И покинет отчий дом мученик науки...

Мне так странно стало. Странно и непонятно - что так сильно изменилось за эти годы? В наше время, когда я училась, правильным было студенту работать. Мы сами хотели работать. Во-первых, потому что стипендия - копейки, и в свое удовольствие на нее не поживешь. А многие, очень многие, были иногородние, соответственно, и родители были иногородние, а иногородние зарплаты иногородних родителей не позволяли содержать взрослых детей в Москве, поэтому у нас с третьего-четвертого курса работали почти все. И это было удачей, а не тяжким бременем, - устроиться на работу, будучи студентом. Во-вторых, мы удовольствие получали от первых самостоятельно заработанных денег. Я до сих пор помню эти ощущения от первой зарплаты - что я вот теперь сама могу себе позволить ни у кого не спрашивая что-то купить или куда сходить на свои собственные деньги. В-третьих, мы осознавали, что сейчас выйдем все из себя такие красивые из института с дипломом, а все работтодатели Москвы-то не выстроятся в очередь с криками: "Ко мне идите поработайте! Нет, ко мне идите поработайте"! Мы понимали, что опыт работы какой-то должен быть. Пускай за символическую оплату - но опыт. И после пятого курса ты не только с дипломом пойдешь, но и с записью в трудовой, гарантирующей устройство на приличную должность.
Я внештатно подрабатывала редактором и переводчиком в издательствах и литературным ниггером курса со второго-третьего, а на четвертом уже устроилась на постоянную работу. И я бегала из института на работу, а с работы - в институт. И любовь крутить успевала, и регулярные ночные гулянки с подружками устраивала, и шлялась до утра, а потом, после двух часов сна, на лекции приползала, и работу качественно выполняла, и экзамены на отлично сдавала, и жизни радовалась. И не было у меня времени насыщеннее и веселее студенческого. Уставала ли я? Ну да, наверное, уставала. Но я этого не помню, то есть это не была такая непосильная смертельная усталость, от которой не то что учиться - жить не хочется. На все сил хватало, потому что все делалось играючи и с удовольствием - и учеба, и работа, и вольготная молодая жизнь.
И я же не уникумом каким-то была, не животным редкого вида - у нас почти все такие были. Все работали, все учились, все экзамены сдавали, а паралелльно женились-замуж выходили и детей рожали. И, насколько я могу проследить судьбы своих однокурсников, почти все в Москве (а у нас на курсе большинство иногородних было), на приличных работах, никто не нищенствует, каждый добывает свой хлеб и не жалеет, что студенческие годы был вынужден работать, а не всецело отдаваться светлому делу науки. Все успевали - и науке отдаваться, и работать.
Так что вдруг изменилось за эти десять-пятнадцать лет? Я смотрю сейчас на брата мужа, четверокурсника, - никаких устремлений, никаких амбиций, никаких целей - мать десятку пришлет, брат подкинет, стипендия капнет - больше ничего и не надо. Что там будет после пятого курса - не колышет. Не понимает, дурачок, что если сейчас не зацепится, поедет после пятого курса, после пятилетней вольготной жизни в Москве, в ПГТ Смоленской области, потому что здесь молодой специалист без опыта работы никому нужен не будет. Пытаюсь объяснить - отговаривается, мол, как тяжело студенту учиться. Как будто я сама студентом никогда не была. И не в заборостроительном ПТУ училась ведь, а в одном из престижнейших ВУЗов России, и ничего - не тяжело было. Но я-то думала, он один такой - мамой избалованный, а тут комментарии почитала и убедилась, что большинство современных студентов совершенно не задумываются о будущем и текущем. И они все, как наш, клянчат у кого-то "пятихатку" на пельмени и не ходят туда, куда хотели бы пойти, потому что денег нет, и волокут на себе это презрительное многовековое клеймо бедного студента, вечно голодного и нуждающегося, но пальцем не шевельнут, чтобы это изменить.
Вот расскажите мне, у вас как было? Что было принято - работать или нет? Вам хотелось работать или нет? И годы учебы пишите, пжлста.
|
</> |