«И в восхитительных штанах»: некроштаны исландского колдуна

В деревне Хольмавик, расположенной среди суровых пейзажей Западных фьордов Исландии, находится Музей исландской магии и колдовства.


Внешний вид Страндагалура, Музея исландского колдовства и чародейства, в Хольмавике. Автор: Bensisto CC BY-SA 4.0
Основанный в 2000 году, он ежегодно привлекает около 11 тысяч посетителей, желающих погрузиться в эпоху XVII века, когда магия была неотъемлемой частью жизни исландцев. Этот музей представляет собой не просто собрание артефактов, а хранилище саг, легенд и историй, где переплетаются мифы и реальность. Среди экспонатов — магические посохи с рунами, рассказы о ведьмах и колдунах, а также реконструкции, основанные на сагах и устных преданиях. Хотя акцент делается на фольклор, некоторые фигуры — реальные исторические личности, чьи жизни стали частью исландской мифологии.

XVII век стал для Исландии эпохой тяжелых испытаний. Малый ледниковый период привел к значительному похолоданию, вызвав неурожаи и голод. Владевшая островом Дания ввела торговую монополию, запретив исландцам торговать с другими странами напрямую. Реформация заменила католицизм строгим лютеранским пиетизмом, который запрещал смех, танцы и карточные игры, объявляя их греховными.
Оставалось надеяться на чудо. В такой угнетающей атмосфере магия стала средством протеста и утешения. Языческие традиции, сохранившиеся в народной памяти, переплелись с христианскими верованиями, породив уникальный фольклор, который отражён в экспозиции музея.
Виды исландской магии
Исландская магия традиционно делилась на два вида: "гальдр" — мужскую магию, основанную на заклинаниях и рунах, наносимых на дерево или кость, и "сейд" — женскую магию, связанную с трансом и пророчествами. В отличие от европейской практики, где женщины чаще подвергались обвинениям в колдовстве, в Исландии основными фигурами обвинения были мужчины, практиковавшие "гальдр". В коллекции музея представлена "Гальдрбук" — рукопись около 1600 года, содержащая 47 заговоров, что дает представление о методах исландской магии. Легенды также упоминают два знаменитых гримуара: "Серая кожа" и "Красная кожа", которые стали символами магической силы и запретного знания.

Легендарные колдуны
Сэмунд Мудрый (1056–1133), священник и учёный, получил образование за границей, предположительно во Франции или Германии.

Памятник Сэмунду Мудрому у главного корпуса Университета Исландии. Он изображён верхом на тюлене — это дьявол, а Сэмунд бьёт его Псалтирью.
После его смерти возникли легенды о его колдовских способностях. Одна из историй повествует о его обучении в "Чёрной школе", где дьявол был наставником. По традиции дьявол забирал себе того, кто уходил из неё последним. Сэмунд обхитрил дьявола, накинув на плечи плащ, но не продев руки в рукава и не застегнув его, так что в лапах дьявола осталась только тряпка. В другой легенде он возвращается в Исландию на спине дьявола, принявшего облик тюленя, и изгоняет его при помощи Псалтири. Эти истории иллюстрируют восхищение исландцев его интеллектом и хитростью.
Епископ Готтскальк Никулассон, известный как Готтскальк Жестокий (1469–1520), был последним католическим епископом Холара. Он больше интересовался мирской властью, чем духовным служением. Легенды приписывают ему создание "Красной кожи" — гримуара, написанного золотыми рунами на красном пергаменте, который якобы наделял своего обладателя властью над тёмными силами. Согласно преданию, он был похоронен вместе с этой книгой, что сделало её символом недостижимого знания.

Готтскальк читает свою книгу. Прижизненный портрет.
Наиболее драматичной является история Гальдра-Лофтура, настоящее имя которого Лофт Торстейнссон (1702–1722). Студент латинской школы в Холаре, он проявил интерес к оккультным наукам. Освоив "Серую кожу", он стремился завладеть "Красной кожей" Готтскалька, для чего пытался воскресить епископа из мёртвых, но что-то пошло не так, и Лофтур исчез — скорее всего, утонул в море. Его история, похожая на легенду о Фаусте, стала настолько популярной, что в 1914 году Йоханн Сигурйоунссон написал по ней пьесу — Loftur Þorsteinsson. Это рассказ о том, как жажда знаний может привести к трагедии.

Магический знак, изображенный на коже теленка справа, имеет свою историю: "Йоун Йоунссон Младший, пытаясь вылечить своего теленка, которого мучил лукавый, употребил древний магический знак. На следующую ночь ему явился лукавый и спросил почему он сделал это. На что Йоун ответил: -Тьфу на тебя, ты меня не проведешь! Позже, той самой ночью, лукавый сбросил корову с гор, чтоб показать свою силу". K. Hastrup "Iceland: Sorcerers and Paganism", стр. 395
Ведьмовские процессы
Музей также освещает тему ведьмовских процессов XVII века, когда страх перед колдовством привёл к многочисленным казням. В отличие от европейской практики, в Исландии чаще обвинялись мужчины. Последним казнённым за колдовство был Клемус Бьярнасон, фермер из района Страндир, обвинённый в 1678 году в использовании магии для вызова болезней.
Некроштаны
Одним из наиболее впечатляющих экспонатов музея являются некроштаны, известные как "наброк".

Согласно легенде, эти штаны изготавливались из человеческой кожи с предсмертного согласия владельца, чтобы привлечь богатство. После погребения тело выкапывали, снимая кожу одним куском от пояса вниз. В пах помещали монету, украденную у бедной вдовы, и магический знак "наброкарстафур".

Считалось, что ношение таких штанов обеспечивало неиссякаемый приток денег.
Чтобы избежать вечного наказания в загробной жизни, человек, надевший штаны и воспользовавшийся заклинанием, должен отдать свой Наброк кому-то другому до своей смерти.
Выставленные в музее некроштаны являются реконструкцией, а не подлинным артефактом. Этот экспонат символизирует отчаяние и веру исландцев в магические ритуалы как средство преодоления нищеты.
Задонатить автору за честный труд
***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

«Суворов — от победы к победе».


ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.