И все-таки он тоже Холмс! (Гай Ричи "Шерлок Холмс").
ru_sherlockiana — 02.01.2010Шел на «Шерлока
Холмса», если не с предубеждением, то с определенной
настороженностью – точно. Ведь я, как и многие другие, находился и
продолжаю находиться в плену тех образов и той атмосферы, которую
создали Масленников, Ливанов, Соломин, Брондуков, Зеленая. Но,
несмотря на весь этот багаж, хочу сказать, что фильм Гая Ричи мне
понравился. Он меня убедил в том, что Дауни-мл. – это Холмс, а Лоу
– Ватсон. Кстати сказать, в некоторые мгновения Дауни мне визуально
даже напоминал Ливанова. Да и Лестрейд, хотя и совсем другой, чем
наш, но все же Лестрейд.
Несмотря на то, что
сюжет фильма не имеет никакого отношения к произведениям
Конан-Дойля, но авторы подошли к нему, равно как и к персонажам, с
должным уважением. И по ходу оригинального сюжета мы то и дело
натыкаемся на отсылки к конандойловскому Холмсу: то он с помощью
револьвера выбивает на стене вензель Королевы Виктории, то
демонстрирует свой дедуктивный метод на часах и трости (правда,
трость принадлежит не доктору Мортимеру, а Ватсону, а часы,
наоборот, не его, а сняты с трупа, но на эти мелочи уже не
обращаешь внимания – сюжет затягивает), то гоняет по Темзе на
быстроходном катере с трубой (привет нашим «Сокровищам Агры», т.е.
«Знаку четырех).
А главное достоинство этого сюжета в том, что несмотря на то, что
он не конандойловский, его авторы не стали наворачивать всякую
чушь, которой и так хватает – типа Шерлок Холмс попадает в будущее,
борется против инопланетян или фашистов и т.п. События
разворачиваются в той же эпохе, в то же время, когда Холмс и Ватсон
жили по воле пера их создателя. А вся мистика и колдовство,
которыми фильм кажется пропитан, на самом деле таковыми не
являются. Холмс разоблачает главного злодея – лорда Блэквуда – и
доказывает, что никакой он не посланник дьявола, не владеет он
никакой магией, я является обыкновенным мошенником, умело
использующим то подкуп, то новые изобретения в химии, физике,
механике и проч.
У меня, правда, возник вопрос, а почему же авторы фильма роль
злодея возложили на какого-то лорда Блэквуда, специально ими для
этого придуманного, а не доверили эту роль профессору Мориарти. Но
в конце фильма на этот вопрос авторы фильма дают ответ. И он, скажу
я вам, хорош собой. (Не буду раскрывать суть дела для тех, кто еще
не смотрел фильм).
Ну и, собственно, о Холмсе и Ватсоне. Да, Холмс в исполнении Дауни
– это не Холмс в исполнении Ливанова. Но все же, на мой взгляд, это
тоже Шерлок Холмс. Просто у Ливанова мы видим Холмса, так сказать,
с парадной стороны, а Дауни показывает нам его разным. Но там нет
ничего такого, что не было бы свойственно Холмсу.
Мы привыкли к тому, как ливановский Холмс мастерски перевоплощается
то в старого моряка, то в жестянщика, то в нищего. Дауни делает то
же самое, только кроме всего прочего, еще и показывает нам, как это
происходит, как приходится порой это делать мгновенно, на ходу, а
не картинно выходить из собственной спальни в новом образе.
Мы видим как Холмс Роберта Дауни жестоко дерется на каких-то
кулачных боях. О. ужас! Но, нет, не ужас. Не забывайте, что
настоящий Холмс был боксером и участвовал в поединках. Так что и
тут нет ничего необычного.
И вообще, не надо забывать, что сам Масленников говорил, что
работая над этим фильмом, ему и его коллегам хотелось поиграть в
англичанство. И ключевое слово тут, на мой взгляд, «поиграть». А
Холмс – это ведь не парадный портрет. Холмс – это человек со всеми
его пороками, недостатками и тараканами в голове. Да, кстати, а еще
Холмс был наркоманом. Согласитесь, что образ наркомана тоже никак
не вяжется с образом в исполнении Ливанова.
Что касается Ватсона, то если внешне Ватсон в исполнении Лоу вполне
себе похож и на нашего Ватсона, и на его литературный исходник. Но
на этом сходство и заканчивается. Этот Ватсон является полноценным
партнером Холмса. У него лучше получается с дедукцией. Да и
решительности у него больше: когда надо он может вмазать Холмсу
кулаком по носу или выбить дверь ногой, поха Холмс копается с
отмычками. Но это мне нисколько не мешало. Это все равно Ватсон.
Для такого Холмса именно такой Ватсон был и нужен.
Авторы, стараясь сохранить конандойловскую атмосферу, допустили, на
мой взгляд, лишь одну ошибку. Почему-то оказывается, что Холмс не
знаком с невестой Ватсона – мисс Морстон. Куда же, спрашивается,
делось дело «Знак четырех»? Но, если честно, про эту нестыковку
быстро забываешь.
Ну а вся эта шумиха до выхода фильма в прокат, мол, надругаются над
великими персонажами, чуть ли не гомиками их там Гай Ричи
показывает – все это бред. И нет там никакой «малины» и никакого
«атаса», как тут, в сообществе, пытались, не глядя фильма, убедить
всех некоторые «клип-мейкеры». Нет в фильме ничего такого.
Лично у меня – не меньшего фаната масленниковско-ливановского
Холмса – этот фильм не вызвал никаких негативных эмоций или
отторжения. А, главное, я бы с удовольствием буду рад появлению его
продолжения. Такой намек или возможность авторы в конце фильма
оставляют (привет от профессора Мориарти!).