И швец, и жнец...


В последнее время ищу подработку в качестве редактора, захожу на HH. Как следствие, накопился ряд наблюдений и соображений на этот счет, но для начала поделюсь одним из них.
В подавляющем большинстве объявлений не делается различие между работой редактора и автора. Я нахожу этому два объяснения.
Во-первых, желание бизнеса сэкономить, найти такого человека, который бы писал, редактировал, и желательно еще выполнял менеджерские функции. Это понятно и знакомо с детства. Спасибо Александру Сергеевичу Пушкину за «Сказку о попе и о работнике его Балде».
Во-вторых, непонимание сути работы редактора. Казалось бы, что тут такого: «пишущий редактор» — отличная идея. Поредактировал немного, потом пишет, затем опять редактирует. Бинго! Два в одном, как шампунь и ополаскиватель.
В сущности, такое совмещение возможно, но только надо отдавать себе отчет в том, что редактура имеет мало общего с работой автора. Творческий элемент в ней редуцирован и сведен к оформительству, стилизации. Редактор — это не созидатель, а упаковщик, если хотите, надсмотрщик за соблюдением формата, уборщик, в конце концов!
Грамотно и эффективно поступает тот работодатель, который разводит две эти функции. Если их возложить на одного человека, это приведет либо к выгоранию, либо к снижению качества, а скорее всего к обоим последствиям.
В маленьких проектах такое совмещение неизбежно, но в больших компаниях — примета упадка.
Почему-то мало кому приходит в голову взять на работу в одном лице шофера и механика. Да, такой человек был бы находкой, но это исключение из правила, уместное в случае работы на частное лицо, семью, но не на транспортную компанию.
Почему-то никому не надо объяснять, что дизайн должен делать один человек, а плитку класть другой, но в случае с текстами это неочевидно. Впрочем, с текстами всегда так, большинство людей искренне верит, что если они способны кое-как составлять из слов предложения, то могут писать. Что уж тут говорить о редакторе, конечно, пусть пишет.
Не собираюсь бороться с чужими заблуждениями, но когда вижу такое сочетание функций в описании вакансии, то сразу понимаю, что работодатель, как бы он не расписывал себя с лучшей стороны, либо не понимает сути редакторской работы, что неизбежно отразится на работнике, либо предлагает «комфортное место в хеплфул-коллективе» на галере.