Хождение по граблям или Снимаем свадьбу в первый раз
gala_gordeeva — 29.01.2014Сейчас я напишу вещи, которых мне не простят опытные свадебные фотографы. Закидают камнями, сожгут и зароют моё сердце в землю. Простите.
Как быть фотографу, который первый раз в жизни идет снимать свадьбу? Самым правильным ответом, конечно, будет: «иди поучись, попрактикуйся несколько лет, купи то-то и то-то, побудь ассистентом на нескольких свадьбах, а потом рискуй». Однако, после такого ответа человек, разочарованный, берет свою камеру со штатным объективом, всё равно идет и снимает, как может. Ну, потому что отказываться уже нельзя. Потому что его ждут и на него рассчитывают.
Я напишу о нескольких стандартных «граблях», на которые напарывалась сама, и на которые регулярно напарываются мои студенты. Гуру свадебной съемки это из вас не сделает, но, по крайней мере, будете знать, где стелить соломку.
1. Неоправданный широкоугольник
Обычно у нас со студентом происходит такой диалог:
"- Всё хорошо, но не стоило тут использовать широкоугольный объектив, так как мы получили искажения на переднем плане, а фон оказался слишком резким из-за увеличившейся глубины резкости.
- Вы ошибаетесь! У меня нет широкоугольного объектива, я снимаю простым штатником!"
Так вот, даже, если вы снимаете простым штатником, у вас он есть. Все фокусные расстояния от 35 мм и меньше можно считать широкоугольными. И работать с ними надо очень осторожно, если не хотите исказить то, что окажется на переднем плане. Широкоугольные фокусные расстояния мы используем не тогда, когда нам отойти некуда или лень, или некогда. К ним мы прибегаем только в том случае, если намеренно хотим подчеркнуть крупностью передний план.
Об этом у меня уже есть много букв вот здесь.
Фокусное расстояние 12 миллиметров размазало девушку на полкадра, исказив ее пропорции.
Головы ребят попали на края кадра и вытянулись. Тоже из-за короткого фокусного расстояния. А фон при этом оказался неоправданно четким.
2. Лобовая вспышка
Постарайтесь забыть о ее существовании. Или заклеить скотчем, если соблазн воспользоваться слишком велик. Увы, побочные эффекты от вспышки так сильны, что они перевешивают выгоду от ее использования: красноглазие, пересвеченный передний план, проваленный фон, жесткие тени под носом и подбородком, блестящие жиром лбы. Если вас угораздило совместить вспышку с широким углом, то скорее всего, внизу кадра вы получите полукруглую тень от объектива.
Безусловно, есть ситуации, когда вспышкой пользоваться неизбежно придется: как правило, это ЗАГС и ресторан. И если в ЗАГСе еще можно надеяться на свет из окон, то ресторан не оставляет шансов. На свадьбах любят уютный полумрак. Часто помещение находится в подвале, а если и нет, то окна надежно завешены шторами. Единственный выход — внешняя вспышка, направленная в потолок. Свет, отраженный от потолка будет мягким и рассеянным, максимально похожим на естественный.
На этом снимке вспышка направлена в потолок.
А еще лучше — купить систему синхронизации. Самая известная такая система — PocketWizard. Но она дорогая. Вполне можно на начальных этапах заменить ее бюджетными китайскими аналогами, как Bishop или King, например. Система синхронизации представляет собой передатчик и приемники. На камеру надевается передатчик, а на вспышки — приемники. После этого вспышки раскладываются по всем углам ресторана, что дает Вам полный контроль за светом даже во мраке. Можно обойтись и одной вспышкой, но лучше иметь две. Поверьте, это окупится.
Здесь две вспышки: одна направлена в потолок и мягко от него отражается, а вторая стоит справа, под потолоком.
Здесь тоже две вспышки: одна - контровая - она сделала юбку светящейся и подчеркнула силуэт ног, а вторая - в потолок, чтобы заполнить тени на переднем плане. Без нее спина тещи провалилась бы в черноту.
3. Мусор в кадре
Штука очень опасная и назойливая. Особенно, если снимаете дома. Или, не дай бог, выкуп в подъезде. Или во дворе. Или возле ЗАГСа. На передний план тут же вылезает куча бытовых мелочей: ободранные стены, дверь, залепленная плохо содранными объявлениями, лица гостей или прохожих. Колготки или носки, которые невеста в суете забыла сунуть в шкаф.
Здесь нас беспокоят две головы в районе плеча жениха, розовая рубашка и грустный свидетель, который не в курсе, что его снимают.
Следите за этим очень внимательно и старайтесь делать всё возможное, чтобы не допускать в кадр ничего лишнего. А сделать это можно тремя способами:
Маленькая глубина резкости, достигаемая либо широкой диафрагмой, либо большим фокусным расстоянием.
Плотное кадрирование, не допускающее в кадр ничего лишнего.
Акцент светом. То есть, кадр должен быть освещен так, чтобы основной свет лежал на главном герое, а фон оказался в тени.
4. Хвосты и рога
По сути это вариация предыдущего пункта, только настолько частая, что я решила ее вынести отдельно. Постарайтесь следить за тем, что происходит на фоне в райное сюжетно важных зон. Как правило, это лица. Старайтесь не располагать горизонт или линии зданий сразу за головами, иначе зрителю будет казаться, что головы пробиты чем-то прямым и твердым.
Следите за фонарями, памятниками и деревьями — все, что находится за головой — растет из головы.
В нашем примере жениху достался конский хвостик. Не нарочно, по невнимательности.
5. Культи
Еще одна опасная ошибка — направленные в объектив конечности. Руки, ноги, плечи и, самое страшное, пальцы. Если вы не хотите потерять длину конечности, постарайтесь располагать ее так, чтобы она была перпендикулярна оси объектива. Направленный в или от объектива палец превращается в толстую короткую сосиску. Учитывайте это в первую очередь при съемке рук.
6. Света и тени
Или акценты. Есть один очень полезный прием в фотографии: посмотреть на сюжет, расфокусировав взгляд. То, что вы видите в первую очередь — и будет главным акцетом снимка. Хорошо, если оно совпадает с вашей задумкой. А если нет, стоит позаботиться о том, чтобы выделить нужную зону светом. Или наоборот сделать важный элемент темным, если предполагается силуэтный снимок.
Если снимаете в солнечный день при сильном контрасте светов и теней, старайтесь работать с подсветкой. Подсвечивать можно вспышкой, либо отражателем. Отражатель дает прекрасный мягкий свет, причем, в отличие от вспышки, можно расположить его не прямо, чем подчеркнуть объем лица.
В этом сюжете невольно центром внимания оказалась освещенная вспышкой голова тещи. А имелось-то в виду совсем другое.
А здесь по яркости и крупности лидирует живот.
7. Ошибки групповой съемки
Ужасно сложно организовать расползающихся подвыпивших гостей в группу. И равномерно установить. И сделать так, чтобы все смотрели в камеру. Но именно этого от вас и требуют заказчики. На свадьбе обязательно должен быть хоть один групповой портрет.
Не снимайте, если не уверены, что все смотрят на вас. Для этого сначала разберитесь с настройками камеры, максимально спокойно соберите гостей, расположите их равномерно, проследите за тем, чтобы все вас видели и никто не перекрывался чудими головами, а потом резко крикните что угодно. Можно что-нибудь смешное. Важна первая реакция, в этот момент и нажимайте на спуск.
Лица, перекрытые впередистоящими, выпадают из группового портрета и начинают смотреться мусором.
Групповые кадры, на которых часть гостей смотрит в другую сторону, выглядят браком.
Прижмите диафрагму и постарайтесь проследить за тем, чтобы все лица попадали в зону резкости, нерезкие гости потом могут огорчиться.
Следите за тем, чтобы в кадре не было моргающих, поэтому обязательно делайте несколько дублей. В крайнем случае — вырежете лицо с открытыми глазами из соседнего кадра, и вклеите.
Возвращаемся к первому пункту — широкоугольник при групповой съемке неуместен. Даже если тесно, не снимайте с фокусным расстоянием меньше 50 мм. Собирайте народ кучнее или снимайте меньшими группами.
Вроде, бы всё основное есть. Если что забыла — спрашивайте!
Удачной съемки!