ХОТЕЛОСЬ БЫ НАПОМНИТЬ


Икона Божией Матери «Державная» с предстоящими святыми: Благоверными правителями Святой Руси: Царем Феодором Иоанновичем, Царевичем Димитрием Углечским, великомучениками Царем Николаем и Цесаревичем Алексием. Иконописцы Татьяна Тякина и Денис Рычков, благотворитель Дмитрий Гусев.

Фрагмент явленной «Державной» иконы, ныне смытой в реставрационных мастерских Троице-Сергиевой Лавры.
Вряд ли случайно также совпадение посвящения храма, в котором была явлена «Державная» икона в подмосковном Коломенском, с воздвигнутым также в честь Вознесению Господа нашего Иисуса Христа храмом в Екатеринбурге как раз напротив Ипатьевского дома. Да и сам Ипатьевский дом, напомним, был построен на месте первой екатеринбургской Вознесенской, еще деревянной, церкви. Заметим также, что и сам Ипатьевский подвал «рифмуется» с подвалом Вознесенского храма в Коломенском. Место мученичества Царской Семьи и место обретения Державной иконы.
«Царица Небесная – Державная Правительница Земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная». Службы. Акафисты. Молитвы. Сказания». Свидетельства. Автор-составитель Сергей Фомин. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М. Русский издательский центр имени Святого Василия Великого. 2017. С. 130-135.
Примечания
[1] Молитва Пресвятой Богородице пред Чудотворною иконою, именуемой «Державная» // Держава. М. 1997. № 3 (10). С. 2.
[2] ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 303. Л. 50-51.
[3] Последние дневники Императрицы Александры Феодоровны Романовой. Февраль 1917 г. – 16 июля 1918 г. Под ред. В.А. Козлова и В.М. Хрусталева. Новосибирск. 1999. С. 91.
[4] Сохранилась телеграмма председателя Уральского областного совета А.Г. Белобородова в ВЧК от 11 мая 1918 г.: «Бывшая Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова принята нами от Вашего представителя Соловьева для водворения на жительство в Екатеринбург» (Последние дневники Императрицы Александры Феодоровны Романовой. Февраль 1917 г. – 16 июля 1918 г. Под ред. В.А. Козлова и В.М. Хрусталева. Новосибирск. 1999. С. 216.)
[5] Последние дневники Императрицы Александры Феодоровны Романовой. Февраль 1917 г. – 16 июля 1918 г. С. 216.
[6] Царский сборник. Сост. С. и Т. Фомины. М. 2000. С. 464-465.
[7] Ср. название образа («Коломенская икона Божией Матери, именуемая Державной») в кн. «Московский Патерик. Жития святых» (Сост. игумен Иосиф (Шапошников), Я. А. Шипов. М. «Столица». 1991. С. 228), а также слова, сказанные Божией Матерью священнику храма в Коломенском (из печатающейся нами в сборнике парижской статьи 1929 г.): «Когда придет время, Я Сама Себя назову…» – С.Ф.
[8] Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. Т. VIII. М. 1998. С. 406.
[9] Там же. С. 405.
[10] Речь идет об известном впоследствии монархисте Петре Николаевиче Шабельском-Борке (1896–1952). – С.Ф.
[11] Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. Т. VIII. С. 305.
[12] Рассказ комиссара Яковлева и Ивана Иванова о переезде Государя и Царской Семьи из Тобольска в Екатеринбург // Православная Русь. Джорданвилль. 1966. № 13. С. 5.
[13] Цесаревичу Алексию и Великим Княжнам Ольге, Татьяне и Анастасии Николаевнам, остававшимся в Тобольске. – С.Ф.
[14] Последние дневники Императрицы Александры Феодоровны Романовой. С. 216. Письмо Вел. Кн. Марии Николаевны к З.С. Толстой от 4/17 мая 1918 г. опубликовано в «Письмах Царской Семьи из заточения».
|
</> |