Холиворное

В подобной ситуации сколько-нибудь разумные люди, не являющиеся при этом атеистами, обычно объявляют, что религия просто не о том. Её цель не в том, чтобы давать ответы на те же вопросы, что и наука, описывать наблюдаемую действительность, или спорить с космологией насчёт сроков творения. Религия о людях, и об их целях. Она отвечает на вопрос "зачем", а не "как".
Мне такая аргументация кажется слабой, а подобное отступление - преждевременным. Существует загадка из мира науки, религиозный ответ на которую очевиден, и при этом вполне фальсифицируем. Речь вовсе не о каком-то надуманном примере, напротив, он лежит в самом сердце противоречий между научным и религиозным мировоззрением, поскольку тесно связан с ответом вот на какие вопросы: отличается ли чем-то принципиально человек от других кусков материи весом около 70 кг? Обращает ли внимание мироздание именно на нас, пусть не всегда, но хотя бы в редкие важные моменты? Есть ли "законы природы" (или не природы), в которых упоминается слово "человек"?
Тут самые проницательные, наверное, вспомнили слова "антропный принцип". Не волнуйтесь, я не о нём.
Я опять о парадоксе Ферми. Если наша Земля - совершенно обычная планета, обращающаяся вокруг небольшой неприметной звезды главной последовательности, то, значит, Вселенная просто кишит жизнью, в том числе и разумной.
В последние годы все множители в формуле Дрейка, хоть как-то поддающиеся оценке, подвергались пересмотру только вверх, иногда на порядки. Доля звёзд, обладающих планетами, среднее количество планет у звезды, предполагаемые размеры "обитаемой зоны" - всё это только растёт. Жидкая вода в Солнечной системе, кроме Земли, судя по всему, есть ещё на нескольких телах (кое-где - на глубине, под толстым естественным противорадиационным щитом), источником энергии может быть не только свет основной звезды системы, даже на Земле найдены формы жизни, которые не боятся радиации, список можно продолжать.
В Галактике должны быть тысячи, если не миллионы, развитых цивилизаций, большая их часть намного старше нашей, и многие из них с нашей точки зрения должны быть мало отличимы от "языческих богов" - страшных, непредставимо могучих, разумных сущностей. С авраамическими религиями подобная ситуация совместима, только если очень хорошо уметь игнорировать неудобные вопросы. Кого всё-таки спасал Иисус две тысячи лет назад, и сколько у Бога было детей? Как выглядят некоторые заповеди для бесполых существ, размножающихся делением, как устроена душа у роя насекомых-нейронов?.. Нет, всё это совсем не про них.
Религия очень уж слишком про нас, безволосых обезьян, и ни про кого другого. Зачем же тогда Богу все остальные, все эти могучие чудовища, лишенные души, живущие на миллионы лет дольше нас, способные смахнуть нас в небытие, даже не заметив, и пережить ещё на столько же? Неужели совсем "просто так", побочный продукт?

Но. Где же это всё? Чёрт с ними, с радиосигналами, ну кому какой интерес с нами разговаривать. Но где ударные волны колонизации? Где автоматы фон Неймана, с легкостью разбирающие планеты-гиганты на запчасти? Где фотонные звездолёты (точечные объекты с необычным красным смещением, не являющиеся при этом квазарами), где сферы Дайсона и прочая астроинженерия, где звездные войны (например, "новые" с неправильной массой)? Где наглядное опровержение вполне фальсифицируемого тезиса "Вселенная создана ради людей"?
Интересно, найдется ли религиозный активист, способный (и желающий) использовать этот красивый аргумент, пока и он не протух необратимо.