Хроники моего путешествия. Муромцево


Итак, выезжая из Дивеево, мы созвонились с сотрудником Владимиро-Суздальского музея-заповедника уточнить время экскурсии и место сбора.
Подъезжая через пару часов к нужному дому увидели вот эти развалины.

Первая мысль - развалины еще одной усадьбы, которую мы в прошлый раз не заметили. Справа и слева постройки в том же стиле. Как мы могли такое не увидеть?

Уже позже, гуляя по усадьбе с Юлей, нашим гидом, узнали что это всего лишь хозяйственные двор и постройки в некогда великолепной усадьбе Владимира Храповицкого. Кстати, существует одна легенда. А может и не легенда.
В общем, дело было в начале 90-х годов XIX века, когда началось сооружение новых кирпичных конного, скотного и каретного двора.
Якобы Храповицкий заключил пари одним французским аристократом, что выстроит загородный дом не хуже его фамильного замка во Франции. Спустя несколько лет, Владимир Семенович пригласил француза в свое имение и показал ему роскошный дворец с большим парадным двором. Француз был поражен сходством, на что Храповицкий заметил: "Ну что вы, это же конюшни, здесь живут мои лошади!"

Поскольку приехали мы чуть раньше назначенного времени, то решили прогуляться вокруг да около. Вот так выглядит конюшня с заднего двора.

Очень необычными мне показались сводчатые потолки. Прямо бальный зал. Судя по всему столбы, подпирающие потолок были установлены уже в XXI веке. Здание находится в очень плачевном состоянии.

Следы нескольких попыток реставрации - разноцветный кирпич и камни.

Кстати, о кирпиче. Забегая вперед скажу, что весь кирпич. использовавшийся для строительства хозяйственных построек и главного дома изготавливался на собственном заводе Владимира Храповицкого. Если приглядеться, можно увидеть странные черные точечки на кирпичах.

Это именная маркировка.

Но вернемся к конюшне. На втором этаже здания жили конюхи. Можно представить какая чистота была в стойлах у лошадей.

Время беспощадно не только к людям...

А мы отправились в сторону усадьбы: главного дома, парка и лодочной станции на берегу пруда. В башне каретного двора из бумаги, закрывающей разбитое окно был вырван кусок. Зияющая черная дыра напомнила мне того самого черного кота, который следил за нами в наш первый приезд.

Каретный сарай. Здесь хранились не только господские кареты и экипажи, но и автомобили, ценителем которых был Владимир Храповицкий.

Получив в наследство более 20 деятин земли, село Муромцево, ряд окрестных деревень, и став владельцем богатейших лесных угодий, которые издавна являлись главным богатством этих мест, Владимир Храповицкий решил заняться разведением леса и создать в имении ряд деревообрабатывающих предприятий, используя самые передовые технологии.
Благодаря организаторскому таланту владельца, а так же стараниям управляющих предприятиями дела в имении шли удачно. Большую роль в становлении лесного хозяйства сыграл главный лесовод - знаменитый Карл Францевич Тюрмер. Через несколько лет в Муровцево была проведена собственная железная дорога, для перевозки древесины. В расположенных в округе деревнях заработали заводы: смоляные, скипидарные, кирпичные. В имение со всей округи стекались люди. Уже в то время, все работники предприятий были обеспечены соцпакетом. Имелась собственная амбулатория. Сейчас это частный дом.

Водонапорная башня обеспечивала водой не только главный дом и хозяйственный постройки, но и фонтаны и водные каскады, располагающиеся на территории усадьбы.

Предпринимательская деятельность, приносящая большие доходы, позволяла тратить огромные средства на благоустройство усадьбы.

В этот наш приезд нам очень повезло с погодой. В лучах солнца, даже руины былой красоты, смотрятся величественно.

Мы еще вернемся к главному дому, а пока поворачиваем направо и направляемся к прудам. Здесь некогда располагался водный террасный каскад. Он соединял главный дом с прудом и был создан по проекту немецкого ландшафтного архитектора Георга Куфальдта. Вдоль каскада были пешеходные дорожки и лестничные спуски. По вечерам они освещались электрическими фонарями.

На берегу пруда, в нижней части каскада, была устроена набережная с причалами и спусками к воде. А завершал эту перспективу парковый павильон, расположенный на противоположном берегу пруда.

Сегодня это все что сохранилось от красивейшего музыкального павильона.

На берегу одного из искусственно созданных прудов, для хранения лодок и яхт, был выстроен Лодочный павильон. Построенный недалеко от каскадной аллеи, своими формами он напоминал "голландские" домики, популярные в русских усадьбах в конце XVIII века.
Мне он очень напомнил "голландский" домик в Кусково, только этот более миниатюрный.
Аллея из лиственниц была высажена еще при Владимире Храповицком.

Здесь же на берегу стоит высеченный из дерева лесной страж.

Ну а мы возвращаемся обратно, направляясь к главному дому.

Возведение Главного дома в усадьбе было начато летом 1884 года. Автором проекта стал известный архитектор Петр Бойцов. Основным направлением его творчества были архитектурные фантазии на темы средневекового и западного зодчества.

Новый дом строился на подобии старинных французских замков, строившихся в эпоху поздней готики и раннего ренессанса.

Его интерьеры были выдержаны в духе европейского средневековья. К сожалению, сохранилось лишь несколько изображений внутреннего убранства. В руках у Юли фотография каминного зала.

Еще в первый наш визит сюда мое внимание привлек странный элемент декора одной из башен. Оказывается этот элемент украшала лилия - символ рода Храповицких.

Крошечные фрагменты росписи, голубые лилии, можно увидеть в одном из арочных проемов.

Оранжевая черепица, то немногое что сохранилось со времен постройки дома.

Изначально дом планировался двухэтажным. Однако уже после завершения строительства, к дому был пристроен новый четырехэтажный корпус, но уже в британском стиле.

Одна из немногих деталей, дошедшая до нас сквозь века - вентиляционное отверстие.

Дом был оснащен по последнему слову техники. В нем было электричество, паровое отопление, водопровод и телефонная связь.

Некогда здесь располагалась открытая терраса. Ее пол был выложен уникальной белой и голубой плиткой, специально привезенной из Германии.

Плитка сохранилась до наших дней и конечно я не могла упустить возможность ее увидеть. Под толстым слоем снега мне удалось увидеть и белую и голубую плитку. Спасибо Юле, которая помогала мне в раскопках.

Сегодня от богатого внутреннего убранства замка ничего не осталось, так же впрочем как и от внешнего.

А ведь когда-то здесь собиралась столичная аристократия и местные промышленники. В усадьбе устраивались роскошные балы и приемы.

Одним из главных украшений усадьбы был прекрасный дендрологический парк. Коллекция парка насчитывала огромное количество наименований различных деревьев и кустарников, в том числе и экзотических. В нескольких оранжереях усадьбы выращивались пальмы, лавр, персики, сливы и виноград. Часть из них шла на продажу. Позже в имении был создан собственный питомник. Сейчас от всего этого великолепия практически ничего не осталось. Многие растения (виды, сорта деревьев и кустарников) утрачены безвозвратно.
При последнем владельце усадьбы в парке были заложены аллеи, которые соединяли центр усадьбы с удаленными постройками. Многие из них имели собственные названия: Отрадная, Владимирская и Елизаветинская, по именам владельцев имения.
Это все что сохранилось от липовой аллеи.

В 1890-х годах было выстроено новое кирпичное здание главной конторы. Кому оно принадлежит сейчас, я благополучно забыла.

Летом 1889 года Владимир Храповицкий обратился к Владимирскому архиепископу с просьбой разрешить постройку в имении храма. Строительство церкви, проект которой тоже принадлежал Петру Бойцову, было начато в 1895 году. Как и остальные постройки усадьбы она должна была строиться по западноевропейским образцам. Однако Владимир Храповицкий избрал для храма традиционные образцы русского зодчества. Именно это стало камнем преткновения в отношениях между архитектором и владельцем усадьбы.
Но в 1899 году храм во имя Св.Царицы Александры Римской был освящен.

После событий 1917 года единственным желанием Владимира Семеновича было сохранить усадьбу. Ведь за годы владения Муромцевым, Храповицкий сумел превратить имении в крупный агропромышленный комплекс, роскошный архитектурно-парковый ансамбль и культурный центр всей округи. Опасаясь разграбления усадьбы, Храповицкий произвёл полную опись имущества своего имения и добровольно передал его новой власти.

В дар советской власти им были переданы коллекции картин, рисунков и предметов декоративно-прикладного искусства, которые в последствии составили основу собрания Владимирско-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Он так же предлагал себя в качестве управляющего теперь уже национализированного имения.

Однако Храповицкий был вынужден спешно покинуть Россию.
Владимир Семенович скончался 30 июля 1922 года в нищете и был похоронен на Русском кладбище в Висбадене. Долгие годы о месте его захоронения ничего не было известно.
В октябре 2013 года могила В.С.Храповицкого была найдена.
В настоящее время в оперативное управление Владимиро-Суздалского музея-заповедника переданы пять объектов: Главный дом, конный и скотный двор, Лодочный павильон (который уже отреставрирован) и музыкальный павильон аркада.

10 июля 2015 года состоялось официальное открытие первой музейной выставки «Усадьба Муромцево: между минувшим и грядущим», которая расположилась Лодочного павильона. В домике разместили несколько стендов, рассказывающих о жизни хозяев имения и о том, что было здесь построено. Главным экспонатом выставки стал макет усадьбы, какой её создал Владимир Храповицкий.

P.S. Хочется надеяться что очередная попытка возродить уникальную усадьбу увенчается успехом.
|
</> |