"Иди скажи спартанцам"-2.
major-colville — 29.06.2024Итак, в книге, в отличие от фильма, был такой персонаж как журналистка Ребекка Шоу. Роман начинается с того, что она проникает на базу Форт-Брэгг. Спокойно, уверенно ходит, кто-то пялится на ее ножки, кто-то просто не обращает внимания.
Она обнаруживает макет азиатской деревни, где «сражаются»
солдаты и корейцы, изображающие «агрессоров». Почему агрессоров,
спрашивает Ребекка у «пленного» в яме, это же мы нападаем, и вообще
фактически берет у него интервью. Плюс расспрашивает о рядовом
Корси, выясняется, что он уже капрал. Секретность, посторонние
на базе – не слышали. Замечают ее только, когда она уже
собирается уходить.
«— Минуточку, мисс! - окликнул ее офицер в белом шлеме, — Вы не можете выйти этим путем.
— Этим путем я вошла, - сказала Ребекка.
— Вы не можете. Это дверь не на вход.
— Ну, я сделала, так почему бы мне просто не уйти, а вы можете притвориться, что ничего не случилось?
— Кто вы такая, кстати? - спросил офицер, глядя в планшет в своей левой руке, - Медсестра?
— Нет, - ответила ему Ребекка, — Я шпион.
— Вы в сценарии? - спросил он, изучая планшет.
— Нет, я особая проблема.
— Будь прокляты, - сказал офицер, — они всегда поступают так со мной.
Он записал что-то в планшете, и Ребекка воспользовалась возможностью открыть дверь и вышла наружу, где ее "фольксваген" был мирно припаркован на траве, … .
— Эй! - крикнул офицер, — Как вы сказали, ваше имя было?
— Мата Хари, - сказала Ребекка, садясь в "фольксваген" и заводя двигатель.
— Мисс! - крикнул он. — Как это пишется? Пожалуйста — Мисс!»
Или генерал обсуждает с Баркером Ребекку.
«— Баркер, я думаю, мне лучше предупредить тебя насчет этой молодой женщины. Она левачка. Работает на журнал под названием «Нэшн»
— Дасэр. Я пытался получить копию, но в библиотеке Специальных служб, похоже, нет.
— Надеюсь, что нет. Это один из тех противных маленьких левацких журнальчиков, что выглядят как будто напечатанными на туалетной бумаге… Она еврейка, знаешь ли. Ты не еврей, не так ли, Баркер?
— Нет, сэр.
— Не то что бы мне было наплевать. Некоторые из моих лучших друзей евреи. Тем не менее, это соответствует шаблону, не так ли?
— Я не уверен, что понимаю, сэр.
— Кто был единственными американцами, казненными за измену в мирное время?
— Дайте подумать, сейчас…
— Розенберги, - сказал генерал Харднец триумфально, — еврейская парочка. Продали атомную бомбу русским. Все один к одному, не так ли?
— Ну, дасэр, я полагаю, это так, в некотором роде».
Интересны и чисто бытовые аспекты пребывания «круглоглазой» (т.е. не азиатской) женщины во Вьетнаме.
Капитан Оливетти «натянул вчерашние брюки, сунул ноги в кроксы для душа, схватил туалетный набор и полотенце и направился в уборную.
Писарь загораживал дверь.
— Экли, - сказал капитан, — какого черта ты делаешь в офицерской уборной?
— Я охраняю ее для мисс Шоу, - сказал Экли.
— Женщина?
— Ага.
— Круглоглазая?
— Ага.
Капитан Оливетти приложил ладонь к уху.
— Ну, будь я проклят, - сказал он, услышав, как из душа льется вода и нежный голос поет: «All My Trials, Lord, Soon Be O-o-ver» (народная песня, популярная в среде социального протеста конца 1950х-1960х гг.).
Экли рассказывает, что она репортер, как ее зовут, и что приехал также генерал. Тем временем девушка поет «Blowing in the Wind». Форд ничего не поясняет, но читатели понимают, что это знаменитейшая песня Боба Дилана 1962г., ставшая гимном движения за гражданские права, к вопросу о политических пристрастиях молодой прогрессивной журналистки.
Журналистка перестает петь, спрашивает «да?», и занавеска заколыхалась. Оливетти бросается по ступенькам, Экли слишком занят, чтобы помешать ему, он висел на дверном косяке и заглядывал в уборную. Но мисс Шоу лишь высунула голову из-за пончо, служащего душевой занавеской. «Ее волосы были зачесаны назад и перевязаны лентой, что придавало привлекательный обнаженный вид юному, дерзкому личику на котором блестели капли воды.
— Вы хотели меня? - спросила она.
— Ну, раз уж вы об этом упомянули, - сказал капитан Оливетти, пуская в ход прежнее обаяние.
— Я как раз говорил кап`тану, что он не может войти, - сказал Экли.
— Это так, кап`тан, - сказала мисс Шоу, приподняв темные брови. — Вам нельзя заходить.
Затем она исчезла за пончо, и из душа снова полилась вода.
— Так-так, - сказал капитан Оливетти. — Как ты полагаешь, она распространяется генералу Харднецу?
— Неа. Он почти не разговаривал с ней всю дорогу от взлетно-посадочной полосы.
— Она носит обручальное кольцо?
— Неа. Что бы она здесь делала, если у нее есть парень?
— Будь я проклят, если знаю, - сказал капитан Оливетти и поспешил принять душ и побриться в уборной для нижних чинов». Потом он вернулся к себе и переоделся в свежевыстиранную форму для джунглей, интересно, для репортерши или для генерала?
Баркер не пускает Ребекку в конвой, идущий на помощь Мак Ва. Та возмущена и просит назвать хотя бы одну причину. Майор задумался, какую самую вескую в мире причину найти, «чтобы отстоять себя, Армию и все мужские начинания до скончания веков.
— Хорошо, - сказал он. — Потому что здесь отсюда до Южно-Китайского моря нет заправочной станции.
— Я не совсем понимаю...
— Никакой дамской комнаты, мисс Шоу, - сказал ей майор. — Я знаю, что сделают мои рейдеры, когда услышат зов природы. Они встанут в грузовиках и будут стрелять поверх борта. Что вы будете делать?»
Кстати, юмор на эту тему есть в фильме «Репортерша» про Афганскую войну.
В книге неоднократно поднимается тема униформы. Генерал набрасывается на только что прибывших в страну Гамильтона и Корси в аэропорту Таншоннят: капрал, что за нашивку вы носите?
— 7я группа рейдеров ВДВ, сэр!
— Что это?
— Это самое крутейшее, суровейшее и подготовленное подразделение в Армии…
— Мне плевать, капрал, к каким шутам вы относитесь, здесь эта нашивка не разрешена (лейтенант тем временем вжимался в стену своим левым плечом). Вам следовало бы носить эмблему Группы военных советников, вот такую, - генерал хлопает себя по плечу, но там только следы от швов.
— Сэр, у вас на плече нет нашивки, - говорит капрал.
— Брммм, - отвечает тот, поворачиваясь обратно, — Их трудно найти в Сайгоне… Это все, капрал.
Нашивка Группы советников по оказанию военной помощи во Вьетнаме (MAAG Vietnam), о которой говорит генерал, показана в начале поста. В фильме она практически на всех не вьетнамцах.
Потом он замечает еще одного нарушителя: это что за веселенькая (клоунская) форма? Сержант Олеоновски отвечает ему теми же словами, что он крутейший, суровейший и т.д., при этом на нем широкополая шляпа с поднятым боком, как у «проклятого австралийца», и камуфляж «тигровые полосы».
— В следующий раз, когда наведаетесь в Сайгон, будьте уверены, что носите установленное армейскими правилами, а не эту… эту… эту французейшую форму для джунглей. И найдите нашивку на плечо!
Все в зале старались повернуться к стене левым плечом, ибо у большинства были еще штатовские нарукавные знаки. Когда генерал ушел, напоследок повторив: «Рейдеры. Воздушно-десантные рейдеры, куда катится Армия?!», лейтенант спросил: «Эта форма для джунглей превосходна, где можно купить такой набор?»
— Там 30-40 ателье в Плейку. Там больше ателье, чем публичных домов, я клянусь. Сделают вам любой вид униформы, какой захотите, - ответил Ски.
Майор Баркер объясняет генералу, что под его командой 11 команд Z по четыре человека, которые могут организовать, обучить, вооружить и возглавлять роту рейдеров из местных туземцев. Четыре команды Y, как у него, в стране и все под командой команды X в Сайгоне. В реальности, конечно, команды «А» из дюжины «зеленых беретов» и местные ударники-страйкеры, команды «Б» и так далее…
— Алфавитный суп, - ворчит генерал, — все ваши люди носят французейшую одежду? А то встретил тут месяц назад сержанта в неутвержденной форме с камуфляжными полосками и карманами, глядящими в разные стороны. Между прочим, строго запрещенной в данном командовании.
Баркер пытается оправдаться, что они разрешают некоторую свободу в одежде ради esprit (духа).
— Это французское слово, а вы знаете, что случилось здесь с французами? Так что больше никаких esprit и офранцуженной формы. Это не положено, мы величайшая армия в мире, потому что каждый солдат такой же, как любой другой, кроме офицеров, конечно. Морпехи, - продолжает генерал, — Рейдеры. Рейнджеры. Воздушная кавалерия. Упразднил бы их всех, будь моя воля.
Тут, как назло, приходит Оливетти с журналисткой, и генерал намекает, что капитан по любому захочет сменить форму.
— Это верно, Эл, - подыгрывает Баркер, — форма для джунглей больше не разрешена в этом командовании.
— Она никогда не была разрешена, - рявкает генерал.
В фильме все это сокращено до одного диалога, когда генерал Харниц прилетает в Пенанг (по книге Плейку), косится на камуфляж Олеоновски и затем делает замечание майору.
По книге перед инспекцией генерала в Мак Ва даже сбрасывают с самолета тюки с оливковой формой - переодеться. Но зато Ребекка носит парусиновые туфли для джунглей и «тигровые полосы», и именно по той причине, что она знает, как камуфляж раздражает генерала.
У Баттерфляй тоже тигровый камуфляж, только выцветший, с нашивками Корси. Она трогает лицо и волосы Ребекки, хихикает над ее формой: «я такой же-такой же». В общем, по книге почти все ходят в камуфляже, даже женщины.
В фильме тема недовольства генерала неуставной униформой обозначена в несколько сокращенном диалоге про esprit, но с другой стороны, у киношного генерала и поводов беситься меньше.
Большинство персонажей носят уставную оливково-зеленую форму OG107, каски, причем без чехлов, кепки, а также белые тенниски, яркие разноцветные нашивки – позднее им на смену придут другие покрои и защитные цвета.
В камуфляже ходит буквально 2,5 человека: Олеоновски, как крутой опытный ветеран, разумеется, Ковбой, какой-то южновьетнамец в Пенанге, ну и еще мелькают камуфлированные панамки у некоторых.
Другой распространенный в начале войны пятнистый камуфляж (беогам, леопардовый, дакхантер) представлен панамой Ковбоя и платком у вьетконговского разведчика.
В фильме прекрасно раскрыта тема панам – одного из символов ранней Вьетнамской войны. Их обычно покупали на местном рынке чуть ли не в первый же день, существовало великое множество расцветок и покроев, они часто не совпадали с основной униформой.
Дэн Форд купил свою панаму в Кантхо за 3 доллара, а в походе набивал на ночь травой и использовал как подушку. Позднее, при просмотре новостей из Вьетнама, ему бросались в глаза стальные шлемы, он привык видеть там шляпы.
По OG107. В правильной рубахе 1го типа ходит Тоффи. У Экли и вертолетчика - 2й тип, выпускавшийся в 1963-1964гг.
У большинства же основных и второстепенных персонажей – 3й тип, введенный лишь в ноябре 1964г. – а события происходят летом 1964г., если отталкиваться от реального опыта писателя и календаря на стене в фильме...
Помимо формы из будущего у майора Баркера есть книга из будущего — «Семь перестрелок во Вьетнаме», первое издание которой вышло в 1970г., в ней описываются бои 1965-1968гг., начиная с Иа-Дранг.
Главный герой – капрал Стивен Корси также носит сначала рубаху 3го типа, но потом она заменяется на что-то среднее между ранними и поздними образцами. Переходное, иностранное, фэнтезийный кинопошив – не готов ответить точно.
Что-то смешанное видно и на радисте в штабе генерала.
На южновьетнамских солдатах замечены все три типа.
Как курьез, отметим также, что в знаменитом советском фильме «Пираты XX века» (1979) мелькает фотография со съемок «Иди скажи спартанцам» в сцене «Салех, он же Ли Гуан, он же Нгуен Чо. Связи в Гонконге, Сингапуре, Макао... побег из сайгонской тюрьмы».
Итак, персонажи книги более клоунские и жестокие, чем реальные прототипы (по крайне мере, на взгляд Дэна Форда), а киногерои вызывают еще меньше уважения. Без прикрас показаны зверства и ужасы войны, но вообще в кино рассказана более жесткая история, чем в романе, а события в книге более мрачные, чем реальный поход Дэна Форда летом 1964г. по Центральному нагорью. Тамошняя природа, кстати говоря, напомнила ему скорее Африку с ее широкими просторами, низкими раскидистыми деревьями, высокими облаками, потрескавшейся землей и жесткой нехваткой воды.
В кино же показали «типичный» Вьетнам с джунглями и ливнями, буквально болото, в котором увязли те, кто туда попал.
Остается только пожалеть, что не нашлось денег и времени снять
фильм более реалистично, поехав куда-нибудь на Филиппины, нанять
реальных вьетнамцев, добавить сцены гражданской жизни и в
Форт-Брэгге, пригласить Тинто Брасса для съемок сцены
Ребекка-Оливетти, ибо офицер всегда добьется своего, нагнать
побольше техники и спецэффектов в батальных сценах, но все же
создателям удалось неплохо передать дух и атмосферу раннего периода
2й Индокитайской войны.
|
</> |