И. С. Аксаков. Всемирно-историческое призвание России

И. С. Аксаков. Всемирно-историческое призвание России / Сочинения И. С. Аксакова.
(Продолжение темы, начатой в статье
Москва, 1 августа
На многие мысли наводит статья г. Маркова, о которой мы уже
говорили в 14 № магометанам совсем плохим! Вполне
веротерпима была и Старая Русь, но совсем не то — предоставить
азиатским иноверцам религиозную свободу без всякого вмешательства
во внутренние распорядки их культа или во имя «попечения о духовном
благе русских подданных безразлично» правительству
православного народа прилагать старание к укреплению, к созданию
устойчивости во враждебных христианству верованиях
посредством «урегулирования» последних незыблемыми законами! Для
перехода теперь из ислама или далай-ламайской веры в христианскую
магометанин или язычник встречает затруднение в самом законе: за
ревностное исполнение своих религиозных обязанностей, муфтии и ламы
награждаются российскими орденами. Особенно посчастливилось
ламайской вере, огражденной такими привилегиями, что нашим
алтайским миссионерам несравненно труднее бороться с русской
полицией, охраняющей закон, чем с убеждениями самих последователей
ламайства… Теперь, «обзаведясь просветительною миссиею», в которую
предки наши — истинные просветители восточной инородческой
стороны Европейской России — никогда и не рядились, — мы
несем туда, на Восток, «европейское просвещение» в жалкой и
безобразной копии, которую мы и у себя дома переварить-то не в
силах! Сто́ит только вспомнить, что понаделано было в Туркестане
при генерал-губернаторстве покойного Кауфмана: завели в Ташкенте и классические гимназии, и
кафешантаны, и муниципальные парламенты (из русских чиновников), да
и теперь, по последним известиям, озабочены там вопросом: какое из
местных азиатских наречий подвергнуть ученой обработке для
правильного обучения оному киргизов и сартов!.. Вот не было
печали!.. А между тем православную, искони верную и ни в каком
отношении не представляющую для нас опасности сепаратизма
Грузию — мы не перестаем оскорблять, применяя к ее древней
Церкви теорию государственная объединения (которую там именно и не
умеем проводить, где бы следовало), не возводим грузин в сан высших
местных иерархов и т. п.! Но пусть только припомнят
читатели то, что так картинно выражено покойным Фадеевым в его
статьях И. И. Завалишин. Описание Западной Сибири
• В. В.
Григорьев. Русская политика в отношении к Средней Азии
• М. И.
Венюков. Исторические очерки России…
• Ф. М.
Достоевский. Геок-Тепе. Что такое для нас Азия?
• Н. А.
Маев. Краткий исторический очерк движения России на азиатский
Восток
Того же автора:
• Астраханские письма (отрывки)
– «Разбалуй-город»
– Вновь
открывшиеся обстоятельства о тюлене