И быти ему в великой опале...
thor_2006 — 05.01.2014В Судебниках что Ивана III, что Ивана IV нет статей, которые можно было бы трактовать как часть дисциплинарного устава, регулирующего поведение ратных людей во время кампаний или в мирное время. Но, поскольку проблемы с ним, с поведением, имели место быть (нравы солдатчины со временем не меняются, и склонность ратных людей "имать силно" у шпаков то, что им нужно, хорошо известна - "мучаху людей из добытка, и животину бьюще, назад себе отсылаху, а ни с чим же разойдяхуся, все грабяху и неподобная и скверная деяху"). Естественно, что с этим надо было что-то делать, тем более что негоже было царю-надеже, оплоту православия и защитнику всех християн, терпеть такое неподобие и скверну - ибо сказано: "Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое". И еще сказано: "Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее". Посему, пусть и не в судебниках, так в жалованных грамотах соответствующие наказания для делающих злое таки да предусмотрены. В уже упоминавшемся мною сборнике грамот Вяжищского монастыря есть жалованная обельно-несудимая грамота Василия III, данная игумену Мисаилу, а в той грамоте прописаны было, что ежели хто из князей и бояр и воевод ратных и всяких ездоков у монахов и подчиненных им мужиков "станет силно", то "тому от меня, от великого князя, быти в опале". И не дай Бог "кто что у них взбнет силно", потому как в таком случае "тому то платити вдвое без суда и без ысправы...".
|
</> |