Хочу пройтись по поводу "учиться с удовольствием". В

Ну то есть это крайности, и между ними существует градация, да.
Тут у меня две мысли:
1) Меня лично учили принуждением, поэтому я вряд ли могу быть объективна в этом вопросе, если буду опираться только на свой опыт.
2) Все-таки по зрелом размышлении я таки склоняюсь к тому, что меня учили чудовищно безруко. Надо мной, попросту говоря, издевались. Как и над миллионами других советских детей. Это от невежества, но мне от этого не легче. И другим детям (из которых выросли теперь взрослые, любящие Малахова и другие виды уринотерапии) тоже не легче. По сути, у нас украли детство.
Нет, я знаю, что на западе было то же самое, нисколько не лучше. Я знаю, что это не специально, это просто дух времени. Я знаю, что каждый учитель совершенно искренне, без дураков, отдавал себя детям. Я знаю, что нас спасли от фашизма, и хотя бы только поэтому у меня нет права так говорить. У нас было великолепное детство - даже у нас еще, до сих пор, у последнего поколения, рожденного в СССР. У нас были фильмы. У нас были книги. У нас были посиделки на кухне и застолья, и еще немножко ощущения беспечности и спокойствия, когда вроде как по радио передали, что на город идет смерч, но еще никто пока не знает - что за, шут его, этот смерч такое, и не видел его никто. И не представляет. Поэтому в дни рождения еще можно было пообсуждать Ельцина так, как будто все будет в порядке. Как будто пройдет. Мы еще застали, захватили.
Но все равно - образование было чудовищным, я не могу никуда деться от этого. Ну страшным оно было.
Например, если помните, многие дети ходили в музыкальные школы. Я всегда думала, привыкла думать, что у нас было прекрасное музыкальное образование. Что у меня была очень здоровская учительница. Что мне повезло. Что вообще, наше советское образование, когда многие дети ходили в музыкалку - это же просто офигенно круто.
Но вот я взрослая, закончила семь лет, с диким скрипом, с нервами, со скандалами, с мучениями и угробленной спиной, а вот не могу ничего сыграть на пианино. И родственники мои, которые тоже ходили, не могут. И друзья-сверстники, посещавшие, не могут. А вот многие японские дети - могут. Причем могут после двух-трех лет ненапряжных занятий спустя рукава. Просто потому, что их учили другим способом, потому что японская культура к этому делу (музыкальным занятиям) совсем по-другому относится - они не пытаются вырастить профессиональных музыкантов, они считают, что это дело должно быть развлечением.
И знаете, меня вот никак не утешают мысли о том, что "мне поставили кисть", и "я чувствую инструмент" и "меня научили усидчивости". Потому что в конечном счете, блин, они могут - а я нет. И они не гробили свое здоровье, время и нервы.
Если из примеров - то, что я сейчас понимаю - это что мне ничего не объясняли. Меня просто заставляли зубрить наизусть. То есть вот сейчас, во взрослом возрасте, заглянув в википедию, я с огромным удивлением обнаружила, что скрипичный ключ - это от слова "скрипка", и что кроме скрипичного и басового ключа вообще существуют еще какие-то другие ключи. Оказывается, в них есть смысл! Назначение! Их придумали для какой-то вполне определенной цели, а не просто чтобы поиздеваться над детьми. В детстве мне сказали так: "видишь, эта хрень - скрипичный ключ. Рисуй. Начинай от этой строчки, делай закорючку, рисуй. Потом рисуй басовый. Так, вот эта нота в скрипичном ключе на клавиатуре находится вот тут. Запомни. Потом спрошу. Выучила все ноты скрипичного ключа? Так, вот это какая нота? Правильно. Теперь будем учить басовый" и т.д. Никакой логики, никакой системы. Отношение такое, как будто я умственно неполноценная, и мне все равно бесполезно по-человечески объяснять, что люди пели, что диапазон очень большой, а нотных линеек мало, и решили разделить и для каждого голоса записать в своем диапазоне и т.д. Объяснить, зачем, чтобы мне хоть понятно было. Чтобы в голове система построилась. И ведь так с любым знанием по музыке было! Когда я сейчас в память заглядываю, у меня там какой-то караул, от которого дыбом волосы встают.
"Диез - это хорошо, бемоль это плохо. Ну, то есть, бемоль грустно".
"Были там какие-то эти... страшные... доминант-септаккорды... не знаю зачем. Не имею понятия, не помню. Что-то вроде динозавров."
"Помню, в диктанте надо было какие одни аккорды на какие-то другие переделывать. Совершенно не знаю, зачем, и какой во всем этом смысл. Как вообще можно одни аккорды в другие переделывать. Они же никак не связаны между собой. Этот аккорд вот так нажимается, а этот вот так. Что общего вообще?"
И т.д.
То есть у меня тотально, начисто отсутствовало какое-либо представление о том, что в музыке есть система. Зачем поделено на октавы, и как, и т.д. А по идее выпускник музыкальной школы должен понимать смысл всех этих аккордов. Абстрактный смысл. Ну, примерно так же, как в идеале выпускник школы должен понимать смысл понятия "интеграл" или "косинус".
А я музшколу закончила без единой тройки. Наоборот, пятерки все. Это тоже кое-что об образовании говорит и о том, чего оно стоит.
Но даже не это страшно. Не то, что людям массово оценки завышали. Даже не то, что учителям, по сути, было все равно в большинстве случаев. Страшно, что детство угробили. Время, которое можно было провести с пользой, было обращено во вред. В голову вбили это чуть ли не палкой - "учиться со слезами, учиться через мучения, только труд, упорный, носом в землю, сделает из тебя человека, а если ты не будешь уметь что-нибудь или не будешь понимать что-нибудь, то это потому, что ты тупой, у тебя нет способностей, и пеняй на себя".
А потом люди вырастают и с каким-то мазохистским удовольствием говорят ностальгически: "а вот меня эх как пороли в детстве!".
То есть, конечно, вы можете начать хвастаться в комментах и заявить, что вы-то уж точно понимаете и косинус, и интеграл, и что только дурак... но это неправда. Миллионы же этого не понимают. Ну не косинус, так атомное строение. Или кровеносную систему. Или столыпинские реформы. Не понимают того, что целая цивилизация о себе думает, что она это понимает. Элементарного.
Не знаю. Мне хочется сказать, что принуждение не работает. Просто потому, что я не верю в принуждение. В такое, какое оно у меня было в музыкальной школе. Мне долго твердили - "учись, бесполезного знания не бывает, потом тебе пригодится". Помню, мне даже сказали как-то раз, "вот вырастешь, будет не на что хлебушек купить, пойдешь и будешь давать уроки музыки! И тогда поймешь!"... Господи, таким наивным сейчас это выглядит, что даже грустно.
И я не могу больше верить в то, что советская система образования была в чем-то лучше западной. Понимаете, ну не имеет это все значения - что программа в сельских и городских школах была одинаковая, что были целевые стипендии, программы, распределение, что масса ребят из деревни приехала в город поступать в вузы. Что им это дало в конечном счете - тем, кто приехал? Высокий уровень жизни, возможность работать на престижной работе, а не у черта на куличках посреди чистого поля? То есть вы хвастаетесь тем, что система была "открыта" для тех, кто хотел вырваться из безнадежности деревенской жизни? Какое это имеет отношение к образованию? Чем вы хвастаетесь, вы понимаете? Ведь это же стыд жуткий.
Знаете, в педагогической литературе советских времен было принято больше всего критиковать буржуазное образование за его классовость. И Кара-Мурза не сделал никакого открытия - он, по сути, просто повторил основные советские тезисы. И описал французские, немецкие школы, в которых детей сразу рассортировывают, и одним образование дают, а другие... ну как-нибудь.
Но ведь это не имеет отношения к образованию, вы понимаете?
Черт, ну как мне вам объяснить. Может, дело в том, что я работаю в школе, вижу их перед собой - детей этих?
Вы понимаете, их жизнь идет сейчас, а не в каком-то там необозримом статистическом будущем, в распределении, в квотах, в бюджете. Над ними сейчас издеваются, учат их спустя рукава, натаскивают на тесты, "вбивают в голову", самоутверждаются за их счет. Когда им государство потом, спустя 10 лет, "предоставит" работу, жилье, шанс учиться в столице - будет уже позно. Слишком поздно. Не будет это иметь никакого значения. Кроме, конечно, того, что у них будет "нормальное будущее".
Знаете, а в Европе у многих было нормальное будущее в то время. Нормальное как раз по вот этим меркам. С рабочим местом, с денежками, с жильем за пазушкой. Это - цель образования? Цель этих 10 лет, в течение которых все кругом ребенка изображают из себя светоч знания? "Учиться, учиться и еще раз учиться" - зачем, за эту вашу квартиру, за оклад в будущем? Вы это подростку говорите, который читает Жюль Верна и "Двух Капитанов"? Вам самим не смешно? Вы не видите, как это лицемерно?
Я помню, несколько лет назад меня поразила новость, что одна из моих почти что ровесниц - девочка, только закончившая школу - разбилась в автомобильной аварии вместе со своими приятелями. Сейчас такое уже никого не удивляет. Меня тогда удивило. Не сам факт аварии, а ситуация. Человек учился, учился, заканчивал школу, думал, наверное - вот, кончится эта волынка, я поступлю, я буду наконец свободен, смогу наконец выбрать свой путь по-человечески... а это будущее никогда не наступило. Его просто не было. То, что обещали взрослые, просто оказалось обманом. Жизнь была - вся - вот в этой школе, с этими учителями, вот эти 10 лет, это было всё.
Нельзя школу мерять распределением. Нельзя, понимаете? Это жизнь.
Не знаю. Я не буду говорить вам, что советская система была хуже - она не была хуже. У нас было прекрасное детство. Если вы подумаете обо всей истории человечества, вы поймете, что у нас было прекрасное детство, может быть, лучшее на этой планете за всю ее многострадальную историю.
Я просто не верю в принуждение как "вложение в будущее". Я не верю в такое вложение в будущее. Когда кто-то говорит, особенно ребенку, "потерпи пару лет, потом ты поймешь, что мы были правы" - это почти всегда означает, что за эти пару лет из человека вынут душу, обратят в свою веру и заставят забыть, кто он есть, и почему он любил жизнь.