- Дети владеют английским языком?
- Естественно, но не только: все они знают немецкий
- моя мама родом из Германии, а отец канадец, - уточняет Эфраим. –
Но родина у наших ребят одна - Израиль!
- Удивительно: в последние двадцать лет
израильтяне толпами бегут в Канаду - очень многим эмигрантам
удается там прилично устроиться, а вы, наоборот, решились навсегда
уехать из Торонто в Израиль…
- Все зависит от состояния души, - улыбается
Эфраим. – Устроиться на работу в Канаде относительно легко. Жизнь
там гораздо дешевле, чем в Израиле.
- В таком случае - почему?..
- Я отдавал себе отчет, что на Святой Земле мне
придется в сто раз труднее, чем в Канаде, - говорит Эфраим. – К
тому же я не еврей, Закон о возвращении на меня не
распространяется. Все жители кибуца Бет-Эль – христианские
сионисты. И если мы променяли благополучную размеренную жизнь
на тяжелый повседневный труд, то сделали это по зову
сердца.
Объяснение, впрочем, дается Эфраиму с
трудом.
- Видимо, - предполагает он, - пока не изобрели
слов, которые могли бы сполна отразить то, что мы ощущаем на этой
земле. Назовите это любовью без предварительных условий – не
ошибетесь. Назовите верой – вы будете правы. Впрочем, неважно, как
это называется. Главное – мы здесь! Для каждого из нас Израиль –
это поток света и добра, который ведет нас по жизни и делает лучше,
благороднее, сильнее.
В кибуце Бет-Эль, примыкающем к легендарному Зихрон
Яакову, Эфраим Курт отвечает за использование особых видов
растений для защиты от вредителей овощей, выращиваемых в
теплице.
- В Канаде за такую работу – наука в сочетании с
практикой - платят 200 долларов в день, в Бет-Эле – 20 агорот, -
говорит он. – Несмотря на это, каждое утро я просыпаюсь с ощущением
счастья. Вот и попробуй, объясни, почему…
Звонят Эфраиму и его коллегам не только из разных
уголков Израиля, но и из-за границы.
- Всех интересует разработанная нами уникальная
технология – knowhow, - говорит он. – В такие моменты я испытываю чувство
несказанной гордости: в Библии написано, что призвание и
предназначение народа Израиля – нести свет, знания, вести за собой
весь мир, всех опережать. Иногда мне кажется, что не каждый
израильтянин отдает себе отчет в том, представителем какого
уникального народа ему посчастливилось родиться.
Эфраим прав – далеко не все. Скорее – почти никто,
считанные. Времена, видимо, такие… Смутные…
Коммуна Бет-Эля объединяет порядка 800
христиан-сионистов.
- Когда меня спрашивают: "Ты еврей?" – я отвечаю:
"Да!" – и при этом говорю чистую правду. Каждый из нас чувствует
себя не просто евреем, но - убежденным сионистом, - говорит
Эфраим.
– Как вы решаете проблемы с израильской
бюрократией?
- Если возникают проблемы, мы обращаемся не к
чиновникам, а к Всевышнему. Он наши проблемы и решает.
История с географией
Кибуц Бет-Эль расположен по соседству с
Зихрон-Яаковом, главное – не перепутать его с еврейским поселком
Бейт-Эль, который находится неподалеку от Рамаллы в округе
Биньямин.
История появления в Израиле уникальной общины
христиан-сионистов – это история любви.
Бет-Эль основали в 1963 году сестры Эмма и Эльза Бергер,
приехавшие на Землю Обетованную из Германии. Поселились на окраине
Зихрона. С точки зрения Эммы и Эльзы, Иерусалим, Назарет,
Галилейское море – Святая Земля, центр и вершина
христианского мироздания. И если еврейскому народу удалось
восстановить на этой земле свое национальное государство, да еще и
превратить его в сильную независимую современную страну, значит –
идея сионизма сработала. Та самая идея, которую депутат Британской
палаты общин Генри Финч провозгласил более чем за 200 лет до
рождения Герцля, а граф Шефтсбери последовательно продвигал в
течение 57 лет.
Чем и как могут христианские сионисты поддержать и
развить эту идею?
В начале 1960-х (за несколько лет до Шестидневной
войны) сестры Бергер – образованные, начитанные и по-своему
отважные женщины, решили: "Чтобы навсегда остаться на избранной
Богом земле – нужно начать на ней трудиться". Ведь лишь тот,
кто обрабатывает землю, связан с ней кровными узами. Движимые этим
универсальным общечеловеческим законом, сестры Бергер и их
единомышленники-паломники купили в окрестностях Зихрона небольшой
участок земли…
Сейчас на этой земле подрастает уже третье поколение
христианских сионистов. Можете называть их израильскими немцами или
немецкими израильтянами, канадскими эмигрантами или репатриантами
по воле души – их самих не обидит и не заденет ни одно из
определений. В ответ они споют вам псалмы – и хор божественно
чистых голосов еще долго будет отдаваться в вашей памяти эхом
колокольного перезвона.
Тайна Альбрехта Фукса
На глубокое изучение иврита времени у Альбрехта
Фукса не было.
- К третьему уроку я вызубрил тысячу слов, - объясняет он, -
после чего занялся работой.
Фукс – один из основателей группы
"Бет-Эль".
- Наша сионистская христианская община находится в
Израиле 52 года, - рассказывает Фукс. – Объединены в ней
представители всех христианских конфессий. В Библии написано, что
христианство берет начало в иудаизме, и дерево держится не на
стволе и ветвях, а на корнях. Корни христианства – здесь, на Земле
Обетованной.
- Я прожил в Израиле 40 лет и считаю, что
удостоился высокой чести. От фактов не уйдешь: божественное начало
– "продукт" израильского "производства, - улыбается Альбрехт
Фукс.
Библию члены общины Бет-Эля воспринимают буквально.
Если в Книге написано, что Иудея – самая красивая страна в мире,
значит, нужно сделать ее еще краше: это мицва!
Свою общину христиане называют "городским кибуцем".
В этом нет ни малейшего преувеличения: многие израильтяне убеждены,
что Бет-Эль - один из кварталов Зихрон Яакова.
- Кибуц у нас действует по старым израильским
принципам – это коммуна, - объясняет Фукс. – Заимствовали мы этот
принцип, однако, отнюдь не из трудов Карла Маркса, а из Библии.
Кстати, в свое время христиане уже основывали в Израиле коммуны – и
в районе Мертвого моря, и в окрестностях Иерусалима. На самом деле
коммуна – это самая удачная модель совместной жизни, в основе
которой – общие идеалы. Наш главный идеал – сионизм. На этой идее и
держится наше многоотраслевое хозяйство.
Две стихии: промышленная и
аграрная
Сельским хозяйством христиане начали заниматься еще
в 1964 году: разбили замечательный цитрусовый сад, основали ферму
(сегодня она является одной из ведущих в стране по надоям и в сфере
экологически чистого производства).
- В начале 1970-х мы вплотную задумались над тем,
как сочетать аграрное производство с промышленным, - вспоминает
Альбрехт Фукс. – Сельское хозяйство – это кровная связь с
Землей Израиля, промышленность – источник заработка.
В округе Биньямина община занимается земледелием, в
Кейсарии действует созданный ею Центр логистики.
- В Самарии мы основали три промышленных предприятия и центр
профессиональной подготовки, - перечисляет Фукс. – Еще один завод
был построен в мошаве Маген Шауль, расположенном неподалеку от горы
Гильбоа. Там трудятся 110 работников. Еще два предприятия пищевой
промышленности наша община основала на Голанских
высотах.
- Как вам это удалось?
- Благодаря профессиональной подготовке
кадров.
В кибуце Бет-Эль создана автономная система
образования. В детском саду воспитанники учат иврит и немецкий
язык. В начальных классах немецкий постепенно отходит на второй
план, а в старших преподавание ведется на иврите.
Старшеклассники проводят минимум один день в неделю
на ферме и сельскохозяйственных угодьях, чтобы к окончанию школы
овладеть профессией агрария.
- С детства мы прививаем ребятам мысль, что деньги
зарабатывают не на бирже – их зарабатывают упорным ежедневным
трудом. В Библии сказано: "Кто не работает, тот не ест". Вот откуда
почерпнули эту идею коммунисты – из Библии! - смеется Альбрехт
Фукс.
- Юноши из нашего кибуца служат в ЦАХАЛе, хотя и не
имеют израильского гражданства (в свое время мы получили
статус постоянных жителей). Если бы вы знали, как мы
гордимся солдатами, которые приезжают домой в выходные на побывку!
– добавляет он. - Кадры профессионалов разных отраслей мы готовим в
старших классах школы, а затем – в специальных центрах. Благодаря
этому созданные нами промышленные предприятия преуспевают. Впрочем,
в последние годы на наших заводах трудится немало
израильтян.
Еще один принцип: зарплата членов городского кибуца
Бет-Эль не превышает двух третьих заработка наемных работников из
числа израильтян.
- В чем смысл этого принципа? – недоумеваю
я.
- Зарплата каждого из нас, включая генерального
директора компании "Бет-Эль", перечисляется на банковский счет
кибуца, - объясняет Альбрехт Фукс. – Членам коммуны выдаются только
карманные деньги. Если директор какого-либо завода станет получать
большую зарплату, он быстро расслабится, забудет о необходимости
развивать производство – и предприятие
обанкротится.
- Кстати, как вам удалось построить в Зихрон Яакове
огромное промышленное предприятие, состоящее из восьми
зданий?
- Очень просто. Мы люди старомодные. Ссуды на
строительство в банках не берем. Строили на заработанные общиной
деньги. Всевышний придал нам сил – и вот результат: современный
завод.
Дышите в убежище глубже: воздух
чист!
Один из уголков конференц-зала завода, действующего
при кибуце Бет-Эль, преобразован в…
бомбоубежище.
- Что это за средства защиты? От чего? – спрашиваю я
Альбрехта Фукса.
- О, это – наш первый сионистский проект! –
восклицает он. Пережив в Израиле свою первую войну, мы
почувствовали, какая духота в убежищах, и решили обеспечить чистым
воздухом своих соотечественников-израильтян, которым постоянно
приходится укрываться от обстрелов. Мы занялись разработкой средств
защиты отрадиационного, химического и
биологического загрязнения воздуха. Продукция наших
предприятий также включает противовзрывные устройства и клапаны
избыточного давления, системы очистки воздуха для двигателей
тяжелой техники, портативные медицинские изоляторы и многое
другое.
- Хотите ли вы сказать, что всемирно известная
компания Beth
ElIndustries
была создана христианской общиной в
крошечном израильском кибуце?!
- Разумеется, – подтверждает Фукс. – Основали
компанию в 1974 году, вскоре после Войны Судного дня. Поначалу
армейское командование отнеслось к нашим разработкам с недоверием и
даже опаской: поди знай, чего там напридумывали христиане из
Германии.
Армия в Израиле – уникальная, общенародная. Служба
в ней (по крайней мере 30-35 лет назад) считалась высокой честью,
призыва добивались все поголовно. В дни резервистских сборов ты –
командир, а когда сборы заканчиваются – снова становишься фермером
или начальником производства. Изобретение христиан из кибуца
Бет-Эль заинтриговало офицеров- резервистов. Провели опытные
испытания средств защиты – и ахнули от восторга! Именно такие
фильтры и вентиляционные системы нужно смонтировать в убежищах,
сидеть в которых приходится и в нестерпимый летний зной, и во время
холодных дождей зимой.
На сегодняшний день компания "Бет-Эль" пользуется в мире
репутацией ведущего разработчика и производителя средств
коллективной защиты. В последние 20 лет – по мере
продвижения кровопролитного "мирного процесса" - ситуация в стране
лишь усугубилась: с ракетным оружием шутки плохи.
- Практически в каждом встроенном убежище
("мамаде") используются производимые нами фильтры, - говорит
Альбрехт Фукс. – Продаем мы их очень дешево: Всевышний не велит
наживаться на войнах и страданиях.
В настоящее время мы экспортируем свою продукцию в
68 государств мира, - продолжает Фукс. – Военные эксперты десятков
стран по достоинству оценили производимые в Израиле средства
защиты населения. Все новые автомобили НАТО снабжены средствами
защиты, которые мы разработали.
Технологии, которые использует всемирный террор,
стремительно развиваются. Значит, наша задача – опережать их, -
подчеркивает Фукс. - Вот, к примеру, средство защиты от придорожных
бомб: сам Бог велел установить его на армейских
автомобилях.
В последнее время индивидуальные комбинезоны и
шлемы, произведенные израильской компанией "Бет-Эль", используют
бригады медиков, борющихся в нескольких странах мира с
вспышкой вируса Эбола.
- Пять лет назад, когда мы занялись разработкой
этих комбинезонов, они предназначались для совершенно иных целей -
для защиты от биологического оружия, - объясняет Фукс, - а
пригодились медикам.
Вот уж поистине: пути Господни
неисповедимы.
- Отчего же – напротив! – возражает Фукс. – Свой
бизнес-план мы черпаем из Библии. Главное – уметь вовремя понять
содержащиеся в ней намеки.