И которые де, государь, руские люди в Стародубе живут
uctopuockon_pyc — 30.10.2023Как правило, в московских текстах первой половины XVII века, если пишут «руский» (обычно через одну «с»), то имеют в виду «относящийся к московскому государству», если хотят сказать «малорусский», то говорят «белоруский». Север и Юг, Могилев и Киев нигде явно не различаются этнографически: все это называется Литвой или Белой Русью. Но вот исключения: «И пописали черкас 6000 человек, а достальных черкас 4000 человек выкинули. И тех де выметных черкас розабрали в городе урядники и насилованья де им чинят великое, а чает тово, что их учнут приводить в свою в лятцкую веру и во многих городех русские церкви поломали… И многие де руские веры казаки и белорусцы меж себя переговаривают и молят Бога, что де за крестянским государем быть, а не в лятцкой вере».
«И тот де лятцкой поп Исаия в Стародубе церкви христианские все позапечатал и велел де быть к себе руским попом, которые попы служили у церквей. И попы де к нему не бывали и от него разбежались… И которые де, государь, руские люди в Стародубе живут, и они де в лятцкой вере быть не хотят, а хотят де, государь, ис Стародумба з женами и з детьми переехать на твое государево имя».
«И они де, государь, Спаскова монастыря все старцы, чорной поп Нифант з братьею, в том Спаском монастыре церквей печатать не дали и тово де архимондрита Варлама Чаплю и протапопа, поговоря с рускими людьми, из монастыря выбили опять в Стародуб».
«И слышели де, государь, они, что бискуп смоленский в Новегородке руские церкви хочет все сломать и вводить лядская вера.
А в литовских де, государь, городех во многих местех и в Стародубе Северском руские церкви поломали….
А в Новегородке де, государь, Северском руские люди, которыя ис порубежных литовских городков, литовские люди от изговенья от ляхов сошлись жить в Новгородок-Северской, не хотя отбыть крестьянские веры… А как де, государь, будет зимней путь, и из Новагородка де, государь, Северского руские и литовские люди ноугородские жильцы хотят переехать на твое государево имя.
Да они ж де, государь, старцы, слышали в Новегородке от литовских людей и от руских от ноугородских жильцов, что ляхи ис Польши сходятца х Киеву»
«А будет де те черкасы латынские и папежские веры запорожских черкас побити не осилеют, и в Запороги де на тех запорожских казаков хотят итти сами поляки, чтоб черкас и казаков руские веры побити всех. Да и во всех де литовских городех руские веры всяких литовских людей и их жон и детей, которые от христианские веры не отступают и в латынскую и в папежскую веру не проврощаютця, поляки и черкасы, которые пристали к поляком, побивают розными казньми» (Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. Т.1. М., 1953. СС.114, 117-119, 198).