Иц бин со лонг. Часть вторая.
the_wrong_weed — 12.11.2010 Итак, теперь самое интересное."Где нас наябывают" и "почему демо, записанное в гараже, звучит".
Начнём с того, для чего действительно нужна запись. Тут вариантов несколько, и все они, собственно, имеют одну общую черту.
Запись нужна:
а) в качестве демо (мптри, аас, и прочая), чтобы выложить в сеть, послать куда-либо, раздать друзьям ссылку на торрент и т. д.;
б) в качестве CD с говномастерингом, чтоб его "выпустить как компакт диск с обложкой и вкладками", продавать на концертах или через розничную сеть (в наших реалиях либо в "Лестнице в небо" или в "Музе");
в) в хорошем качестве, для себя, для друзей и т. д.
г) в суперхорошем студийном качестве, с использованием всех профитов хорошей студии — запись в тонзале с использованием пространственных микрофонов, естественной реверберации, подбор микрофонов под голос/инструмент, выбор барабанов и гитарного усиления не абы "что есть, то и пишем", а под задачу, запись и сведение на ленту с учётом услуг грамотного техника и грамотного аппарата и так далее.
Первые два пункта особенно часто встречаются в провинциальных городах и я на них остановлюсь, потому что третий и четвёртый пункты — для людей, уже поварившихся в музыкальном производстве, и знающих все ходы-выходы, а стало быть, им инфа "где нас наябывают" не шибко и нужна, впору у них спрашивать.
Так вот, для записи своего коллектива (1.5.0.) мне нужны были несколько вещей, вполне доступных даже у нас в Ярике, и категорически не нужны кое-какие вещи, на которые делаются акценты в разных наших "аппаратно-програмных комплексах звукозаписи".
Что мне было нужно: помещение (можно акустически необработанное, похуй, как выясняется, спейсинг для некоторых записей только вредит, а хорошо звучащих помещений в Ярике всего три) не меньше 20 кв. м с достаточно выскоким потолком и с приличной электросетью, не посещаемое разнообразными случайными людьми; приемлемый аппарат — в первую очередь оцифровщик должного уровня, пульт ин-лайн архитектуры с минимум 8 рабочими каналами, контроль типа "записали/не записали" (на большее я не рассчитывал, ибо это самая дорогая и трудоёмкая в эксплуатации часть), хороший/приемлемый/стандартный выбор базовых микрофонов, выбор гитарного усиления и неубитая барабанная установка полупро класса. Чистота, возможность покофейничать/забухнуть в меру, вменяемый, компетентный, не напыщенный владелец (я дал себе слово, что больше не буду слушать про чужие комплексы и поддерживать модную тенденцию обсирания отсутствующих с одновременным самовозвеличиванием), если студия укомплектована звукоинженером — то выполнение всех технических операций быстро и без лишних вопросов и инициатив.
Что мне нахуй не упёрлось: дорогое (в смысле почасовой оплаты) акустически отделанное помещение, контрольная комната в хорошем исполнении и с хорошим мониторингом (на стадии трекинга это лишнее для бюджетной записи), n-ное количество лишних опций, за которые придётся платить вне зависимости от их использования, советы со стороны и комменты "бывалых", забредших на огонёк, вообще, лишние люди на трекинге (музыканты, помимо барабанщика у меня и так ранимые и пугливые), неработающий/плохо работающий/не так работающий/тупо не настроенный-не откалиброванный essential equipment и отказ снижать цену за его использование, недоброжелательно настроенный персонал, и так далее.
Как я уже сказал, хорошо звучащее помещение в большинстве случаев не нужно (тем более, что во всех студиях, которые я посетил, таковых мной не было обнаружено, стало быть, это первое где нас наябывают). Барабаны всё равно снимаются close-mic техникой, гитары и вокал тоже. Необходимый эмбиенс вполне легко добавляется любым импульсным ревербератором на стадии сведения. Однако, во многих АПК предполагается, что некая часть почасовой оплаты взымается именно за помещение. От этого я отказался в первую очередь, сэкономив 200-300 рублей в час. Далее. Во многих АПК присутствует essential equipment, который когда-то работал очень хорошо, но время и похуизм владельцев сделали своё чёрное дело, и сейчас он "уже не торт". Поэтому, в первую очередь на незнакомой территории нужно провести блиц-трекинг — желательно группы, чей саунд ты вполне себе представляешь, если нет такой — тогда песенку-тест своего коллектива (но это нежелательно, ибо собьёт в какой-то мере общий настрой и предполагаемое звучание, лучше затащить кого-то с другим саундом). Таким образом выявится большое количество косяков ещё до начала, собственно, большой работы. А косяки будут, поверьте. Вшивость выявляется, кстати, не количеством этих самых косяков, а умением и желанием владельцев/персонала с ними справляться. А не выдавать их за некую фичу или, ещё хуже, делать надменно-удивлённые глаза и впаривать тележки типа "вы нихуя не понимаете в студиях". Это вторая позиция, где могут наебать и наябывают почём зря. На косяки мелкие, вроде старых ламп в усилках или битых пластиков на барабанах можно и закрыть глаза, тем более, что это расходные материалы, которые по хорошему мы сами должны приобрести, но вот за фонящие шнуры и неправильную коммутацию ебать мозг персоналу нужно вдумчиво и конкретно. Третья позиция, где наябывают особенно жестоко, сами даже того в большинстве случаев не подозревая — это микрофонный парк. Дело в том, что, например, конденсаторные широкомембранники имеют свойство "заплёвываться" со временем, и тут вина уже не сколько владельца, вернее, не сколько вина, сколько беда (и таких "напримеров" тысячи). Поэтому, для записи своего коллектива у вас должен быть в наличии свой мини-парк микрофонов — либо арендованных у знакомых/в магазине, либо личных (в идеале). Нам в этом смысле повезло, и мы обеспечили запись достойными средствами съёма.
Вообще, в идеале нам от АПКЗЗ (аппаратно-программного комплекса звукозаписи) нужно только помещение в виде разделённых тонзала и аппаратной, наличие приматного оборудования (пульт ин-лайн или преампы с выводом на мониторную консоль, мониторы, оцифровщик достойного качества, достаточный для наших задач микрофонный парк) и контакт с персоналом/владельцем и его желание/готовность идти вам навстречу. На этапе трекинга будущего демо более ничего не нужно, остальное мы арендуем или своё принесём. Исходя из перечисленных условий, трекинг может производиться в недорогом (ок. 250-300 р/ч) гаражике. Результат трекинга вас не разочарует.
Из минусов гаражного трекинга я выделю несколько, это, в первую очередь, однофазная сеть, что означает, что и аппарат и освещение висят на одной фазе. Это минус, но, к счастью, небольшой. Сюда же — отсутствие нормальных стабилизаторов/сетевых фильтров/УПСов с чистой синусоидой. Например трекинг головы Randall, весьма требовательной к сети, доставил мне массу неприятностей (в то же время Mesa/Boogie вела себя на удивление тихо, даже на супергромких режимах). Второй минус, конечно, бытовой — извините за натурализм, срать придётся дома, в ГСК с этим сложности)). Третий минус — теснота. Но это тоже на любителя, мне, например, это было даже на руку, меньше лишних людей толклось на записи.
Насчёт дальнейшего наебалова в плане "студий" — тут особняком стоит "акустически отделанное помещение контрольной комнаты с грамотным контролем ближнего и среднего поля". Я вам могу совершенно точно сказать, что всеми этими ништяками могут полностью воспользоваться только люди, дохуя времени проведшие в этом самом помещении и к нему привыкшие (да и то не факт), соответственно, это четвёртое, где вас наябывают, подсовывая то, чем вы изначально не можете воспользоваться, а полагаться на уши и скиллы людей, которых не знаешь в профплане, или наоборот, слишком хорошо знаешь — не наш путь. Мне, например, будет очень трудно перестраивать свой "аудиовестибюлярный аппарат" в новой охуенной контрольке — слишком много времени это требует. Поэтому, всю работу по сабмиксу и редакции я провожу дома, в наушниках, потому что за десять лет работы в разных КК убедился, что главное в этом деле спокойствие и комфорт. Вся дальнейшая работа по сведению, конечно, будет требовать референса в контрольных комнатах, но это дело решаемое — в конце концов, мск рядом, а в ней тысячи недорогих контрольных комнат только в пределах Бульварного кольца.
Учтя всё вышеперечисленное, можно уложиться в бюджет примерно 9-10 тысяч рублей за 10-12 композиций. При условии, конечно, что вы либо имеете своего студийного звукорежиссёра, либо его услуги вам ничего не стоят (как в нашем случае). Если это не так — сумму придётся либо увеличивать вдвое-втрое, а то и в четверо (потому что я, например, на долгоиграющие проекты подписываюсь с большой неохотой и только если приглашают друзья или близкие мне по духу музыканты), за счёт найма устраивающего вас специалиста, либо сокращать расходную часть на аппарат и довольствоваться тем, что может вам предложить АПКЗЗ, что, в общем-то тоже неплохо. Надо, конечно, понимать, что звукозапись — процесс, что называется, "живой" и развивающийся по своим законам, а посему придётся иметь в виду, что затраты на трекинговую часть будут внезапно увеличиваться вне зависимости от ваших желаний. Здесь, по-любому, будет действовать человечий фактор — в первую сессию вы напозаписываете столько косячины, что впоследствии, когда вы немного пообвыкнетесь и притрётесь к звуку, вам очень сильно захочется её переписать. Так же много опасностей таит в себе запись вокала — это единственная вещь, на которую нужно обращать особенное внимание. Соответственно, здесь две проблемы — выбор АПК (или даже студии) по критериям наилучшей технической оснащённости и наибольшей комфортности для вокалиста. Здесь, к сожалению, сэкономить не получится. Помните, что вокал — это первое (и возможно, единственное), на что будут обращать внимание при прослушивании вашей песни.
|
</> |