Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

топ 100 блогов bogachkova1957 — 14.08.2024

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях два года был закрыт на реставрацию. И вот, наконец, я добралась до храма, чтобы посмотреть на это чудо нарышкинского барокко.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. 1689-1694. Фото 2024.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. 1689-1694. Фото 2024.

Вот, что сказал об этом храме Игорь Грабарь в книге «История русского искусства» (1910): «Лучшим из памятников этого стиля является церковь на Филях, лёгкая кружевная сказка, задуманная и выполненная с таким несравненным совершенством…», - лучше и не скажешь.

«Восьмерик на четверике». Именно к этому архитектурному типу принадлежит храм Покрова в Филях. И именно с этим памятником прежде всего принято связывать нарышкинское барокко — стиль, в котором присутствуют черты барокко, то самое «русское узорочье», щедро нашпигованное нарядным декором из затейливых наличников, ажурных колонок, украшений из красного кирпича, белого камня, поливных изразцов. Сам термин нарышкинское барокко приобрёл хождение и укрепился с 1920-х годов, после скрупулёзного изучения специалистами именно этого ярусного центрического храма.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Рассмотрим последовательно три истории храма: историю строительства и жизни , историю архитектурного стиля и реставрацию.

История строительства храма. Когда-то на этом месте стояла деревянная церковь с тем же именем. Когда в 1689 году эти земли (Кунцевская вотчина и древнее село Фили) были пожалованы Льву Кирилловичу Нарышкину (1664–1705), он разбивает здесь обширный парк с прудами и отстраивает хоромы. Разобрал Нарышкин и старую церковь, начав возведение нового, каменного храма, сохранив ее имя Покрова Богородицы.

Лев Кириллович Нарышкин. 1690-е.
Лев Кириллович Нарышкин. 1690-е.

Предание о создании храма связано с событиями Стрелецкого бунта 1682 года, когда после смерти царя Фёдора Алексеевича решался вопрос о престолонаследии между детьми царя Алексея Михайловича от двух браков. Милославские, родственники первой супруги, стремились оттеснить от престола Нарышкиных, родственников второй супруги. Тогда в числе сторонников царевича Петра от рук стрельцов погибли два старших брата Льва Кирилловича – Иван и Афанасий. Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной на женской половине царского дворца, молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм. Через несколько лет он исполнил своё обещание.

Точной даты постройки этого величественного храма мы достоверно не знаем. Все бумаги погибли при пожаре, случившемся в городском доме Нарышкиных. Однако сохранились старинные лампады, изготовленные специально к открытию церкви, на них выбиты цифры - 1694. На одной лампаде даже имелась следующая надпись: «Сия лампада построена в новопостроенную церковь Нерукотворенного Спасителя образа что в селе Ново-Покровском тщанием и иждивением боярина Льва Кирилловича Нарышкина лета 7202 году» (1694). Так что все датировки этого храма в пределах 1689-1694 годов вполне правдоподобны, несмотря на отсутствие документов. Эти исторические лампады в настоящее время находятся в ГИМ, вроде бы? Также навсегда останется неизвестным, как и у кого родился замысел необычного облика храма, что послужило для него конкретным образцом, как звали строивших его мастеров.

Икона, изображающая архидиакона Стефана. Иконостас верхнего храма.
Икона, изображающая архидиакона Стефана. Иконостас верхнего храма.

Сохранилось также предание о том, что Пётр I очень любил этот храм в Филях и, когда бывал там (у дяди), сам пел на клиросе. И якобы изображение архидиакона Стефана в храме писали с него.

Отыскали историки и сведения о том, что Пётр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны, а в 1703 году, после взятия Нарвы, привёз в церковь яркие цветные оконные витражи, взятые в Нарве как трофей.

Первые сведения об обновлении церкви относятся к 1782 году, когда были произведены довольно значительные работы в интерьере нижнего храма. Работы проводились под наблюдением знаменитого архитектора М.Ф. Казакова.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фото 1900-1910.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фото 1900-1910.

Храм серьёзно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Солдаты Наполеона разместили в нижнем храме конюшни, а в верхнем этаже ими была устроена полковая портняжная мастерская. При этом погибли все интерьеры нижней церкви. На сводах остались лишь небольшие фрагменты росписей конца XVII в. Храм принадлежал семье Нарышкиных до 1868 года.

В 1922 году храм был ограблен в связи с изъятием ценностей и, вероятно, именно тогда пропала его главная святыня – образ Спаса Нерукотворного (в настоящее время в храме находится список с него).

В июле 1941 года храм был закрыт. Тогда же были сняты купола и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем до 1963 года как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась только к середине 1980-х годов.

В 1971 году храм был передан музею имени Андрея Рублёва, произведён второй этап реставрации, после чего в нём был создан филиал музея, который открылся для публики в 1980 году к московской Олимпиаде.

В 2000 году храм вновь стал открытым для прихожан.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фото 2024.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фото 2024.

История архитектурного стиля храма. Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле нарышкинского барокко. Ступенчатое построение ярусной объёмной композиции подчёркивает ее вертикальное устремление к небесам. Характерной деталью памятника являются восьмиугольные окна в верхней части четверика — деталь, ставшая как по форме, так и по расположению на фасаде, традицией для всех церквей нарышкинского барокко.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Здание совмещает в себе зимний (нижний) и летний (верхний) храмы, а также колокольню («иже под колоколы» — тип храма, в котором ярус звона расположен над основным помещением).

Центральную и западную главы этого нарядного храма венчают символы самодержавия - корона и двуглавый орёл.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Украинский след. Такой центрический план четырёхлепестковой формы (так называемый тетраконх или квадрифолий) был особенно популярен в Европе в эпоху Возрождения. В русской архитектуре появление храмов с таким планом и ориентированным по сторонам света пятиглавием относится к началу 1680-х годов и непосредственно связано с украинским влиянием. Первой постройкой с украинизирующими формами в Москве должна была стать церковь Воскресения на государевом дворе на Пресне, возведение которой началась по указу царя Федора Алексеевича в 1681 года, в связи с чем на Украину «для описания церковных чертежей» был послан живописец Карп Иванов Золотарёв. Но из-за преждевременной кончины государя строительство церкви Воскресения было остановлено, но привезённые Карпом Золотарёвым чертежи были использованы при возведении нового собора в Донском монастыре в середине 1680-х годов.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. План нижнего храма.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. План нижнего храма.

В числе «украинизмов» церкви Покрова в Филях, помимо крестообразного плана и постановки глав по сторонам света, необходимо отметить также характерное для украинского зодчества господство гранёных форм (восьмерики в верхних ярусах, гранёные барабаны глав и восьмигранные окна на фасадах).

Новаторский по формам резной белокаменный декор – также важнейшая составляющая нарышкинского стиля. Он сформировался в русском зодчестве конца XVII века независимо от сложения центрических ярусных композиций и мог украшать совершенно разные по типу постройки. В отличие от памятников «узорочья» предшествовавшего времени, где декор был неразрывно связан с кирпичной кладкой, белокаменная резьба нарышкинских храмов накладывалась на ровную гладь стены, подчёркивая конструктивные узлы и основные архитектурные линии. Заимствованный из разных источников, новый декор впитал ренессансные, маньеристические и барочные черты. На протяжении всего своего существования нарышкинский стиль оставался столичным явлением. Заказчиками столь дорогих храмов могли быть только представители царского дома, очень знатные вельможи, приближенные к двору высшие церковные иерархи, а также богатейшие купцы. Члены семьи Нарышкиных были строителями целого ряда таких храмов. Лев Кириллович кроме филевского храма выстроил в своей городской усадьбе церковь Знамения на Шереметевом дворе, декоративное убранство которой имеет много общего с церковью Покрова в Филях. Когда в Подмосковье началось массовое усадебное строительство, Церковь Покрова в Филях стала образцом для многих вотчинных храмов рубежа XVII – XVIII веков,

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

По изысканности силуэта, гармоничным пропорциям объёмов и качеству исполнения белокаменных деталей церковь Покрова в Филях безусловно является одной из лучших среди усадебных храмов своего времени. К основному четверику с четырёх сторон примыкают полукруглые притворы и алтарь. Северный и южный притворы несколько меньше по размеру, чем западный и алтарная часть. Храм окружён открытой галереей-гульбищем на аркадах. Первоначально нижние марши лестниц были лишены парапетов и имели в плане девятигранную форму.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Все фасады оформлены одинаково. Отличия в формах декора наблюдаются по вертикали от яруса к ярусу. Белокаменные детали отмечают все грани и акцентируют узловые моменты композиции, выявляя структуру здания и выделяя каждый ярус. Фронтоны наличников окон каждого яруса имеют разную форму, которая усложняется сверху вниз. Нижний ярус зрительно разделён по горизонтали на две части галереей, парапеты которой украшены декоративными вазонами-фиалами. Все ярусы завершены фигурными белокаменными парапетами-аттиками - так называемыми «петушьими гребнями», рисунок которых в каждом уровне имеет свои индивидуальные особенности.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

В верхний храм можно попасть с галереи, на которую ведут три лестницы – с северной, западной и южной сторон. Отсутствие четвертой лестницы с востока вносит лёгкую асимметрию в объёмно-пространственное решение. В восточном полукруглом выступе, внешне ничем не отличающемся от остальных, помещается алтарь. Престол в алтаре верхнего храма расположен непосредственно над престолом нижнего, что не характерно для древнерусской традиции: при освящении церкви в подклете ее алтарную апсиду обычно выносили к востоку, дабы не ходить ногами над престолом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

В этом храме с минимальными утратами сохранилось первоначальное оформление интерьера – убранство верхнего во имя Спаса Нерукотворного храма. Его главное украшение – великолепный девятиярусный барочный иконостас, выполненный в технике «флемской рези». Объёмная резьба, пришедшая к нам из Западной Европы через Белоруссию, стремительно завоевала сердца москвитов, вытеснив из храмов традиционные тябловые иконостасы. Золочёная резьба иконостаса, клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками, а иконы были написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты - Кириллом Улановым и Карпом Золотаревым.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Иконостас верхнего храма во имя Спаса Нерукотворного. Фото Е. Чеснокова.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Иконостас верхнего храма во имя Спаса Нерукотворного. Фото Е. Чеснокова.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Внутри площадь невелика, но верхний храм имеет значительную высоту. Переход от четверика к восьмерику в нем осуществляется с помощью ступенчатых арок-тромпов. Напротив иконостаса на западной стене – царское место, а попасть туда можно вот по внутристенной лестнице из южного притвора.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Царское место. Фото 1984. Из-во
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Царское место. Фото 1984. Из-во "Изобразительное искусство", Москва.

Сохранились в верхнем храме и аутентичный пол из дубовых плит, и паникадило, удерживаемого цепью в виде цветочной гирлянды.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Росписи XVII века в верхнем храме не сохранились, новые барочные росписи появились после 1850 года, но и они до настоящего времени сохранились только частично.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фреска «Коронование Марии» на своде западного притвора верхнего храма. Фото 2014.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Фреска «Коронование Марии» на своде западного притвора верхнего храма. Фото 2014.

Но не буду подробно останавливаться на верхнем храме, там в настоящее время идёт реставрация, и доступ туда закрыт. А вот нижний (тёплый) храм открыт для прихожан. Пространство нижнего храма перекрыто простым сомкнутым сводом, обычным для русского зодчества XVII века. Такие своды позволяли хорошо обогревать нижнюю церковь и проводить службы в ней в зимнее время.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Нижний храм. Фото 2024.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Нижний храм. Фото 2024.

Убранство нижнего храма: иконостас, иконы и настенная роспись относятся к XIX веку. От XVII века сохранился лишь редкий престол, «рубленный топором из дуба и собранный без гвоздей» (но с поздней крышкой). Есть мнение, будто он происходит ещё из первой деревянной церкви в Филях, строенной в 1619 году «тщанием государя великого князя Михаила Фёдоровича» по случаю успешного отражения штурма Москвы войсками польского королевича Владислава осенью 1618 года. Но так ли это, вопрос.

Нижний храм. Западный притвор.
Нижний храм. Западный притвор.

Ещё в начале XIX века протоиерей Виктор Гурьев писал, что «близ церкви сохранилось древнее кладбище, каменные памятники которого от времени вошли в землю». Это старинное кладбище показано на планах XIX века. Оно располагалось рядом со стоявшим здесь в XVII веке деревянным храмом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

В XVIII веке новые захоронения стали устраивать уже у нынешнего храма, о чем свидетельствуют сохранившиеся надгробные закладные доски. Они располагаются на восточной и северной стенах и имеют форму прямоугольника в обрамлении орнаментной рамки, в центре которой на верху ангелы возносят митру.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Я пыталась разобрать надписи, но это оказалось мне не под силу. Все, что прочитала - имена на двух надгробиях: Ирина Алексеевна Климова – умершая двадцати восьми лет от роду, и Анна Андреевна (ум. 1732).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. После реставрации

Ну и наконец про реставрацию. В конце 2023 года закончился первый — и важнейший — этап реставрации, который включал в себя работы на фасадах и в подземной части здания. Теперь можно утверждать, что храму больше не грозят климатические и прочие невзгоды. Ведь до реставрации нижний уровень храма был чрезмерно влажен, из-за протечек и замачивания кирпичная кладка расслаивалась, раствор из швов вымывался, кирпичи — выпадали. Основная причина, по которой храм пришёл в такое плохое состояние, — качество предыдущих реставраций. Одна из них, советского времени, ликвидировала наружные водосточные трубы, отводившие осадки со сложной конфигурации кровли. Другая реставрация, проходившая в 1999–2000 годах, оказалась просто халтурной. Гидроизоляция тогда была выполнена некачественно, местами она вообще, как выяснили реставраторы, отсутствовала.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. До и после реставрации.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. До и после реставрации.

За два года кропотливой работы специалисты восстановили белокаменный декор и уникальную историческую свинцовую гидроизоляцию здания, перебрали парадные наружные лестницы, отреставрировали гульбища, а также обновили кирпичную кладку, ступени, основания столбов и колонн арок. Теперь храм полностью соответствует историческому облику конца XVII века. На очереди реставрация интерьеров храма.

Во время реставрации, когда убирали старые кирпичи одной из стен, обнаружили мощи сразу семи святых.

Использованные источники: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20240215-ucoe/; https://nataturka.ru/muzey-usadba/fili.html; https://medved-kuznets.livejournal.com/9089.html; https://dzen.ru/rublevmuseum; В.Н. Подключников. Три памятника XVII столетия. М., 1945; Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №97, 2014.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Интересно наблюдать за тем, что происходит во Франции. Уличная активность вроде бы высокая, ситуация серьезная, страна в коллапсе, но при этом никакого ощущения краха действительности нет. То есть, понятно, что все это побурлит еще неделю или две, ...
Па англисски, кароче, не здороваясь... Стартует новая игра "Угайдай стоимость ремонта по фотографии" Это если чо, у нас в полях, за МКАДом. Прокачай воображение, придумай причину ДТП и получи ссылку на вкладыши "Love is..." Дано: в радиусе 200 метров, ...
Хорошее чтение составленное известными учеными и исследователями Разговор идет в частности о влиянии спайк-белка КВ2 и вак на теломеры. Это очень важный вопрос в мае я уже ...
Вите 8 лет. Его пригласили играть в театре. Роль не сложная, сын Медеи. Во втором отделении Медея выносит убитого ею ребёнка. Это и будет Витя. Ему надо красиво обвиснуть - и всё. Напомню сюжет. Ясон влюбился в Главку. Медея в ответ убила детей. Другого способа выразить грусть не ...
Добрый вечер! В Италии сегодня большой праздник, все на природу, все радоваться жизни. У меня все хорошо, не волнуйтесь. Хотела поставить рецепт очень вкусных яиц. Но что-то фото меня смущают... Я сейчас в отпуске, поэтому тихо наслаждаюсь жизнью и ...