Хороший мотиватор для "лингвоучинга"

Виконт Алексей Артёмович был давеча на Калужской Плантации, выступал перед невольничками как звезда Ютуба, делился секретами профессионального мастерства, в том числе — как убеждать публику, что ты знаешь их язык.
Он ведёт свои каналы на инглише и на эспаньоле, и вот от «зала» прозвучал вопрос: «Лёх, понятно, что тебе(!) это нужно, языки, и ты крут, конечно, но вот простым смертным, которые чем-то ещё заняты, помимо «торговли балабольством» - нафига их, языки, учить? Чтобы реально хорошо выучить — этот чёрт знает как заморачиваться нужно. А если в тех пределах, только чтоб худо-бедно понятно было — ну так есть в мобиле переводчик, он тоже делает «худо-бедно понятно». Так зачем пыхтеть, зачем тратить время и силы? Как бы неразумно, нецелесообразно. Современные технические средства — рулят».
И Лёшка ответил примерно следующее.
«Да, современные технические средства — не только рулят, но и прямо таки творят чудеса. И не только в коммуникации. Вот, скажем, в таком деле, как продолжение рода. Пожалуй, это можно счесть неразумным и нецелесообразным, тратить столько дофига своего времени и сил, и самому пыхтеть над решением вопроса, при нынешнем-то развитии технологий. Куда практичней — заранее создать, «накачать», с позволения сказать, свой «племенной фонд», годиков в пятнадцать, на пике формы, ведь сперматозоиды никогда уж впоследствии не будут резвее, да и — радикальным образом избавить себя от «отвлекающего фактора» и кучи сопутствующих проблем. А что? Во многих культурах евнухи бывали весьма почитаемы, добивались немалого успеха и высокого статуса. И в шоубизе, и в политике. Вот, китайский Чжэн Хэ — великим адмиралом был, полмира обплавал. А всё почему? А потому, что не отвлекалось внимание на всякие романтические глупости, и можно было целиком сосредоточиться на важном деле».
Лёшка сделал паузу, наслаждаясь тем отсутствием энтузиазма, вплоть до подрагиваний головой и поёживаний, что вызвала у аудитории его аналогия. И продолжил:
«Тем не менее, есть такие чудаки, которые просто находят удовольствие в романтических затеях как таковых. Когда твой язык сплетается с другим языком — и всё подобное».
«Ну вот, - говорит, - и от сплетения языков с извилинами — можно ловить лингвистический оргазм. Вот просто от самого процесса срывания покровов с заветных прелестей иной культуры и дерзкого овладевания ею. Хотя можно, конечно, наоборот - и свою подругу поручить заботам вибратора, чтоб самому не пыхтеть. Тут уж — дело вкуса и каждому своё. А вибраторы — они, говорят, нынче тоже продвинутые».
Мне же вспомнился не столь давний разговор с одним другом, профессиональным литературным переводчиком, который, считай, всю жизнь этому делу посвятил.
И он посетовал: «Чем дальше, тем в большей мере владение иностранными языками оказывается чем-то сродни фехтованию или верховой езде. Вроде бы и престижно — но всё больше пижонство не от жизни сей».
Я же возразил ему: «Было бы так, если б считать незыблемыми, неиссякаемыми вещами автомобильный импорт и работу патронных заводов. Что вовсе не факт, особенно в России. Может статься, у нас тут наметится ренессанс фехтования и верховой езды. Да и электронные переводчики — так ли уж они надёжны в отсутствие электричества?»
Серьёзно же, изучение языков — просто хорошая зарядка для извилин, хорошая тренировка памяти.
И я понимаю, когда какой-нибудь гений от квантовой физики говорит, мол, некода мне голову забивать всякой фигнёй, вроде иностранных языков.
Да, ему-то — другие люди всё переведут, случись нужда (хотя обычно-то научные гении, в любых областях, весьма неплохо знают «дежурную лингва франку»).
Но обычно-то персоны, столь ревностно берегущие своё мозговое пространство от «забивания» чужими наречиями, вызывают один вопрос: «И чем же это оно забито ещё? И как бы его рассмотреть-то, вот это богатство-то, которым забито?»
Впрочем, в современном мире намечается и вполне практическая польза от знакомства с разными языками.
Можно сказать, «криптографическая» польза.
И если кто-то возразит, что «Не всем же быть криптографами», то я отвечу: «Вы даже не представляете, кем вам доведётся быть в ближайшие лет двадцать-тридцать».
Серьёзно, сейчас криптография востребована как никогда, выходит на совершенно новые уровни, и, «когда наш век прикажет шифроваться — то зашифруется любой».
И тут очень полезно бывает знание не только специфических программых языков, но и естественных человеческих (чтобы эффективно создавать противоестественные и нечеловеческие).
Но об этом — напишу в другой заметке.
|
</> |