Хороший день на Елеоне
mashenka_sench — 14.12.2022 Я немного пропала. Нет, меня не сослали на коровник, тем более, что коровника тут нет. Я сижу привратницей, и вчера у меня был выходной.Матушка разрешила погулять за пределами монастыря. По одному она не благословляет, поэтому я нашла компанию - паломницу Ирину, русскую немку, уже двадцать лет живущую в Берлине. Она всю жизнь работает в образовании, в том числе и церковном, связана с церковной дипломатией - короче, интереснейший человек. В Иерусалиме она не впервые, тем радостнее было погулять - что-то она мне показала, что-то я.
В принципе, у меня тут был миллион фотографий со Святой Земли, повторяться смысла нет. Постараюсь что-нибудь новое рассказать.
На Елеоне есть греческий монастырь «Малая Галилея», иначе - монастырь Мужей Галилейских с главным храмом в их честь. Уникальное посвящение, больше нигде такого не встречала.
(Крест этот какое-то время стоял на Голгофе.)
Здесь, по Преданию, Христос разделил с учениками трапезу после Своего Воскресения (ту, что с медовыми сотами).
Когда-то тут была византийская церковь, но это было очень давно, от нее осталась только пара столбиков.
В этом монастыре был похоронен игумен Серафим, который привез в Иерусалим останки Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.
Вокруг могилы прогуливается кошка.
Кошек вообще много. В другом греческом монастыре на Елеоне, прп. Пелагеи, кошек в виде исключения не было. Там зато есть икона святого Маманта на льве. И этот лев на иконе - единственный серьёзно настроенный персонаж. Мамант и ягненок на зрителя даже не смотрят.
Монастырь прп. Пелагеи - это тот, который пытались не дать построить, а построенное - разрушить в начале 90-х из-за каких-то проблем с документацией, но технике перегородила дорогу икона Спасителя. Вот эта:
Техника больше не завелась никогда, но к монастырю стали цепляться местные жители. Елеон считается небезопасным районом: он чисто арабский, причем неблагополучный. Я так поняла, сюда начали переселяться ещё до войны 1947-1949 года, а при разделе Иерусалима район стал окончательно мусульманским, но не радикально религиозным, а населенным банальной шпаной. Тогда же оттуда практически исчезли арабы-христиане. Что живут там далеко не выпускники исламских университетов, очевидно хотя бы по количеству мусора. Не район, а помойка, вот правда.
Хотя, если честно, я никогда особой агрессии от местных жителей не наблюдала. Во время Второй интифады только - местные злые дети бесились на всех, кто хоть как-то напоминает евреев, а евреев они тоже воспринимают не как близких родственников, а как понаехавших из этих ваших европ с америками, поэтому русские и вообще христиане тогда тоже проходили по категории недружественных групп. В общем, мерзкие дети кидались в нас камнями из-за углов зданий. Да и это было чуть ниже по склону. На самом Елеоне же паломников и туристов сейчас любят, потому что они покупают кофе, фалафель и свежевыжатый соки. А возле мечети на месте Вознесения (вход четыре доллара, монахиня бесплатно) сидят два молодых человека и, судя по нескольким понятым мною словам, обсуждают такой серьезный для исламской теологии вопрос, был ли Иисус Христос настоящим Мессией.
Но я отвлеклась.
В середине девяностых же никакой идиллии не было, и настоятелю храма-монастыря прп. Пелагеи постоянно угрожали, что «вас тут не стояло» и вообще «мы к тебе ночью с бритвочкой придём».
И таки пришли. Не с бритвочкой только. В 1995 году напали на отца Иоакима (кстати, я его застала, он почил в 2008 году только), его смог отбить русский паломник, то ли Витя, то ли Володя, не помню. А маму о. Иоакима, матушку Анастасию, убили. Ее прославили как местночтимую святую на одном из греческих островов, откуда она родом, но и в Иерусалиме почитают, а когда-то даже в Софрино напечатали партию иконок новомученицы Анастасии Иерусалимской.
Отец Иоаким после этой трагедии дал понять, что вот теперь-то он отсюда точно никуда не уйдёт. Конфликт с местными жителями постепенно стал сходить на нет, батюшка даже стал их иногда нанимать на какие-то работы, типа сторожа, а новый настоятель вообще развил бурную деятельность: построил небольшой новый храмик (неинтересный, я снимать не стала), набрал сестер из разных стран, и нас, например, встретила русская американка монахиня Мариам. Она очень радовалась, что наконец-то русские опять стали приезжать, а то сначала ковид, потом санкции. Русский человек пронырлив и несгибаем, поэтому ковид он пережил, а на санкции примерно через полгода наплевал и все равно стал ездить. Пусть с копейками в кармане, но ездить.
Да, кстати, не надо верить мифам, что нас за границей режут, как только слышат русское слово «мама». Я больше не заметила (в отличие от прошлого, августовского, приезда) в Иерусалиме украинских флажков, да и вообще, по-моему, мы вместе с Украиной всех уже достали. Украинцам, конечно, сочувствуют, но на русских в целом негодование не распространяют. Ну просто едут жители такой вот варварской страны, ну и пусть себе едут. Гоните деньги и welcome, أهلا بك ، ברוכים הבאים.
После монастыря прп. Пелагеи мы хотели пойти в католический монастырь «Отче наш», но он был закрыт. Зато я впервые побывала в гробнице пророков (Захарии, Малахии и Аггея) на древнем еврейском кладбище на склоне Елеона. Раньше, кстати, это был участок Русской Духовной миссии. Сейчас там, чуть выше, вообще частные домики, а в самой гробнице сидит православный (кажется) араб с кошкой, выдает паломникам свечку, объясняет на хорошем английском, где чья могила и как идти по пещере
Обратите внимание на полувыцветшие буквы РДМ.
Человека почти что в темноте было невозможно сфотографировать, а кошка вот соизволила выглянуть.
Потом мы спустились чуть ниже и попали в католическую церковь Слез Господних. Я оттуда тоже фотографии выкладывала когда-то, ограничусь тем, что отмечу весьма красивый престол.
С петушком:
Возле храма к нам подошли две русские женщины с каким-то простым туристическим вопросом, типа, как пройти и, о, вы тут не впервые, что можно ещё посмотреть, и внезапно выяснилось, что женщины из Тамбова, а младшая из них работает в отделении РИА Новости в Нью-Йорке. Удивительно, конечно, как журналисты узнают друг друга «по походке».
От милых католиков мы спустились ещё ниже, в русский монастырь Марии Магдалины, как раз где Елисавета Федоровна и ин. Варвара, но его уж точно отфотографировали все до последнего камушка, так что вот вам ещё кошка, и достаточно:
Потом, естественно, католический храм Всех наций в Гефсиманском саду. Тут нам попалась небольшая группа вольных туристов, кажется, откуда-то с Запада Украины. По крайней мере, говорили они по-украински, но понять их речь было невозможно. Поэтому если вам ещё попадется кто-нибудь имперски озабоченный с тезисом о том, что украинского языка не существует, ударьте его, пожалуйста, от меня персонально ногой в живот. Заранее спасибо.
Вернемся к вопросам духовным. Вот одно из изображений Моления о Чаше:
Вот интерьер храма и красивый мозаичный пол:
А на крыше там, оказывается, рядом с крестом олень:
Оттуда мы спустились к гробнице Божией Матери, и там рядышком внезапно оказался открыт грот - католический уголок. Ничего особо интересного, но, кажется, помимо остатков цистерны дохристианского времени кусочек каких-то катакомб:
Непосредственно Гроб Богородицы я тоже отфотографировала уже много лет назад, поэтому картинок не будет. Скажу лишь, что там стояли милейшие монахи - служители храма, один (русскоязычный) меня перепутал с румынкой, а добродушный старчик-грек, мурлыча под нос «Αχιον έστην», погладил Ирину по голове. Поскольку это то немногое, кроме «Κιριε, ελεισον», «Χριστός ανεστι» и антифонов, греческое, что я знаю наизусть, я ему даже подпела, и «Σε μεγαλυνομεν» мы закончили нестройным, но хором.
На выходе нас встретили очередные русские европейцы (на этот раз бельгийцы, видимо, уже много лет там живущие) с потрясающим вопросом, где тут пройти в Гефсиманский сад (за поворотом), а увидев, что я даже что-то ещё тут знаю, ещё и: «как доехать до центральной станции?»
А потом мы поднялись в Старый город и по Via Dolorosa дошли до храма Гроба Господня. По дороге мы попили кофе в чудесной кофеенке между VI и VII остановками Крестного Пути, в которую меня летом привела уважаемая tozhe_kot. Я выкладывала оттуда фото тогда, там был бело-рыжий котик Сукар (Сахарок). Он там и сейчас есть, но прятался от камеры.
Резюме: путешествуйте, паломничайте, любите людей, и никто вас не будет обижать.
|
</> |