Иезуиты

К середине XVII в., когда Москва отбилась и оправилась от польско-шведской интервенции и надежда на объединение двух государств под скипетром польского короля рухнула, в Польше появились представители католического ордена иезуитов. Орден иезуитов был основан испанским офицером Игнатием Лойолой в 1534 г. Официально объявленной целью деятельности нового братства стало противодействие Реформации - борьба с ересью и расширение сферы влияния католицизма. Но стереотипы поведения, закрепленные в уставе этого ордена, свидетельствовали о том, что иезуиты являются реформаторами католицизма ничуть не в меньшей степени, чем последователи Лютера или Кальвина. Ограничимся одним красноречивым примером. По христианским догматам, высшим судьей каждого человеческого поступка является сам Христос, и его оценка обнаруживается в нашей совести. Иначе говоря, каждый, кто искренне считает себя христианином, обязан ради спасения души соотносить свои деяния со своей совестью, а не оправдывать их доводами разума. Иезуиты же приняли тезис об абсолютном послушании младших старшим и считали обучение методом формирования веры. Именно поэтому в деятельности иезуитов "к вящей славе Божией" такое большое место занимала педагогика. Братья трудились по всему миру, открывая коллегии и академии, подготавливая войны, занимаясь шпионажем и подкупом с единственной целью - вернуть как можно больше еретиков в лоно католической церкви.
С теми же целями развернули ученики Лойолы свою деятельность и в
Польше. На территории Белоруссии была открыта иезуитская коллегия,
которая активно вела католическую пропаганду. Прежде всего было
объявлено, что соглашение восточной и западной церквей уже
достигнуто и закреплено Флорентийской унией 1439 г., хотя к тому
времени об этой унии успели забыть и сами католики. На этом весьма
зыбком фактологическом основании всем православным предлагалось
принять католическую веру как более совершенную. Разумеется, в
доказательство "превосходства" католической веры ее проповедники
приводили свои доводы. Так, католик Петр Скарга -автор книги о
преимуществе католической веры - говорил об универсальности
латинского языка в богослужении и общении католиков, о
превосходстве латыни над славянскими языками. В некотором отношении
он был прав: латинский язык наряду с греческим давно стал одним из
основных богослужебных языков, и действительно именно на латыни
существовала огромная богословская литература.
У Петра Скарги нашлись весьма толковые оппоненты из числа
православных белорусов. Правда, имена многих из них неизвестны,
поскольку возражения католикам в то время могли обойтись человеку
дорого, но смысл аргументации вполне ясен. Они указывали прежде
всего на наличие своей, свято-отеческой традиции славянского
богослужения, на наличие практически всех необходимых переводов
религиозной литературы на церковнославянский язык. На этом
основании они отрицали необходимость изучения чужого языка,
практически им не нужного. И нельзя не признать, что правда здесь
была целиком на стороне православных.
Владение любым языком в полной мере подразумевает прежде всего
возможность довести до своих собеседников сложные мысли
ссоответствующими деталями и нюансами. А такое знание языка
возможно лишь при знакомстве с поведением того этноса, который на
этом языке говорит и думает, при жизни в соответствующей этнической
среде. В противном случае собеседники вынуждены ограничиваться
примитивными штампами. Следовательно, навязываемая католиками
замена церковнославянского языка на латинский могла привести только
к упрощению форм духовной практики. Таким образом, католики, по
существу, боролись за снижение интеллектуального уровня населения
Восточной Европы, в чем их и упрекали, кстати сказать, не только
православные, но и протестанты.
Второй предмет споров католиков с православными породила проблема
церковных авторитетов. Латиняне утверждали, и, на первый взгляд,
весьма убедительно, что мнение церковных иерархов, как людей
грамотных и знающих, предпочтительнее общего мнения простых
прихожан. (Логическим завершением вышеприведенного утверждения,
естественно, стал тезис о безусловном авторитете папы римского.)
Оппоненты Петра Скарги, возражая католикам, ссылались на целый ряд
примеров из истории церкви, когда крупные иерархи - Несторий,
Евтихий, Македоний - оказывались основоположниками ересей,
осужденных церковными соборами. Православные отвергали латинское
понимание церковного авторитета и, руководствуясь принципом
соборности, требовали оставить за ними право на определение истины,
исходя из чувства совести всех и каждого.
Анализируя эти противоречия православных и католиков, можно
сделать вывод, что в данном случае под религиозными идеологическими
оболочками скрывались два разных мироощущения. Понятно, что при
возникших коллизиях жизнь русского населения в Польше стала тяжела
[5]. Конечно, существовавшие проблемы могли быть решены, но только
при наличии доброй воли обеих сторон, а ее-то как раз и не
хватало.
Л. Гумилёв "От Руси к России"

|
</> |