I see fire


“Хоббит: Пустошь Смауга” | “The Hobbit: The Desolation of Smaug” (США, Новая Зеландия, 2013)
Режиссёр: Питер Джексон
Авторы сценария: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Гильермо дель Торо, Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Эйдан Тернер, Эванджелин Лилли, Орландо Блум, Люк Эванс, Ли Пейс, Стивен Фрай
Композитор: Говард Шор
Хотя до Одинокой Горы по итогам первой части путешествия, казалось бы, уже рукой подать, компании гномов, возглавляемой Торином (Ричард Армитэдж), и примкнувшему к ним Бильбо Бэггинсу (Мартин Фриман) ещё предстоит миновать Лихолесье, побывать в плену у короля лесных эльфов (Ли Пейс) и заглянуть в приозёрный город Эсгарот. Да и достижение конечного пункта их маршрута тоже не будет спокойным, поскольку дракон Смауг (голос Бенедикта Камбербэтча) отнюдь не намерен расставаться с награбленными сокровищами за здорово живёшь.
Избавившись от необходимости разъяснять зрителям событийную подоплеку происходящего и представив всех гномов "побородно", Питер Джексон несётся вперёд с резвостью скаковой лошади, не оглядываясь при этом особо ни на оригинальный сюжет, ни на хронометраж, ни даже на здравый смысл. В процессе кропотливого труда по сведению концов с концами и подтягивания детской повести до уровня масштабного эпоса исходный текст претерпел заметные изменения, утончившись до пунктирной линии, условно связывающей череду головокружительных приключений - при этом под нож в первую очередь идёт именно текст Толкиена. Так, вся встреча с Беорном занимает примерно столько же времени, сколько дописанная сценаристами встреча в трактире Торина с Гэндальфом, который выступает в роли организатора, в Одинокой Горе в первую очередь видящего важный стратегический объект в борьбе с нарастающей Тьмой. В целом происходящее представлено в виде набора аттракционов - довольно разнородных, заметим: схватка с пауками, выполненная в духе фильмов ужасов, сменяется головокружительной ездой на бочках, которой наверняка уготовано почётное место в тематическом парке (а Бомбур с его смертоносной бочкой просто-таки новый герой боевика), потом всё это плавно перетекает в разворачивающийся в местной Венеции политический памфлет с участием коррумпированного бургомистра и местного лидера оппозиции, контрабандиста Бэрда.
Герои под стать режиссёру тоже не минуты не могут спокойно усидеть на месте: будучи заточёнными в камеру, бьются о решётку или ведут задушевные беседы с симпатичной эльфийкой, лезут в заброшенные руины на поиски сил Зла, а оказавшись в горных недрах, дают полноценное сражение дракону (занятная, к слову, могла бы получиться разговорная драма, целиком состоящая из диалогов хоббита и огнедышащего монстра). Во всей этой круговерти событий, увы, безвозвратно теряется то чувство сказочности, какого-то домашнего уюта, которым был пропитан первый фильм, а здесь будто бы слишком много всего. Непрерывная цепь головокружительных трюков, хотя в целом и обеспечивает “Пустоши Смауга” заметно более тёплый приём у критиков, периодически даёт эффект, обратный задуманному, и заставляет поглядывать на часы. Хотя - можно предположить с большой долей уверенности, - эта часть саги мною будет пересмотрена примерно столько же раз, сколько и предыдущая: надо же занять время до появления третьей ленты, в которой, судя по всему, эпический размах окончательно возьмёт верх надо всем остальным.
Поскольку фильм наверняка ещё посмотрели не все, кто планировал, голосование провисит немного дольше обычного.
|
</> |