Художник Ф.В. Сычков/Кумление
-KRASOTA- — 27.04.2011Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами. Обряд носит двухчастный характер: спустя некоторое время покумившиеся раскумляются.
Кумились обычно в период от Пасхи до Духова дня включительно, приурочивая обрядовое действие к какому-либо празднику: Пасхе, дню Иоанна Богослова (8 мая), Николину дню, Вознесенью, Семику, Троице, Духову дню. В некоторых местах обряд проводился в Петров день
Художник Ф.В. Сычков
В обряде участвовала обычно женская часть населения: девушки и молодые женщины, имевшие и не имевшие детей. Тайно от всех, они уходили в лес, к реке, на луг, на кладбище, собирались в снятом у кого-либо из крестьян доме, саду или во дворе. Уединившись, девушки и молодки разбивались на пары: каждая выбирала себе подругу по душе. Кумление пар происходило одновременно или по очереди. В последнем случае кумящиеся стояли в центре круга, образованного подругами, иногда скрытые от них большим платком, раскинутым над их головами. При этом остальные девушки исполняли песни, иллюстрировавшие ход обряда.
Как правило, кумление совершалось около дерева, которое выбирали все участницы обряда или только что образованные пары за пределами поселения или в саду.
При выборе предпочтение отдавали: березе, раките, черемухе, бузине, яблоне, непременно сладкой, или дереву любой породы, но растущему близ недавно распустившихся ракитовых кустов . В ряде мест кумление включало завивание берез . В этом случае девушки, желавшие стать кумами, должны были сначала вдвоем заплести древесные ветки. Затем они вешали на дерево свои нательные крестики (ленточка по этому случаю должна быть новой и нарядной), крестились, трижды целовали друг друга через крест или, просунув голову в шнурок креста, на котором он висел, а также целовали сам крест с двух сторон, обменивались крестами и объявляли себя кумами
Кумление сопровождалось обменом вещами. Обычно дарили друг другу навсегда или на время бусы, ожерелья, серьги; обменивались также предметами одежды - "платьем", фартуками, головными уборами, платками, лентами, венкам. Во Владимирской губ. при обмене головными уборами, происходящем во время ритуальной трапезы, девушки надевали женские уборы, а молодки - девичьи.
В ряде мест при кумлении девушки давали друг другу куличи, варенные яйца, окрашенные в красный или желтый цвет.
Обмен приглашениями и собственно взаимное посещение трапез совершались для того чтобы, как говорили местные крестьяне, девушки могли "покумиться". В некоторых местах при кумлении бились яйцами .
У русских известен и обычай обмениваться волосами: кумящийся вырывает волос у себя и кладет его на голову своей куме.
Кумление включало в себя и обмен ритуальными фразами.
Во Владимирской губ., обмениваясь крашеными яйцами, девушки говорили друг другу: "Христос Воскресе" - "Воистину Воскресе" .
В некоторых местах кумление происходило во время гуляний, вождения хоровода и игр. В Пермской губ. группы девушек образовывали на улице кружки, внутри которых и выбирали куму; с ней целовались и обменивались крестами.
В Даниловском у. Ярославской губ. девушки во время игры вылавливали себе подругу, под ручку с которой прохаживались по деревне, неся в руках завернутый в платок куличек с крашеным яичком наверху; это хождение и называлось кумлением.
В Зарайском у. Рязанской губ. кумились при бросании венков в водоемы . Опуская венок на поверхность реки, девушки поочередно черпали из его середины воду, пили ее, а потом обменивались яйцами.
В Брянском у. Орловской губ. кумились сразу четыре девушки. Под пение песен они усаживались вокруг березки и начинали разговор. Одна говорила: "Куку", - другая: "Кума", - третья: "Откуль?", - четвертая: "Отсуль". Затем все четверо целовались между собой и присоединялись к хору, а их место занимала другая четверка. В ряде мест все девушки одновременно кумились друг с другом. В Дмитровском у. Московской губ. их союз скреплял венок, который по очереди одевали все участницы.
После кумления участницы обряда называли друг друга "сестрами", "кумами" или "подругами".
Сестринские отношения сохранялись на всю жизнь, на год, но в большинстве случаев они оканчивались при первой ссоре или после раскумления. Есть сведения, что покумившиеся один раз пары возобновляли свои отношения через год, совершая обряд кумления заново.
Во многих местах "кумой" величали троицкую березку, ей отдавали свои ленты и украшения (вешали на березу), к ней обращались в песнях:
"Кумушка, Свет-голубушка!
Мы к тебе идем,
По яичку несем
По ложечке, по лепешечке!"
В ходе обряда обычно выделялись одна-две девушки, игравшие в нем особую роль. Это могла быть девушка, оставшаяся при кумлении без пары . С ней кумились все участницы действия; она же во время хождения покумившихся девушек по деревне возглавляла шествие и несла "красоту" - завитую березовую ветку с повешенными на нее венками или репейник . В Переславль-Залесском после кумления парами девушки выбирали самую худенькую и маленькую девочку-подростка, которую называли "оленем"; ее ставили под березу, а затем по очереди подходили к ней и целовали. В Саратовской губ. покумившиеся девушки выбирали старшую куму: они подбрасывали вверх свои платки: кто выше кинет, тот - старшая кума.
После кумления участники обряда шествовали по деревне, водили хороводы, плясали, пели песни, устраивали обрядовую трапезу в складчину, нередко в месте кумления (непременным блюдом здесь была яичница или яйца), а также молодежные гуляния. Во время трапезы покумившиеся обменивались пожеланиями, соответствующими возрасту и семейному положению каждой участницы. При разнесении кваса каждая девушка или женщина, поклонившись всем, выслушивала пожелания.
Юным девушкам говорили: "Еще тебе подрасти, да побольше расцвести!"; невестам или заневестившимся девицам желали: "До налетья (до следующего года) косу тебе расплести надвое! Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтоб не сидеть тебе век по подлавочью "; женщинам говорили: "На лето сына родить! На тот год сам-третий тебе быть (т.е. родить двойню)" . После этого девушки шептали друг другу пожелания, называли имена женихов, обращаясь при этом "кума", "кумочка".
В некоторых местах на обрядовую трапезу приглашали мужчин, которые обычно приносили подарки - мед, "груздики", "орехи", водку; девушки угощали их яичницей. Иногда в обрядовой трапезе могли участвовать и дети (орловск.). После угощения молодежь расходилась гулять парами; причем девушка сама выбирала себе парня и, не стесняясь, обнималась с ним на глазах у всех. Такое поведение позволялось только в этот день.
Вторая часть обряда - раскумление, приходившееся в основном на Семик, Троицу, Духов день, представляло собой самостоятельное обрядовое действо, или отождествлялось с расплетением/обламыванием веток берез , или вовсе не оформлялось как ритуал. В назначенный день участницы обряда в том же составе собирались в месте кумления. Здесь девушки возвращали друг другу подарки, личные вещи, которые носили в период закумливания, также отдавали своей куме яйца, которые перепекали и хранили до этого времени .
В Калужской губ. бывшие кумушки дарили при этом друг другу орехи, бусы, но несмотря на это установленные отношения прерывались. Кумовство прекращалось и в случае нарушения договора: возвращалась часть подарков, а яйца отдавались детям, чтобы те их съели, со словами: "На том и наша дружба кончилась".
Выплетая ленты из ветвей, снимая с них кресты, девушки таким образом раскумлялись с березой.
В некоторых местах не совершали каких-либо действий при раскумлении. По прошествии определенного срока покумившиеся переставали называть друг друга "кумами", на этом и оканчивался заключенный прежде союз.
В 19 в. у русских отмечено и кумление парней, хотя встречается оно редко. Молодые мужчины братались, т.е. клялись в дружбе, целуясь через березку целуя крест, повешенный на венке, и обмениваясь нательными крестиками , целуя крест, повешенный на косе под платком и троекратно целуясь друг с другом . .
В народной традиции кумовство, приходившееся на весенне-летний период, связывали с урожаем льна, а также огурцов. В научных исследованиях кумление считают особой формой посестримства, цель которого - подготовка девушек и молодых женщин к будущему материнству. Приобщаясь к единому божеству, они устанавливали и сестринские отношения между собой
Праздник
История
Портрет
Женский образ
Этикет
|
</> |