И во лбу звезда горит

Казалось бы, все просто - украшения. Диадема, обруч, тут вот подсказывают, что височные украшения могли переходить в валик под косу, украшенный серебром, медью и прочее и прочее.
Ан нет, не так все просто. К примеру, мужчины не носили ничего подобного. А в сказке о царе Салтане "третья говорит: вот я бы ему сына родила - во лбу Солнце, в затылке Месяц". Сын, не дочь. В затылке месяц, во лбу звезда.
О чем же речь? Судя по всему, именно такое восприятие некоего божества просуществовало среди русского народа из неведомых нам времен. Прекрасного божества, несущего свет - "Днем Солнце затмевает, ночью Землю освещает".
И вот тут появляется Василиса Микулишна. Невероятная женщина, которая пустила стрелу в столетний дуб и тот разлетелся в щепки, отбросив всех рядом находящихся взрывной волной. Местных силачей-борцов она столкнула в бессознательное состояние, взяв по трое в одну руку. Нормально?
Так вот. Перед спасением мужа из плена, приказала "рубить косы": "Горько плакали девушки, пока резали Василисе косы русые. Косы длинные весь пол усыпали, упал на косы и светлый МЕСЯЦ."
Я ничего не понимаю. Символ богоподобности, действительно, имел вещественное выражение, он держался на косе, под косой и упал вместе с ней. Так и не нашел ничего конкретного на эту тему, но очень смутно улавливаю славянскую традицию "сильных" волос, магических волос и аллегорию потери богоподобности, своего "месяца" вместе с их потерей. Слишком сложно для меня.
UPD. Все не могу успокоиться. Представляете, БОГИНЯ жертвует своим статусом ради мужа, фактически за спасибо, а в сказании этому такое незначительное повествование отводится... Девки плакали, месяц упал. Ужис...
UPD2. Сижу ржу. Василилиса-то по комплекции была, судя по всему, как два толкателя ядра. Теперь понятно, почему когда Ставра, мужа своего, привела в шатер, не хотел он ее признавать. Потом переоделась, накрасилась, вышла к нему и давай он ей кланяться и благодарить)) А что еще мужику оставалось-то, даже в темнице скрыться без вариантов.
|
</> |