Hogwarts Legacy: Снова в школу
morowain — 11.11.2024

Почти все обзоры игры Hogwarts Legacy начинаются с фразы, какой автор фанат франшизы о Гарри Поттере. Так вот. Я — не фанат франшизы о Гарри Поттере. Да, первые две книги, четвертая книга и два первых фильма — отличные. А дальше — ну такое. Хотя первые «Фантастические существа» (и да, «твари» — это локализаторы, тут существа) мне неожиданно тоже понравились. А еще моя любимая книга про Поттера — «Порри Гаттер». Шутка. Но как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.
И вот в 2023 году вышла новая игра по франшизе про колдунов, созданной Джоан Роулинг. Не платформер, как те старые-добрые игры на PS1, и не тот чудовищный шлак по лицензии, как делали самые главных бракоделы игровой индустрии, ЕА. А здоровая Action-RPG с открытым миром. Причем, издатель — «Warner», а они более-менее держат марку качества, чай не ЕА и «Соня».
Поэтому лично у меня от «Hogwarts Legacy» не было завышенных ожиданий или фанатского трепета перед экранизацией любимой франшизы. Для меня это просто была игра в любимом жанре в действительно интересном сеттинге (все же лор вселенной Роулинг продумала великолепно).

Сюжет
1890 год. Вселенная, где волшебники и магические существа живут рядом с обычными людьми, но мастерски скрываются (хотя, как оказывается из игры, для них отделен целый регион). Магическое сообщество в панике. Везде свирепствует преступный синдикат гоблинов во главе со старшим оперуполномоченным (зачеркнуто) Ранроком. Им помогают волшебники-бандиты. Они все охотятся за неким источником магии.
Спецслужбы магического мира традиционно для них пинают вола. Но оказывается, что есть способ добраться до резервуара раньше злодеев. В этом поможет юный Маг лет 15-16, которого рекрутирует один из положительных волшебников. Этот Маг — один из немногих, кто видит особую древнюю магию. Теперь задача Мага — найти резервуар и заодно обучиться магии в той самой школе Хогвартс. Ведь ему надо уметь драться, гоблины не дремлют.
RPG-элементы
Как можно догадаться, Мага каждый игрок создает сам. И это — чертовски круто. Это — не чужой персонаж, который даже будучи хорошим, не вызывает такой привязанности. Этого персонажа каждый лепит сам. Можно добавить имя и фамилию. Разумеется, их в игре не назовут. А ведь можно было бы называть персонажа по заранее выбранной фамилии. Прямо как Шепарда. На месте разработчиков я бы дал ему фамилию Блэк. Во-первых, канонично, во-вторых, толерантно. А то как-то глупо, что нашего ГГ никак прямо не называют, даже нет псевдонима как в других играх с настройкой ГГ.
Сам редактор вообще не гибкий, что может быть даже плюсом. Лицо выбирается из шаблонов, и создать урода не получится. Все те, кто плохо работают с такими редакторами, выдыхают. А для любителей тонкой настройки и подробного косплея все печально.
Выбор пола уже теперь традиционно делается в две позиции. Голос и обращение «волшебник/волшебница» выбираются отдельно. Да, можно сделать транса. Впрочем, ругать лишнюю возможность кастомизации я точно не буду, тут каждый сам делает выбор.
Ладно, с редактором все нормально, но я не могу не вставить момент в стиле «грабителя караванов». Это мне подсказал товарищ, который лучше разбирается в Поттериане. Жаль, что нет выбора чистоты крови: чистокровный, полукровка, внезапный маг (как Гермиона). А про это могли бы говорить другие персонажи. Например: «Респект, чистокровный братишка!» или «А твои родители-маглы насколько были в шоке?» Ну или шутка от злодея: «Может, ты — не внезапный волшебник, а просто твоя мама-магл с волшебником... Ну ты понял».
Затем есть выбор факультета, и он влияет только на вид первого хаба и одежду. Эксклюзивного контента для факультета почти нет. С одной стороны, это немного глупо, а с другой — честно. Игру не надо перепроходить, чтобы увидеть большие куски контента. Факультетов 4 штуки, как всегда. Смельчаки, хитрецы, добряки и умники. Выбираем по вкусу, дизайну хаба или цвету «розы». Забавно, что в 1890 году при скандальном директоре Блэке факультеты не враждуют, а при положительном Дамблдоре — все наоборот.
Еще есть выбор палочки. И это хохма. Игрока буквально кидают в россыпь странных для него вещей (если он — не жесткий фанат Поттерианы). Длина, гибкость, сердцевина... Что? Зачем? А еще древесина, которая что-то скажет только людям из деревообрабатывающей промышленности и тем, кто недавно мебель заказывал. Но оказалось, что у каждой древесины для палочки есть значение, про это написано в фанатской энциклопедии. А можно было добавить это прямо в игру? Вышло как у Миядзаки, когда надо параллельно читать гайд. Выходит, HL — соулслайк. Ну и самое главное, палочка не влияет вообще ни на что. Ее даже прокачивать нельзя.
Шкалы репутации и романов нет. Первую можно было легко увязать с легендарным соревнованием факультетов, но не смогли. Хотя вкладка «Руководство» может считаться чем-то вроде шкалы для баллов. Вот с романами дали маху. ГГ 15-16 лет, пора первой любви, можно было придумать платоническую (разумеется) влюбленность. Но разработчики, наверное, не захотели рисковать. Все-таки ГГ 15-16 лет, мало ли. Хотя есть намек на симпатию с одной героиней.
Как такового ролевого отыгрыша в HL скорее нет. Так, остаются мелочи. Например, есть квест, где нужно найти ценную вещь по просьбе однокурсницы. И в конце дается выбор, отдать вещь девушке или нагло оставить себе. Кстати настоящий темный маг, разумеется, отдал бы вещь, а заодно рассказал бы однокурснице, что темная магия — офигенная тема, и попытался бы завербовать ее.
Сценарий и персонажи
Про сценарий я слышал спорные отзывы, однако он показался мне неплохим. В конце концов, я видел сюжет TLOU 2, а после него практически любой сюжет игры покажется хотя бы «я точно видел кое-что хуже» (дней без глумления над TLOU 2 — 0). Сюжет даже чем-то похож на первые две книги/фильма про Поттера (мои любимые). Герой учится с осени до весны, а параллельно разгадывает тайны. Разумеется, тут сюжет намного слабее, чем у Роулинг, но попытку засчитаю. Правда, середина провисает, и ГГ буквально бегает от одного сюжетного чекпоинта к другому. Но тут есть сюжетная линия в прошлом, в ней рассказывается о другой избранной. Получилась интересная параллель. Впрочем, финал частично искупает проблемы всего сюжета.
С персонажами все неплохо, но ближе к «средне». Преподы получились довольно колоритными, почти у каждого есть своя особенность или история. С учениками чуть хуже. Но заметил, что в сюжете появляются различные одноклассники ГГ, и каждый из них выдаст хотя бы одно задание, а еще именно они мелькают в катсценах на уроках. Это неплохо продумано.
В финале есть выбор между двумя концовками, хорошей и условно плохой. Выбор — это здорово, но здесь он какой-то топорный. И концовка просто выбирается одной репликой. Вообще по ходу сюжета и в квестах действительно важных выборов не было. Не считая выбора, учиться темной магии или нет. Но единицы лишат себя полезного контента.
Однако у сюжета есть один плюс на контрасте с другими играми. Игропром в последние годы уже достал своими «взрослыми, сурьезными» ААА-играми, где никто не улыбается и не шутит. Уже в печенках сидят. И немного наивная HL на этом фоне выглядит даже хорошо.
Ладно, это не первая игра в открытом мире со слабым сюжетом, даже к «Ведьмаку 3» вопросы есть. Ну так, второстепенные квесты вытащат? И да, и нет. Сценарно они неплохи, есть забавные, трогательные, драматические. Один квест будто из «Ведьмака 3» пришел. Квесты в Хогвартсе хороши без вопросов, они лучше раскрывают школу, ее учеников и смотрятся очень органично. А вот квесты в открытом мире — спорные с точки зрения логики. В них буквально посылают школьника на грабеж, убийство не только животных, но и разумных существо и на прочие деяния, которые противоречат УК РФ, прямо как заправского наемника. Выглядит это крайне нелогично. Зато есть несколько настоящих сюжетных цепочек заданий про друзей ГГ.
Себастиан — отлично. Во-первых, это интересные квесты с особыми головоломками. Во-вторых, отличный драматический сюжет, который оставляет простор для трактовок. И вообще, это лучше последних книг про Поттера, как по мне. В-третьих, шикарная атмосфера, прямо веет темной магией и чернокнижием в отдельные моменты, наконец-то история от лица темного мага. В-четвертых, в награду дают те самые запрещенные заклинания, которые на высокой сложности будут крайне нужны.
Поппи (ну имя у нее такое) — внезапно тоже отлично. По настроению похоже на лучшие моменты Поттерианы, такой же дух приключений. Подеремся с бандами, подружимся к кентаврами, откроем древние тайны. Квесты интересные, в одном так вообще уникальный челлендж. Кстати, здесь появится тот самый дракон из пролога. А этот сценарист знает свое дело.
Натсай — средне. Идея у сюжета вроде хороша. Обещают борьбу с преступностью, но получается все средне. Еще и с довольно душным квестом. Есть некая драма, но где в новых играх ее нет?
Деек — хорошо. Есть еще сравнительно небольшая цепочка заданий от личного помощника ГГ, домового эльфа Деека. Как известно, во вселенной Роулинг почти все домовые — рабы, и в квестах приоткроют рабское прошлое Деека, а также его попытки примириться с прошлым. Причем, с этой темой сценаристы обращались не так уж топорно.

Исследование мира
HL — это еще одна игра в открытом мире. Между прочим, создатели упустили великолепную возможность. Они могли сделать игру от первого лица. Ну серьезно, этому ничего не мешало. Миллионы фанатов Поттерианы еще бы сильнее заинтересованы в игре. А за эксклюзивность VR-экскурсии по Хогвартсу дрались бы производители VR-устройств. Ладно, не дрались бы. Но хайп от такой игры был бы дикий. Однако сейчас мода на игры от третьего лица, поэтому облом.
Мир HL — очень большой. Даже слишком. И вроде как смысл сначала есть. Хогвартс, Хогсмит и Запретный лес описаны в книгах, показаны в фильмах. Даже я хотел побегать по этим местам. А я — не фанат. Но все остальные куски мира — это просто обычные пространства, у которых нет никакого смысла. Возможно, где-то в лоре у каждой однообразной полянки или лесочка в мире HL есть ценность, но я в этом очень сомневаюсь. Конечно, интересно посмотреть на эдакую резервацию волшебников, но все-таки ее многовато. А вот за что похвалю, так за то, что реализована смена всех 4 времен года на одних и тех же локациях. Жаль, что после финала нельзя их менять самому.
Но отмечу, что мир визуально мне очень понравился. Почему-то люблю британскую природу. Все эти болотистые места, поля с торчащими скалами, темные леса и побережье с отвесными белыми скалами. Все это имеется в наличии. Архитектура деревенек тоже хороша. А еще по миру разбросаны разные руины и пещеры, что мне всегда очень нравится. Бывают и действительно великолепные места вроде моего любимого разрушенного замка темных магов. Если в «Ведьмаке 3» с ним мог быть связан интереснейший квест, а AC Valhalla — головоломка с записками о том, что же случилось в замке, то тут — ничего.
Зато исследовать сам Хогвартс очень интересно, хоть и немного муторно, если хочется собрать все. Он — очень красивый, на каждом углу какие-то интересные штуки, а в качестве активностей тут есть сбор лорной информации. Это было здорово.
Примерно то же можно сказать про деревню Хогсмит, только лучше. Она великолепна. Очень уютная, местами гротескная, с десятками интересных мелких деталей, которые доступны сразу, а не после беготни по коридорам.
Мир можно исследовать на гиппогрифе или на метле. Метла удобнее, но физика все равно не очень, какие же тугие повороты. Даже лучше, что квиддича нет. С таким-то управлением.
Активности разнообразные. Есть как традиционный сбор разбросанных штук и мусорные точки с ненужными (забегая вперед) одеждами, так простенькие головоломки и мини-челленджи на определенную механику игры (заклинания, полеты и т.д.). Тут вылезает большая проблема игры — все очень медленно открывается, и полный комплект активностей будет доступен чуть ли не к концу. В принципе, зачищать мир было даже приятно. Все-таки головоломки в качестве наполнения намного круче «собирашек» и аванпостов. А тут есть и то, и другое, что позволяет чередовать контент.
Боевка и прокачка
Увы, но кроме выдачи механик, есть еще проблема. Ужасный интерфейс, совершенно неудобный, глючный. Карта Хогвартса — тихий ужас. К концу игры я уже сам научился ориентироваться по замку и обходился без нее.
Боевая система в теории неплоха. Она очень похожа на систему из AC: Odyssey, которая мне нравится. Здесь тоже обычные атаки чередуются с особыми, которые восстанавливаются через несколько секунд. А особые атаки либо очень сильно бьют, либо дают тактическое преимущество. Увы, на этом хорошее брать перестали. В HL — очень толстые враги, которых приходится буквально закликивать обычными атаками, пока особые атаки медленно восстанавливаются. А я намеренно играл на 2й сложности из 4, чтобы отыграть прямо избранного мага. И когда я начал новую игру на минимальной сложности, мало что поменялось.
Кстати о бедах интерфейса. Количество слотов под заклинания зачем-то ограничили. А ведь есть и заклинания для исследования с Выручай-комнатой. Так что придется либо сражаться одним комплектом, либо постоянно тасовать слоты, а это не очень весело.
Еще нет заклинаний на лечение или вытягивание здоровья (если не канон, то почему бы и нет?). Правда, из заклинаний можно делать очень красивые комбинации, у определенных врагов есть уязвимости к определенным заклинаниям, но... Да, они открываются очень поздно. И система талантов (сюрприз!) открывается очень поздно, но позволяет создавать что-то вроде билдов.
Кстати о врагах. Их несколько типов, а в каждом типе — отдельные виды. Например, есть гоблины, которые делятся на воинов, снайперов, убийц и т.д. Система сработала, надоесть не успели.
Есть и разные расходники, которые создаются в хабе, Выручай-комнате. Это и зелья, и боевые растения. Все это — полноценная ветка прокачки, и боевой волшебной капустой можно забить даже финального босса.
В мире, в сундуках можно найти либо «косметику», либо только одежду или немного монет, оружие не выбивается. А сундуков вокруг много. И это быстро остужает пыл любого исследователя. Одежда привязана к уровню, выпадает случайно, и найти уникальную супер-мантию не получится. Зато есть трансмогрификация, которая ласкает слух ветеранам WoW. Любой вещи можно назначить любой доступный облик и ходить как-будто в каноничной мантии, а не в солянке из вещей высокого уровня.
Выручай-комната и мелочи
Зато в HL — один из лучших хабов в играх вообще. Выручай-комната. Хотя это не комната, а целый пентхаус с несколькими комнатами и карманными измерениями-загонами. Выручай-комната — это целый пласт геймплея. Там можно выращивать ингредиенты, варить зелья, в специальных измерениях-загонах разводить магических существ. И все это можно кастомизировать в мельчайших деталях, даже лучше, чем в Sims. Можно найти ролики, как энтузиасты создавали красоту. Конечно, есть некая шаблонность, но все равно круто. Вообще заметил, что на женскую аудиторию HL работает отлично. Тут и безумное количество нарядов (я много ARPG проходил, но тут, наверное, больше всего разных нарядов), и обустройство дома, и милые животные. И мужчин контентом не обделили. Вот это настоящее мастерство работы с ЦА, а не «мы назовем каноном женщину-викинга».
Любой прогресс в игре так или иначе учитывается в отдельной вкладке, и за каждую веху в виде N поверженных злыдней или взятых вещей дают награду. И это приятно, что каждое действие оказывается ценным.
Ну и музыка очень хороша. Мне в принципе очень нравится саундтрек фильмов про Поттера, и в игре успешно держат марку. Возможно, какие-то треки перенесли целиком, но не уверен. Мне медведь на ухо наступил.

А еще отмечу нашу нелюбимую «повесточку». Ох, сколько скандалов было вокруг игры. А все из-за того, что Роулинг сказала правду. И между прочим, к HL она отношение не имела. А в самой игре есть нюансы. Во-первых, в 1-2 час игры мы натыкаемся на боевого транса-трактирщика. Персонаж вроде не самый плохой, да и возникает потом только в доп квесте, который еще и не всем нужен. Во-вторых, Хогвартс — это буквально сборная мира, где найти британца — нетривиальная задача. А еще славян нет совсем, и немцев, и с романскими народами не очень, что обидно. Но игра мне понравилась, и я сделаю вид, что Хогвартс — это РУДН магического мира.
Итог
Хотя я не раз критиковал HL, это не от разочарования. Все же игр с открытым миром я прошел немало. Я получил от HL огромное удовольствие, и мне было даже мало после 60+ часов. Игра очень атмосферная и красивая. Может, даже куплю артбук, если его выпустят на русском (понятно, что самиздатом).
Благо HL делали не самые глупые геймдизайнеры, и закончилась игра на отличной ноте. Сначала — эпическая битва за главный «макгаффин» сюжета, когда герой с наставником по подземельям спешит к цели. А вокруг остальные преподаватели, пришедшие на помощь, сражаются с целой армией гоблинов. Затем — эпический поединок со злодеем, драма и конец основной истории. А потом будет теплый эпилог (с обязательным назначением лишних очков факультету ГГ), на который влияет прогресс в игре.
Моя оценка — 9 из 10.
Hogwarts Legacy — качественная и классная игра в открытом, очень красивом и интересном мире. Тут масса разных возможностей, и сражения, и собирательство, и поиск секретов, и много головоломок, и разведение животных, и украшение хаба, и неплохие квесты. Заскучать не получится.

Да, игра могла быть лучше, и даже видны места для возможных улучшений. Но как говорил один политик, если бы у нюхлера были крылья, он не был бы нюхлером.
Буду ждать сиквел, который уже анонсировали. Но очень надеюсь, что в сиквеле покажут другие уголки магической Британии вроде квартала (гетто?) для магов в Лондоне, где находятся магазин Олливандера и главный волшебный банк (даешь цепочку про его ограбление!). Или вообще покажут другие школы магии. Правда, есть не самая маленькая вероятность, что в сиквеле будет тот же самый Хогвартс. И тогда окажется, что не зря я придирался к некоторым аспектам Hogwarts Legacy. Но я верю в лучшее.
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Ну, за разведку!
Золотой камень
Ещё две белки и остальное.
81 год Робби ван Леувену
Юбилейная схема метро в Петербурге
45 лет альбому The Alan Parsons Project "The Turn of a Friendly Card"
Убийство Романа Новака... Тарантино отдыхает...

