рейтинг блогов

Художник и зритель

топ 100 блогов sowetnik_p02.12.2021 Художник и зритель

  Чтобы рассказать современному зрителю об ,,Олимпии,, я заменю слово ,,зритель,, , француз,, , ,,парижанин,, , гражданин,, и т.д, на слово, более подходящее по смыслу - ,,тупой обыватель,,.
  Не возражаете?

Итак -

В 1864 году Эдуард Мане написал "Олимпию", которая стала предметом самых яростных нападок. Перед картиной толпились возмущенные тупые обыватели, назвавшие "Олимпию" "батиньольской прачкой".

Ещё ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины, официальная критика называла ее "безнравственным вторжением в жизнь". От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты... "Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта "Олимпия", "Это самка гориллы, сделанная из каучука", "Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения", - так писала парижская пресса. Спустя сто лет один французский критик засвидетельствовал, что "история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной "Олимпии". Действительно, невозможно вообразить, каких только издевательств и оскорблений не претерпел художник со своей подлой картиной.

Испуганная администрация Салона поставила у картины двух стражей, однако и этого оказалось недостаточно. Толпа тупых обывателей, "хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами этой новоявленной красоте", не расходилась и перед военным караулом. В какой-то момент он даже отказался гарантировать безопасность "Олимпии", так как несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие, чтобы защитить наготу Олимпии.



Сотни тупых обывателей с самого утра собирались перед "Олимпией", вытягивали шеи и разглядывали ее только для того, чтобы выкрикнуть потом площадные ругательства и плюнуть на нее. "Потаскуха, возомнившая себя королевой", - так изо дня в день обзывала французская печать одно из самых нежных и целомудренных произведений живописи.

И тогда картину повесили над дверью последнего зала в Салоне, на такой высоте, что она почти исчезла из глаз. Французский критик Жюль Кларети восторженно сообщал: "Бесстыжей девке, вышедшей из-под кисти Мане, определили наконец-то место, где до нее не побывала даже самая низкопробная мазня".

Разгневанную толпу тупых обывателей возмущало еще и то, что Мане не сдался.

Даже из друзей немногие отважились выступить и публично защитить великого художника. Одними из этих немногих были писатель Эмиль Золя и поэт Шарль Бодлер, а художник Эдгар Дега (тоже из "Салона отверженных") сказал тогда: "Известность, которую Мане завоевал своей "Олимпией", и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди".

После закрытия Салона "Олимпия" была обречена почти на 25-летнее заточение в художественной мастерской Мане, где ее могли видеть лишь близкие друзья художника. Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели ее приобрести.

При жизни Мане так и не дождался признания "Олимпии".


Прошло выремя. В 1889 году готовилась грандиозная выставка, посвященная 100-летию Великой французской революции, и "Олимпия" была персонально приглашена занять почетное место среди лучших картин. Там она и пленила одного богатого американца, который пожелал приобрести картину за любые деньги. Вот тогда-то и возникла серьезная угроза, что Франция навсегда потеряет гениальный шедевр Мане.

Однако тревогу по этому поводу забили друзья покойного к этому времени Мане. Клод Моне предложил выкупить "Олимпию" у вдовы и подарить ее государству, раз уж оно само не может заплатить. Была открыта подписка, и собрали нужную сумму - 20 000 франков. Оставался "сущий пустяк": уговорить государство, чтобы оно приняло дар. По французским законам, произведение, подаренное государству и принятое им, обязательно должно быть выставлено. На это и рассчитывали друзья художника.

Но по неписаному "табелю о рангах" на Лувр Мане пока не "тянул", и пришлось удовольствоваться Люксембургским дворцом, где "Олимпия" пробыла 16 лет - одна, в сумрачном и холодном зале.

Только в январе 1907 года, под покровом ночи, тихо и незаметно, ее перенесли в Лувр. А в 1947 году, когда в Париже был открыт Музей импрессионизма, "Олимпия" заняла в нем то место, на которое имела право со дня своего рождения. Теперь зрители тупые обыватели стоят перед этим полотном благоговейно и почтительно.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Представляю вашему вниманию очередную подборку интересных фотографий повседневной жизни людей разных стран, на этот раз отправимся в Беларусь. Официальное название — Респу́блика Белару́сь — государство в Восточной Европе. Население на 1 января 2019 года составляет 9 475 174 человек, ...
⚡️⚡️⚡️СРОЧНО: Над Донбассом вместо государственных флагов ДНР подняли российский триколор
По последним, уточненным данным, пираты, захватившие танкер "Московский ...
...
На этот раз действительно загадки ("что это такое?") 1 Очень легкая - с тяжелыми последствиями Две следующие легко разгадываются с помощью Гугля, а потом думаешь: "Как же я не догадался!" Так что рекомендуется попробовать. 2 3 Ждите отчета, анонс здесь ...