Хорошего не ждала, но такого издевательства над Толстым не могла себе


Покойный режиссёр С.А. Соловьёв в программе "Персона" на канале "Культура" рассказывал однажды,
как он хотел привлечь к производству своего фильма "Анна Каренина" (2009 год) американских инвесторов.
Инвесторы долго читали сценарий, потом сказали, мол, участвовать готовы,
но только в фильме должен быть happy end, счастливый конец, по-нашему...
Инвесторов Соловьёв потом других нашёл.
И снял "Анну Каренину" с классическим концом – вокзал, рельсы, поезд...
А самый первый русский кинофильм "Анна Каренина" появился в 1914 году.
Фильм не сохранился, остались только кое-какие кадры.
В роли Анны Карениной снялась актриса МХАТ Мария Германова (1883,Москва–1940,Париж).
Она - на первом фото в начале поста.
Вот она же в роли Софьи в "Горе от ума", 1906 год:

Мария Николаевна Германова пришла во МХАТ в 1902 году, ещё Чехова застала,
но при жизни Чехова в его пьесах не играла.
В 1914 году ей исполнился 31 год, то есть в возраст Анны вполне вписывается,
если учесть её внешнюю стройность и привлекательность.
Однако этот фильм "Анна Каренина" не стал каким-либо выдающимся российским событием.
Возможно, не до кино было: Россия вступила в Первую мировую войну.
Тем не менее, критика успела сказать своё веское слово. И в прессе.
И – между собой - по секрету всему всему...
Вот, например, из письма литературоведа и публициста Марии Александровны Каллаш (1885-1954)
Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой.
Звучит очень современно.
Как будто только что написано про какую-нибудь очередную нашу экранизацию классики
(необязательно "Карениной") – "издевательство над классикой", "какой ужас, какие типы" и тдтп:
-----------------
"Видела недавно в "Искрах" кинематографическую "Анну Каренину" с Германовой во главе...
Какой ужас, какие типы! Вронский - пьяный полковой писарь.
Стиву Облонского изображает кто-то с физиономией лакея из какого-нибудь псковского "Палермо"; остальные - в pendant,
а сама Анна Каренина ничем не отличается от Василисы "На дне".
Я хорошего и не ждала, но все-таки такого издевательства над Толстым не могла себе представить.
Как могла она взять на себя такую роль, как согласилась выступать с подобными исполнителями!
И её, артистку Художественного Театра, нисколько не шокировала постановка картины, допускающая такие несообразности,
как плюшевый медведь и прочие ультрасовременные игрушки, которые Анна Каренина приносит своему сыну..."
---------------------
Василиса, которую вспоминает М.А. Каллаш в письме - это героиня пьесы Горького "На дне".
Красивая и распутная жена хозяина ночлежки: завела себе любовника, мужа ненавидит, сестру тиранит...
Образ отталкивающий.
Германова Василису не играла, хоть, получается, и напомнила своей игрой Василису.
А Василису в МХТ играла актриса Фаина Васильевна Шевченко (1898-1971)
Вот Фаина Шевченко в роли Василисы Карповны ("На дне", 1916 год)
и Фаина Шевченко в русском костюме (потом она будет в нём играть царицу Ирину в спектакле "Царь Фёдор Иоанович",1924 год).


Борис Кустодиев был так впечатлен её роскошной дородной красотой,
что пригласил Фаину Васильевну позировать для картины "Красавица" (1915 год):

А вот не менее прекрасный портрет Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в спектакле "На дне"
в роли Насти, девушки лёгкого поведения, а попросту - проститутки...
Играла Настю Ольга Леонардовна начиная с премьеры, с 1902 года.
Играла блистательно (наверное, так надоели ей чеховские дворянки)
Чехов жену на сцене в спектакле "На дне" не видел, болен был, в Ялте сидел.
Но про успех спектакля и жены был наслышан.
Вот как увидел её в роли Насти художник Б.Д. Григорьев (1886-1939) в 1923 году,
ну и сама актриса в жизни, 1922 год:


Фото из своб источников сети, коллажи мои
|
</> |