И снова об образовательных услугах...
Ирина Нечитайло — 22.04.2011Сегодня с большим вниманием прочитала наброски статьи Татьяны
Александровны Подосениной
(http://www.proshkolu.ru/user/podosenina/, интернет-портал
ПроШколу.ру) об образовательных услугах. Сначала очень хотелось
просто ответить. Но потом поняла, что мои размышления уходят
несколько в другое русло. Именно поэтому пишу в своем блоге.
Пытаюсь еще раз произнести крамольное "образовательные услуги".
Смотрите, даже произнести сложно: "статья об образовательных
услугах".Слыша такое сочетание, хочется сразу сказать, что
это совсем и не по-русски, и не по-человечески вообще, на каком-то
тарабарском, варварском языке. Помните, бар-бар - варвар
(по-латински). Правда, говорят что варвар - всего лишь "бородатый
мужик". Народная этимология - штука коварная. Вот и не соглашается
народ видеть в своем услужении учителей и врачей.
Да и что здесь удивительного? Услуга-то ведь оказывается человеку
на время, на короткий срок. Так, подстригся сегодня - на месяц,
сделал прическу на свадьбу - до следующего дня, помылся в бане -
грязным можно стать уже к вечеру, а вымыл машину - вообще до первой
лужи.
Так неужели же образование, которое человек получает на всю
оставшуюся жизнь, можно тоже получать "на время"? Представляете
себе такое? Но статистика - вещь упрямая, и она все продолжает
твердить о том, что школа опосредованно приносит государству 25%
ВВП. Не вузы, не система ПТУ, а именно школа. Школа учит не
поглощать и перерабатывать тонны информации, а тому, как ее, эту
самую информацию, усваивать и сохранять, какими приемами
запоминания пользоваться и так далее.
А теперь давайте себе на мгновение представим, что одному россиян
уже очень хорошо научили - пользоваться предоставляемыми услугами.
Да еще приблизили эти услуги к дому. И вот, научившись жарить
шашлыки и поглощать их в немереных количествах на природе, россияне
не научились убирать за собой и тушить костры. А что? Это ведь
обязанности других - предоставлять подобные услуги - дворников.
Правда, в этом году понадобились услуги целого министерства по
чрезвычайным ситуациям. Тушить пожары - это ведь прямая обязанность
именно этого министерства. И чем активнее мы будем предлагать
образование в качестве услуги, тем более придется трудиться
господину Шайгу и его министерству.
Вы, конечно, можете спросить: почему? Отвечу: а где вы видели,
чтобы горничная, дворник, истопник или официантка оказывали
воспитывающее воздействие при оказании своих услуг? А может, вообще
никого не учить? Может, переложить все расходы на образование на
плечи российского народа, как это уже сделано с ЖКХ? Чего проще:
каждый ребенок будет получать столько услуг, сколько будет оплачено
его родителями. Представьте, какое образование будет у детей 2
миллионов официально зарегистрированных безработных? А у
матерей-одиночек? И что мы будем в таком случае делать по вечерам,
когда недоучки собьются в подростковые банды и снова выйдут на
улицы, как это уже было в Казани в 90-е годы?
Работая в школе, вижу, как червь под названием "образовательные
услуги", все глубже проникает в сознание россиян (как взрослых, так
и детей). Именно отсюда стремление и родителей, и детей - унизить
учителя, вытереть об него ноги, оскорбить и даже избить. Но самое
страшное, когда учитель начинает работать "по объему оплаты
образовательных услуг" - как платят, так я и работаю. Подобное
осознание делает такого учителя совершенно безразличным к успехам
детей.
Зачем учить, если это никому не нужно, если это - только до
порога школы? Ведь на большее не рассчитана кратковременная услуга.
Так может и к России все начнут относится, как к государству
"временных услуг": - родились, выросли - и до свидания?
|
</> |