Homo Inclusus

Как будто половина населения сидела, другая половина себя к этому вдохновенно готовит. Вспомните караоке-аллеи наших южных городов. И караоке-круглосуточные-сауны наших неюжных городов. Смотрим правде в глаза... В глаза, я сказал!!!:)
Такова наша массовая культура. Словосочетание само себя опровергающее, правда? Масса может быть творожной. Может быть тревожной. Культурной быть не может. Ибо она масса. Она мирно студенисто покачивается в такт моему однофамильцу по имени Стас, Шуфе и пр. (иных уж нет, а те далече), и начинает нервничать при звуках флейты.
Ох, историки дореконструируются! Ох, наслушаются! Или поверим в лучшее — представим, что к тому моменту, как нас накроет, у нас, наконец, появится что-то неимоверно-яркое, что-то даже более незабываемое, чем Борис Моисеев и Дмитрий Билан (хорошо, что нас во время Евровидения не заморозило — оттаяв, прятали бы глаза от потомков и на улицах будущего нас бы узнавали по стыдливому румянцу). Вот, кстати, альтернативная «народная» культура — все наши реперы, Серёги, Тимати, Бьянки, Потапы с Настями, Сердючки — это всё зачем и почему? И главное, за что? Кажется, всё же лучше «Владимирский централ». Проверенно суммарным кол-вом лет ссылок, казематов и опалы. Народ-терпилец, сажалец, сиделец, бежалец-догонялец и т.д. Страдалец, короче.
Теперь вопрос к вам и он серьёзен: а есть ли свет в конце тоннеля? Есть ли надежда на наше светлое музыкальное будущее? Родится ли в России некто, кому суждено будет повернуть вспять ход дистрофии вкуса ПОДАВЛЯЮЩЕЙ (написал капслоком и самому стало страшно) массы народонаселения нашей необъятной? Ведь было же у нас! И есть! Просто надо найти, поднять, обдуть и нежно кисточкой пройтись... Есть же Инна Желанная, а не только Надежда Бабкина. Есть у нас и джазовые люди мирового уровня. Есть Долина, есть Кантюков, есть Кузнецов. И саксофонисты отдельные великолепные у нас тоже есть (не будем показывать в левый верхний угол монитора).
И есть у нас Мацуев, всегда юный Женя Кисин продолжает виртуозно лабать классические «Мурки», есть Хворостовский и Нетребко, есть мировая классика в принципе, которую никто не отменял. Почему сейчас об этом знают единицы? Ну десятки. Ладно, тысячи — и это правда. На полторы сотни миллионов...
Неужели арию Калафа из «Турандот» должен спеть блаженный продавец мобильных телефонов, чтоб нас зацепило?
Сколько ни смотрю – всегда мурашки. Термиты в позвонках.
Понятно, что это как элемент мыльной оперы — со слезами там, где надо, с овациями стоя, с материализацией мечты и всё такое, но музыка!!! Это же… И скажите после этого, что классика - не элемент массовой культуры. Только есть ли сейчас шанс у масс узнать об этом?
Я не большой знаток и любитель классики, но на совершенно обывательском уровне могу помечтать о тургеневских барышнях под мазурки Шопена в лаконичном фортепьянном исполнении, услышав великого Моцарта, попереживать о том, как его заездили, беднягу, к месту и не к месту, превратив отдельные вещи в универсально-ликвидную попсу, арии из «Тоски» могут взять меня за миокард при определённом стечении обстоятельств, запахов и ощущений...
Флэш-бэк из детства: залитая солнечным светом комната квартиры в Ленинграде, новенький стерео(первый!) проигрыватель «Аккорд», на нём пластинка с «Травиатой», звучит «Застольная песня» (Brindisi), и мой любимый дед, сидя на диване, закрыв глаза, слегка закинув голову, дережировал невидимым хором, который жизнерадостно выдавал «Libiam, ne'lieti calici!..», и в такт взмахам деда, в солнечном луче плавно кружились две пылинки... Было красиво. Так уже не будет.
И вот в связи с пылинками и Верди у меня вопрос: оставит ли наше время грядущим поколениям что-нибудь кроме попсы и блатняка? Что-нибудь, что наши правнуки смогут назвать КЛАССИКОЙ? Подо что мы, став стариками, будем дирижировать, закрыв глаза и подо что наши внуки будут смотреть на танец пылинок в солнечном луче? Хотя, пыли, скорее всего, уже не будет. Но что-то ведь будет? Музыка будет?
Простите. Сюда приходят с историями, а я с вопросом. Но мне действительно интересно и я правда не знаю ответ. Может кто-то знает?
С уважением к сообществу,
Константин Михайлов.
|
</> |