Иц бин со лонг. Часть вторая.

топ 100 блогов the_wrong_weed12.11.2010 Итак, теперь самое интересное.
"Где нас наябывают" и "почему демо, записанное в гараже, звучит".

Начнём с того, для чего действительно нужна запись. Тут вариантов несколько, и все они, собственно, имеют одну общую черту.
Запись нужна:
а) в качестве демо (мптри, аас, и прочая), чтобы выложить в сеть, послать куда-либо, раздать друзьям ссылку на торрент и т. д.;
б) в качестве CD с говномастерингом, чтоб его "выпустить как компакт диск с обложкой и вкладками", продавать на концертах или через розничную сеть (в наших реалиях либо в "Лестнице в небо" или в "Музе");
в) в хорошем качестве, для себя, для друзей и т. д.
г) в суперхорошем студийном качестве, с использованием всех профитов хорошей студии — запись в тонзале с использованием пространственных микрофонов, естественной реверберации, подбор микрофонов под голос/инструмент, выбор барабанов и гитарного усиления не абы "что есть, то и пишем", а под задачу, запись и сведение на ленту с учётом услуг грамотного техника и грамотного аппарата и так далее.

Первые два пункта особенно часто встречаются в провинциальных городах и я на них остановлюсь, потому что третий и четвёртый пункты — для людей, уже поварившихся в музыкальном производстве, и знающих все ходы-выходы, а стало быть, им инфа "где нас наябывают" не шибко и нужна, впору у них спрашивать. 

Так вот, для записи своего коллектива (1.5.0.) мне нужны были несколько вещей, вполне доступных даже у нас в Ярике, и категорически не нужны кое-какие вещи, на которые делаются акценты в разных наших "аппаратно-програмных комплексах звукозаписи".

Что мне было нужно: помещение (можно акустически необработанное, похуй, как выясняется, спейсинг для некоторых записей только вредит, а хорошо звучащих помещений в Ярике всего три) не меньше 20 кв. м с достаточно выскоким потолком и с приличной электросетью, не посещаемое разнообразными случайными людьми;  приемлемый аппарат — в первую очередь оцифровщик должного уровня, пульт ин-лайн архитектуры с минимум 8 рабочими каналами, контроль типа "записали/не записали" (на большее я не рассчитывал, ибо это самая дорогая и трудоёмкая в эксплуатации часть), хороший/приемлемый/стандартный выбор базовых микрофонов, выбор гитарного усиления и неубитая барабанная установка полупро класса. Чистота, возможность покофейничать/забухнуть в меру, вменяемый, компетентный, не напыщенный владелец (я дал себе слово, что больше не буду слушать про чужие комплексы и поддерживать модную тенденцию обсирания отсутствующих с одновременным самовозвеличиванием), если студия укомплектована звукоинженером — то выполнение всех технических операций быстро и без лишних вопросов и инициатив.

Что мне нахуй не упёрлось: дорогое (в смысле почасовой оплаты) акустически отделанное помещение, контрольная комната в хорошем исполнении и с хорошим мониторингом (на стадии трекинга это лишнее для бюджетной записи), n-ное количество лишних опций, за которые придётся платить вне зависимости от их использования, советы со стороны и комменты "бывалых", забредших на огонёк, вообще, лишние люди на трекинге (музыканты, помимо барабанщика у меня и так ранимые и пугливые), неработающий/плохо работающий/не так работающий/тупо не настроенный-не откалиброванный essential equipment и отказ снижать цену за его использование, недоброжелательно настроенный персонал, и так далее.

Как я уже сказал, хорошо звучащее помещение в большинстве случаев не нужно (тем более, что во всех студиях, которые я посетил, таковых мной не было обнаружено, стало быть, это первое где нас наябывают). Барабаны всё равно снимаются close-mic техникой, гитары и вокал тоже.  Необходимый эмбиенс вполне легко добавляется любым импульсным ревербератором на стадии сведения. Однако, во многих АПК предполагается, что некая часть почасовой оплаты взымается именно за помещение. От этого я отказался в первую очередь, сэкономив 200-300 рублей в час. Далее. Во многих АПК присутствует essential equipment, который когда-то работал очень хорошо, но время и похуизм владельцев сделали своё чёрное дело, и сейчас он "уже не торт". Поэтому, в первую очередь на незнакомой территории нужно провести блиц-трекинг — желательно группы, чей саунд ты вполне себе представляешь, если нет такой — тогда песенку-тест своего коллектива (но это нежелательно, ибо собьёт в какой-то мере общий настрой и предполагаемое звучание, лучше затащить кого-то с другим саундом). Таким образом выявится большое количество косяков ещё до начала, собственно, большой работы. А косяки будут, поверьте. Вшивость выявляется, кстати, не количеством этих самых косяков, а умением и желанием владельцев/персонала с ними справляться. А не выдавать их за некую фичу или, ещё хуже, делать надменно-удивлённые глаза и впаривать тележки типа "вы нихуя не понимаете в студиях". Это вторая позиция, где могут наебать и наябывают почём зря. На косяки мелкие, вроде старых ламп в усилках или битых пластиков на барабанах можно и закрыть глаза, тем более, что это расходные материалы, которые по хорошему мы сами должны приобрести, но вот за фонящие шнуры и неправильную коммутацию ебать мозг персоналу нужно вдумчиво и конкретно. Третья позиция, где наябывают особенно жестоко, сами даже того в большинстве случаев не подозревая — это микрофонный парк. Дело в том, что, например, конденсаторные широкомембранники имеют свойство "заплёвываться" со временем, и тут вина уже не сколько владельца, вернее, не сколько вина, сколько беда (и таких "напримеров" тысячи). Поэтому, для записи своего коллектива у вас должен быть в наличии свой мини-парк микрофонов — либо арендованных у знакомых/в магазине, либо личных (в идеале). Нам в этом смысле повезло, и мы обеспечили запись достойными средствами съёма.

Вообще, в идеале нам от АПКЗЗ (аппаратно-программного комплекса звукозаписи) нужно только помещение в виде разделённых тонзала и аппаратной,  наличие приматного оборудования (пульт ин-лайн или преампы с выводом на мониторную консоль, мониторы, оцифровщик достойного качества, достаточный для наших задач микрофонный парк) и контакт с персоналом/владельцем и его желание/готовность идти вам навстречу. На этапе трекинга будущего демо более ничего не нужно, остальное мы арендуем или своё принесём. Исходя из перечисленных условий, трекинг может производиться в недорогом (ок. 250-300 р/ч) гаражике. Результат трекинга вас не разочарует.
Из минусов гаражного трекинга я выделю несколько, это, в первую очередь, однофазная сеть, что означает, что и аппарат и освещение висят на одной фазе. Это минус, но, к счастью, небольшой. Сюда же — отсутствие нормальных стабилизаторов/сетевых фильтров/УПСов с чистой синусоидой. Например трекинг головы Randall, весьма требовательной к сети, доставил мне массу неприятностей (в то же время Mesa/Boogie вела себя на удивление тихо, даже на супергромких режимах). Второй минус, конечно, бытовой — извините за натурализм, срать придётся дома, в ГСК с этим сложности)). Третий минус — теснота. Но это тоже на любителя, мне, например, это было даже на руку, меньше лишних людей толклось на записи. 

Насчёт дальнейшего наебалова в плане "студий" — тут особняком стоит "акустически отделанное помещение контрольной комнаты с грамотным контролем ближнего и среднего поля". Я вам могу совершенно точно сказать, что всеми этими ништяками могут полностью воспользоваться только люди, дохуя времени проведшие в этом самом помещении и к нему привыкшие (да и то не факт), соответственно, это четвёртое, где вас наябывают, подсовывая то, чем вы изначально не можете воспользоваться, а полагаться на уши и скиллы людей, которых не знаешь в профплане, или наоборот, слишком хорошо знаешь — не наш путь. Мне, например, будет очень трудно перестраивать свой "аудиовестибюлярный аппарат" в новой охуенной контрольке — слишком много времени это требует. Поэтому, всю работу по сабмиксу и редакции я провожу дома, в наушниках, потому что за десять лет работы в разных КК убедился, что главное в этом деле спокойствие и комфорт. Вся дальнейшая работа по сведению, конечно, будет требовать референса в контрольных комнатах, но это дело решаемое — в конце концов, мск рядом, а в ней тысячи недорогих контрольных комнат только в пределах Бульварного кольца.

Учтя всё вышеперечисленное, можно уложиться в бюджет примерно 9-10 тысяч рублей за 10-12 композиций. При условии, конечно, что вы либо имеете своего студийного звукорежиссёра, либо его услуги вам ничего не стоят (как в нашем случае). Если это не так — сумму придётся либо увеличивать вдвое-втрое, а то и в четверо (потому что я, например, на долгоиграющие проекты подписываюсь с большой неохотой и только если приглашают друзья или близкие мне по духу музыканты), за счёт найма устраивающего вас специалиста, либо сокращать расходную часть на аппарат и довольствоваться тем, что может вам предложить АПКЗЗ, что, в общем-то тоже неплохо. Надо, конечно, понимать, что звукозапись — процесс, что называется, "живой" и развивающийся по своим законам, а посему придётся иметь в виду, что затраты на трекинговую часть будут внезапно увеличиваться вне зависимости от ваших желаний. Здесь, по-любому, будет действовать человечий фактор — в первую сессию вы напозаписываете столько косячины, что впоследствии, когда вы немного пообвыкнетесь и притрётесь к звуку, вам очень сильно захочется её переписать. Так же много опасностей таит в себе запись вокала — это единственная вещь, на которую нужно обращать особенное внимание. Соответственно, здесь две проблемы — выбор АПК (или даже студии) по критериям наилучшей технической оснащённости и наибольшей комфортности для вокалиста. Здесь, к сожалению, сэкономить не получится. Помните, что вокал — это первое (и возможно, единственное), на что будут обращать внимание при прослушивании вашей песни.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Начну с красивости — срезали новый букет роз. Думали — всё уж, отцвели. А они радуют - А сластей много всяких накопилось. Чудесные конвертики из местной пекарни - ...
УФСИН по ЯНАО сообщает, что в колонии умер Навальный. Причины смерти устанавливаются. Russia Today сообщает, что по данным ее источников причиной смерти стал оторвавшийся тромб. ...
Сначала была задержка концерта на полчаса, потом вышла девушка организатор извинилась и сказала, что сгорел усилитель, и нужно еще полчаса подождать, пока привезут другой. Опоздание на час, это мелочи - не понравилась ни одна исполненная на этом концерте песня некогда любимой группы ...
Я коллекционирую мишек. Причем коллекция получается бессознательно. Медведи заводятся сами по себе. Например, родители приносят очередного откуда-то из гостей с фразой "у тети Люды внуки выросли и не играют":))) Недавно у меня появился дизайнерский медведь-сумка Ивана Айплатова. Я не м ...
Смешнее всего было наблюдать, как маленький медвежонок вылавливал льдинки из полыньи и играл с ними. Сразу вспоминалась фраза: "Тяжелое детство, деревянные игрушки"... P.S. Вчера ночью вернулись в Испанию из Марокко, где за 4 дня проехали больше 3 ...