог ли он что то сделать в ее ситуации --как любой психолог скажет мог --конечно мог --если б не был человеком а роботом .Неизбежное приближение неизбежного .Варианты когда нет выходов.Когда твоя страсть больше и другая чем ее.Это ведет к некой вине и осознания ее в конфигурации скорее метафизической поэтому менее разрушающей чем маски отсутствия вины и улыбки плохо выражающии радость русского радио --что все будет хорошо!!!!!!Хотя там тоже радость но некая другая. Бравада без явного погибания. Или Пир во время чумы. Когда со стаканам водки идут на противника. Думаю победа будет за нами!Но...."Много печали в мудрости " КАк говорил великий Эклезиаст а может Соломон --точно не помню.И профессора корабля рассуждают на всех видах рассуждений ,а не только русского радио...Которые некоторых приводят к самоубийству. Сталкиваясь с феноменом где Крис из брал самый наиверный путь --быть человеком . Он перестает понимать и воспринимать неизвестную для него действительность ,и как ученый , и как равнодушный созерцатель,и как человек наложенный системой обязанностей на этом корабле. Он просто становится человеком и пытается жить жизнью с этим не понятным существом и явно не Земного ранга а более могущественных сил засевших на этой планете в виде океана во вселенной.Насколько это ему удается по разному.....Но океан откликается на просьбу не мучить их...лишь узнав что кто то стал человечески относиться к его созданиям .Что их приняли....Что этих чудовищ у которых вместо крови неизвестно что и большие чем познания людей ---были приняты как люди.Тогда он замолчал в великой тайне свершенного .Когда человек хотя бы один в содружестве с другими прошел миссию принятия .....и взаимодействия с тем что непонятно....и явно больше его...Люди ничего конечно не поняли ....Но способность их к такому поведению повлияло и очень серьезно на действия океана....Может потом это окажется всего лишь биологическим обьектом высокой развитости... или низкой выполняющей точную программу своего существования во вселенной. Но океану это было неважно ---ему важно было человеческое поведение с его созданиями.Без человеческой крови....Выуженных из отголосков памяти этих людей...Страшное пересечение....Как говорится эпоха профессоров СССР и мира наверное лишь иногда прорывается в пьяном разговоре ищущих себя людей и нашевших мир полной трагедии и погибающих в замкнутом круге из которого как кажется нет выхода и в тоже время он найден.Но это только малая часть человеческого я....Думаю наши их части как и участников всего маскарада на этой планете не менее глобальны для океана как возглас русского радио --все будет хорошо! И он тщательно следит за каждым движением и действием человека ища то что ему нужно чтоб заключить с человеком понимание или контракт --зная глубины любого человеческого существа как в его взлетах так и падениях.


        И в заключение  хочу привести  мнение  о фильмах Тарковского  профессора словесности  Жаринова.  Видео помещаю в комментариях. 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это удивительно, но многие поклонники СССР продолжают упорно настаивать на том, что Союз был "Великой Страной" — приводя в доказательство своих слов вырезки из "Большой Советской Энциклопедии" и из подшивки журналов "Наука и Жизнь" за 1977-81 годы. Когда говоришь о том, ...
...
alextr98 То есть антисоветизм - это недостаток? nektosteen Нет, но это критерий. Показатель умения видеть, анализировать, сравнивать, обобщать... Интеллектуальной деятельности. alextr98 Ну, поскольку советская власть таки сгинула, то оказалось антисоветчики ...
Уже который день стажируюсь на кассе и имею возможность наблюдать за покупателями. Больше всего отличаются поведением в магазие восточные женщины. Они всегда ходят с покрытой головой и в  платьях или юбках. Я видела 2 варианта восточных женщин покупательниц - одинокие и в паре с мужчи ...
Вот сейчас, сию секунду, отчетливо поняла - я не ухожу из ЖЖ только из-за вас. Забросила практически все социальные сети. Вы знаете, что я человек миролюбивый и неконфликтный, но вопросов к руководству ЖЖ и  претензий к  поступкам и деяниям персонала  ЖЖ (да, на мой ...