«Хорошие» бактерии: подкармливаем правильно
one_baby_day — 20.03.2013 Человеческий организм – сложная биологическая система, которая состоит не только из наших собственных клеток, но и из клеток бактерий-симбионтов. На них приходится примерно 2-3 кг от массы нашего тела. Этот микромир обладает собственным геномом, собственными привычками и пищевыми пристрастиями, с которыми волей или неволей приходится считаться.Взаимовыгодный обмен
С микрофлорой, которая в основном обитает во рту, толстой кишке, а у женщин еще и во влагалище, у нас своеобразный договор о сотрудничестве: мы им предоставляем жилье и пищу, в ответ они обеспечивают нас теми веществами, которые мы не в состоянии синтезировать, а также выполняют роль авангарда иммунитета, подавляя попытки сторонних микробов проникнуть в организм и «пошалить» в нем.
Такое положение вещей выгодно обеим сторонам. До тех пор, понятно, пока соблюдаются условия договора. Если мы будем недостаточно или неправильно подкармливать «хорошую» микрофлору, ее численность и боеспособность существенно снизится, в результате чего кишечник начнут постепенно захватывать «плохие» микроорганизмы, что будет проявляться в виде самых различных заболеваний.
Защита и обучение
Кишечник снабжен огромной массой лимфоидной ткани, выполняющей защитную функцию. Это и понятно, ведь большинство «чужих» прибывают именно с пищей. В толстой кишке существуют также «тренировочные лагеря» для лимфоцитов, где они учатся отличать свои бактерии от «не своих», одна из самых крупных баз находится в аппендиксе, так что сведения о том, что червеобразный отросток – рудимент, сильно устарели.
В аппендиксе также находится резерв, если так можно выразиться, «семенной фонд» микрофлоры кишечника. И если развивается кишечная инфекция, именно отсюда «правильные» микробы отправляются заселять пострадавшую от патогенных бактерий, вирусов или антибиотиков кишку. В подавляющем большинстве случаев они справляются самостоятельно, но иногда им все-таки требуется помощь.
Пробиотики
Поначалу исследователи и практикующие медики ухватились за идею, которая лежала на поверхности: если наша родная флора испытывает трудности, нужно подкинуть ей бойцов. Так появились препараты-пробиотики, содержащие лакто- и бифидобактерий. Существовали даже такие методики борьбы с хроническими заболеваниями ЖКТ, как перезаселение кишечника: сначала при помощи мощных антибиотиков убиваем внутри все живое, а затем заново заселяем правильными бактериями при помощи пробиотиков.
Гладко было на бумаге… К сожалению, пробиотики работали не совсем так, как ожидалось. Выяснилось, что огромное их количество погибает по дороге в толстую кишку, а выжившие почему-то не собираются в ней поселяться, проходя транзитом на выход. Методики модифицировались: пробиотики вводились через назодуоденальный зонд сразу в тонкую кишку, минуя агрессивную среду желудка, но результат улучшался лишь незначительно. В основном, пробиотики применяют лишь в некоторых случаях для лечения кишечных инфекций.
Кони и корм
По мере накопления знаний стало ясно, что микрофлора кишечника устроена намного сложнее, чем считалось раньше. Например, что по анализу кала можно судить лишь о 5-10% обитателей толстой кишки, следовательно, ориентиром для выбора препаратов он служить не может. Кроме того, многие «хорошие» бактерии обладают собственным биологическим оружием – они несут на себе вирусы-бактериофаги, убивающие микроорганизмы других видов. Но главное, что микрофлора формируется годами, ее вполне можно назвать самым настоящим живым организмом.
Поэтому было решено радикально изменить тактику поддержки «правильных» бактерий. Приведем простой пример: среднестатистический лев сильнее среднестатистического буйвола. Но если у буйволов вдоволь корма и питья, то они размножатся, у них будет здоровое сильное потомство, и такое стадо сможет легко противостоять даже целому прайду голодных львов. В случае с микрофлорой принцип тот же: нужно лишь правильно кормить наших кишечных «буйволов», тогда никакие патогенные «львы» нам будут не страшны. Причем как и в зоологическом примере, «правильные» и «неправильные» бактерии предпочитают разные питательные субстраты, что позволяет целенаправленно подкармливать только нужную микрофлору.
Пребиотики
Вещества, которые могут выступать в роли такого корма, называют пребиотиками. Интересно, что, в основном, наши ферментативные системы их не в состоянии утилизировать, то есть для нас пребиотики нейтральны, зато с этой задачей прекрасно справляются бактерии. Свойства пребиотиков наиболее выражены у фруктозо-олигосахаридов, инулина, галакто-олигосахаридов, лактулозы, лактитола.
Схема проста: мы поставляем достаточное количество пищи для определенных видов бактерий. Они хорошо питаются, активно размножаются и надлежащим образом выполняют все свои функции, включая защитную. И всем хорошо. Кроме патогенных микробов, конечно. Главное, не нужно дожидаться болезни, как в случае с пробиотиками, можно – и нужно - заниматься профилактикой. Немаловажный нюанс: так как для нас пребиотики физиологически инертны, их можно давать даже детям. Часто пребиотики включают в состав специализированных детских поливитаминных комплексов, что лишь увеличивает удобство их применения.
|
</> |