ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ НАТАША РАМБОВА. ИСТОРИЯ ТАЛАНТА УБИВШЕГО ЛЮБОВЬ
la_gatta_ciara — 11.09.2010 Пока писала пост о Рудольфо Валентино, знала, что следующий мой рассказ ОБЯЗАТЕЛЬНО будет о его жене Наташе Рамбовой.Наташа Рамбова и Рудольфо Валентино
Не написать о ней я не могла по двум причинам.
Первая, потому что она была прекрасным художником по костюмам и дизайнером одежды, ценящим стиль больше, чем моду.
Кадр из фильма "Саломея"
Второе. И у самой Наташи был уникальный стиль. Ее прическа, одежда, головные уборы – один раз увидишь и уже не забудешь.
Вкус любого человека, как и характер, формируется в юные годы. Американка Winifred Kimball Shaughnessy, нам известная как Наташа Рамбова (этот звучный псевдоним - тогда было модно балеринам брать именно русские псевдонимы - придумал ей русский любовник, танцовщик Федор Козлов) свой вкус оттачивала в Париже.
В то время она была увлечена балетом и приехала туда, чтобы впитать в себя мастерство артистов Дягилевских сезонов Павловой и Нижинского. Это были годы фантастического успеха «Русских сезонов». В то время весь мир был очарован восточной магией Русских балетов.
Невероятная популярность балетов «Шехерезада» с костюмами Л. Бакста, «Весна священная» Н. Рериха, «Петрушка» А. Бенуа отразился в первую очередь, на моде. Шаровары, юбки-абажуры, чалмы, вышивки в народном стиле стали очень популярны у дам.
Но если мода приходит и уходит, то стиль остается. Вот Наташа Рамбова осталась верна этому экзотическому, «варварскому» стилю всю жизнь. Сама она говорила так: «Я ненавижу моду. Я хочу одеваться так, чтобы одежда была продолжением меня, неважно, модно это сегодня или нет. И, на мой взгляд, так должны поступать все женщины». Я с ней полностью согласна.
Портрет Н. Рамбовой работы Н. Рериха
Видя, что Наташа девушка художественно одаренная и с прекрасным вкусом, Козлофф (так на английский манер называли танцовщика) предложил ей придумать ацтекские костюмы к новой постановке. Пример художников дягилевской труппы Бакста, Бенуа, Головина, бережно относившихся к истории костюма, отразился в подходе Наташи к дизайну сценических нарядов
Ацтекские костюмы Рамбовой
Многие сегодня не знают, но балетный костюм до 20 века был очень условным. Он целиком подчинялся моде своего времени, а историческая и национальная принадлежность обозначались одной – двумя деталями. Реформу балетного костюма стал проводить талантливый хореограф и танцовщик М. Фокин, впоследствии балетмейстер Дягилева, его поддержали многие художники.
Настоящее египетское женское изображение
и после «реформы Фокина»: А. Павлова в балете «Египетские ночи»
Из самых интересных ее работ я, конечно, хочу выделить костюмы и декорации к фильму «Саломея». В нем была прекрасно воплощена идея стилизации рисунков Обри Бердслея. Правда в титрах она указана под именем Peter M. Winters
Иллюстрация О. Бердслея к пьесе О. Уальда "Саломея"
А вот так в фильме "Валентино" намекнули на "Саломею". В таком наряде Алла Назимова появляется у гроба Валентино.
Вскоре, Наташа Рамбова встречает популярного актера Рудольфо Валентино, становится его женой и личным стилистом. Забавно, что муж часто упрекал ее в провалах своих кинопроектов. Например, он говорил, что за роскошными костюмами к фильму «Юный Раджа» не видно его актерской игры!
Рудольфо Валентино в фильме «Юный Раджа»
Модные иллюстрации Д. Барбье
На самом деле, трудно понять, в чем заключалась работа Барбье, а в чем – Рамбовой. Пишут, что супруги Валентино, во время своей поездки в Европу, были очарованы костюмами Барбье к «Казанове» и заказали художнику эскизы для фильма «Месье Бокэр».
Но поскольку костюмы шились в Америке, без надзора автора, то в них вносились изменения Рамбовой и, в итоге, многие из них сильно отличались от эскизов.
Эскизы костюмов и кадр из фильма
И снова картинка Барбье
Публика, действительно, не приняла такого Валентино – в парике и обсыпанного пудрой. Фильм провалился в прокате.
Вот такая странная история – карьеру мужа затмил безусловный талант жены. К тому же, она выступала и как его агент, а это было не просто. Валентино избегал конфликтов, и она подставляла под удар себя, назначая за него большие гонорары и отказываясь от сомнительных проектов.
В итоге, их отношения испортились и они расстались. Когда Валентино внезапно заболел, Наташа была в Европе. По просьбе Валентино, Ульман (новый его агент и помощник) направил ей телеграмму, Наташа примчалась, но было уже поздно... Впоследствии она очень винила себя в его ранней смерти.
Наташа, как натура сильная и увлеченная, нашла еще одно применение своим талантам. Надо сказать, что она всегда была под пристальным вниманием дам Нового Света. Рамбова часто носила платья известных европейских дизайнеров. Стоило ей что-то приобрести из одежды или обуви, как этот магазин сразу становился популярным.
Ей подражали, ею восхищались, считали иконой стиля. Поскольку она всегда имела отношение к одежде, то никто не удивился, когда в 1927 году открылся ее бутик на Пятой Авеню. Наташа говорила: "Я работаю не потому, что мне нужны деньги, а потому, что работа дает мне возможность излить свои художественные устремления».
Платья Наташи из коллекции Phoenix Art Museum
Сама же она черпала вдохновение в этнических костюмах.
Знаменитый "русский портрет" Рамбовой, вводящий всех в заблуждение по поводу ее национальности.
Был момент увлечения испанским костюмом и роскошными шалями.
Возможно, этот стиль возник под влиянием их совместных выступлений с мужем.
В рамках рекламной компании они ездили по Америке с концертами, где танцевали испанские танцы и танго.
Не только чалма выдавала пристрастие художницы к Востоку, но и цветовая гамма, которую она использовала в своих моделях. Она не признавала пастельной гаммы, скромных в тон отделок - ее наряды отличались ярким, насыщенным цветом, всевозможными декоративными элементами, сложным кроем. Художница любила непривычные цветовые сочетания свойственные Востоку – синий с красным или пурпурно – синий с зеленым, белый с золотом, салатовый с фуксией. Помните, в начале я рассказывала о формировании вкуса в балетной среде Парижа 1915 – х годов? Что это, как ни влияние Бакста с контрастными восточными сочетаниями?
Но при этом, ее модели оставались изысканными и утонченными. Бутик Наташи Рамбовой был очень моден, там одевались известные голливудские актрисы той поры и светские дамы.
Отличительные особенности ее моделей: рукав – доломан, длинные юбки, а также высокого качества бархат и сложные вышивки.
Редкое фото, где виден этот физический изъян