топ 100 блогов grenez12.07.2010

Вообще идея сходить в Хибины в одиночный поход жила в моей голове ещё с прошлого года, но точно я ничего не мог планировать, т.к. только недавно поменял работу и гарантий на отпуск в нужное мне время не было. Но как-то все сначала хорошо пошло,и я мог рассчитывать на первую половину июля, причём это кроме основного отпуска, который по графику у меня шёл в августе.
До момента отъезда ещё несколько раз все попадало под вопрос из-за больничных и прочих форс-мажорах моих коллег, но в итоге 30-го июня утром я успешно сел на поезд и отчалил в Апатиты. Радости моей тогда не было предела.
Хибины 2010! (Июль)

В одиночных путешествиях есть какой-то свой сок. Это очень сложно описать словами и невозможно ощутить в окружении других людей. В зависимости от длительности проведения начинаешь с каждым днем мыслить иначе, обращаешь внимание на ранее пустяковые вещи, делаешь твёрдые решения, находишься в абсолютном спокойствии в сложной ситуации. Но наступает это не сразу, а после преодоления определённого психологического барьера, границы которого у разных людей определяются разными промежутками времени. Лично моё мнение, что чем больше человек готовился к факту нахождения в одиночестве, тем раньше проходит психологический дискомфорт по этому поводу. Например, при факторе внезапности и отсутствии данных о месте нахождения, обычно люди теряют самообладание вовсе, что чаще всего приводит к гибели или несчастному случаю.
Но моё путешествие было подготовлено заранее почти до мелочей. Плюс хорошее знание района,позволило преодолеть этот барьер уже к ночи первого дня. Да и совсем одиночного "забега" тоже не получилось. Ну здесь уже ничего не поделаешь, Хибины один из самых посещаемых туристических районов, и чтоб устроить железно одиночный поход, надо либо в межсезонье приезжать либо перемещаться в камуфляже и только в условиях ограниченной видимости.
Ну а теперь обо всем по-порядку.

Поезд как всегда порадовал жарой и не открывающимся окном "аварийный выход". Хотя ехалось довольно нормально. Целый вагон моряков, отбывающих в Мурманск, поддерживали более-менее весёлую обстановку на протяжении всего пути, и время как-то само собой быстро пролетело. Напрягала только вечно пасмурно-предгрозовая душная погода за окном, и та, что прогнозировали синоптики на ближайшую неделю.
В Апатитах выходил под дождём. Быстро нашёл машину и отправился к озеру Малый Вудъявр. Когда приехал, дождь закончился, позволив мне нормально до конца упаковать свой маленький рюкзак и отправиться в пеший путь.

Хибины 2010! (Июль)

С рюкзаком тоже отдельная история.. 70 литров. Наверное каждому знакомо ощущение, когда вот уже под завязку все упакуешь, и вдруг находишь ещё пару забытых предметов огромного объёма, которые ну уже никак нереально туда впихнуть. И приходится либо от чего-то отказываться либо вешать снаружи рюкзака, что иногда крайне неудобно и проблематично, как например было у меня с фотоаппаратом. Кофр с камерой и 2-мя объективами я вёз в пакете вместе с трекинговыми ботами, но если перед пешим выходом ботинки я одел на себя, то с фотоаппаратом все было не так просто. Сначала я подвесил его к рюкзаку, но шанс расплющить все содержимое чехла при падении, не давал мне покоя весь первый день пути. В первую же ночь пришлось заново обдумывать стратегию упаковки рюкзака и чудесным способом уместить его на самый верх под стяжки клапана. Этот способ был гораздо удобнее и гарантировал что тяжеленный рюкзак не повредит ничего внутри при опрокидывании. Для первого дня я планировал перевалить через Рамзая и на месте определиться с дальнейшим маршрутом. Еще один плюс "одиночного плавания" это выбор маршрута. Решаешь только ты сам. В мои планы входило озеро Гольцовое, куда я хотел добраться к середине всего отведённого времени, походив по тропам и перевалам западной части Хибинского массива. Я даже успешно зарегистрировался в Кировском МЧС, хотя многие говорили что если уж идёшь один, то и лучше не звонить туда, т.к одиночек они очень недолюбливают. Но все было нормально. И одиночек в то время было тоже полно.

Погода резко стала меняться. Пасмурное небо очистилось и выглянуло солнце. Вскоре вообще распогодилось. Стало жарко и душно. Первый прогноз синоптиков сбылся полностью. Вечером ожидалась гроза.

Во время подъёма на перевал, ко мне в голову стали лезть всякие тяжёлые мысли. Вот тут уже начиналась лёгкая депрессия. Казалось что очень зря я пошёл один. Были мысли завтра же выйти к ближайшей станции и уехать домой. Погода портилась. Стали лезть чёрные тучи. На спуске с перевала я очень долго сидел и думал. Думал обо всем. Очень неплохо добавила беспокойства записка снятая на перевале Рамзая. Дело в том, что она была 10-ти дневной давности(оставлена 21-го июня группой из Киева), и мысли что тут совсем никого нет, сразу повалили в кучу итак моё депрессивное настроение. Казалось бы самый проходимый перевал и такая старая записка. В прошлом году я слышал что по три-четыре штуки менялось за день и группы лезли с двух сторон одновременно.

Хибины 2010! (Июль)

Оставаться долго под перевалом не хотелось и я двинулся в цирк Петрелиусов. Планировал там заночевать и, при удачных обстоятельствах, двинуться дальше в долину одноимённого ручья через один из этих перевалов.
Пока искал место для стоянки, небо стало раскатывать громом и сверкать молниями. Несколькими минутами позже полило так, что за 3 минуты установки палатки я промок до нитки, да ещё и притащил в палатку кучу воды с мокрой одеждой. Через 40 мин дождь притих, и вскоре закончился вовсе.

Погода оставалась пасмурной. Я приготовил ужин. Оставшийся вечер я скоротал за горячим чаем, сидя на улице и любуясь красивейшим местом, которое очень полюбилось мне еще с прошлогоднего похода. Была тишина. Величие и одновременное спокойствие гор,так непривычно удивляло меня после года, проведённого в самом центре индустриального муравейника. Спокойный шум ручья, стекающего в озеро, нельзя было сравнить с постоянным шумом города. Это был другой шум. На следующий день я запишу в своем дневнике, что неоднократно слышал и голоса людей и их крики. И даже стук о камни трекинговых палок, но все это было содержимым одного лишь звука ручья, доносимого ко мне разными порывами ветра. Я выбегал из палатки, что бы удостовериться что мне не послышалось, долго всматривался вокруг. Но так никого и не увидел.

Хибины 2010! (Июль)

В тот день, перед стоянкой, меня порадовала небольшая находка. На холме, между цирком Петрелиусов и долиной Малой Белой, я заметил торчащую из земли ленту с металлическим фрагментом. Потянул за нее и это оказались наручные часы. Судя по окислу на корпусе, они там лежали либо с весны либо с прошлого года ещё. Но моему удивлению не было предела,когда я заметил что они ходят, и более того отстают всего на семь минут. Этот девайс сопровождал меня все время, оставив собой чёткое очертание на фоне загара рук. Очень удобные и хорошие часы. Лёгкий вес и матерчатый ремешок не доставлял никакого дискомфорта в процессе их ношения. Если вдруг их хозяин случайно наткнётся на этот текст и узнает в них свои, то достаточно написать мне в сообщении об этом, с указанием надписи на циферблате, и они сразу отправятся к их законному владельцу.
Тем временем я уже собирался спать. Мне удалось более-менее просушить палатку и некоторые вещи. Сделав несколько записей в свой дневник, я крепко уснул. Ложился с надеждами на завтрашний день. Хотел многое сделать. Депрессия ушла. И это очень важный момент. Он наверное был ключевым во всем завтрашнем и последующих днях.
Впрочем спать мне долго не пришлось...

Ближе к утру я проснулся от какого-то грохота. Позже понимаю что это громыхал ослабший тент палатки от сильного ветра. Выхожу исправлять ситуацию на улицу. Честно говоря то что я увидел вокруг палатки меня как восхитило, так и напугало сразу с одинаковой силой. Огромные облака проплывали прямо через перевалы с большой скоростью.Среди них на секунды иногда можно было проглядеть голубое небо. Был очень сильный ветер с резкими и внезапными порывами. Я усилил крепление палатки большими камнями, заново натянул оттяжки тента. Дождя не было, но мокло все и сразу. Пробежавшись вокруг с фотоаппаратом я закутался в спальник и попытался уснуть.

Проснулся я уже от того, что палатку просто кладёт набок сильнейшими порывами. Держа палатку всем телом я просидел так несколько часов с небольшими перерывами. Определив, что ветер преимущественно задувает со стороны зап.Петрелиуса, я решил сделать ветрозащитную стенку из камней. Стенку делал долго, но сделал очень добротную. Закон подлости тоже никто не отменял. Через час ветер изменил направление на восточный и стенку пришлось переделывать. Погода не менялась совсем. Лишь только дождь иногда начинался противно стуча мелкими каплями по натянутому тенту палатки.

Хибины 2010! (Июль)

Каждый час я делал запись в дневнике. Ничего не менялось до 2ух часов ночи. Все это время я периодически держал спиной каркас палатки, иногда выходил на улицу.Иногда грел чай. На маленьких озёрах в цирке были настоящие волны. С них в мою сторону сдувало мелкую водяную пыль. В 3 часа ночи я безуспешно лёг спать. Надпись в моем дневнике меня до сих пор улыбает при перечитывании:

03:00_ "....Если палатку сломает порывом ветра, я буду вынужден бросить её здесь, и уходить из гор кратчайшим путём до ст.Хибины через долину реки М.Белая."

Вот так вот все для меня было серьёзно на тот момент... :)
Но палатку бросать мне не пришлось. Собственно и погода лучше не становилась. В 5 утра я просто решил что устал и надо уходить. Но не совсем уходить, а просто спуститься по малой Белой до зоны леса, и спокойно отоспаться там. Без ветра, каменных стенок и прочей надоевшей ерунды. Я быстро собрался и двинулся в путь. Стоит так же заметить что было очень холодно. Температура так сильно упала, что пришлось одеть почти все тёплые вещи.

Хибины 2010! (Июль)

Уже на подходе к истоку реки под перевалом Рамзая, я заметил что погода здесь совершенно другая, нежели в моем последнем месте обитания. Как минимум не было ветра и это уже в корне меняло ситуацию. Можно было поставить лагерь там и поспать, но бодрое настроение давало мне возможность прогуляться и насладиться красотой утренней долины. Я двинулся вниз по реке. По дороге решил, что продолжу свой маршрут вверх по ручью Ферсмана, а дальше посмотрю по погоде.

Пока шёл настроение стало превосходным. Разговаривал сам с собой. Всякие странные мысли лезли в голову, причём большинство не имело никакого отношения к горам. Например, именно в там я решил что мне очень необходимо разобрать балкон от всякого хлама сразу по приезду домой.

Через какое-то время я дошел до чудесного озера, на котором нам пришлось стоять несколько дней в прошлом году. Все что я видел по дороге напоминало мне наше прошлогоднее приключение. Ничего почти не изменилось. Везде были только приятные воспоминания.

Погода к тому времени совсем улучшилась. Небо стало ясным. Я устроил передышку у ручья Ферсмана.

Хибины 2010! (Июль)

По дороге я встретил небольшой лагерь, куда меня пригласили поздороваться и выпить чая заодно. Ребята оказались из Мончегорска. Позже,когда я решил подниматься на перевал Ферсмана, мы ещё с ними встретились, и вместе продолжили подъём. Путь к перевалу для меня оказался очень трудоёмким. Может сказывалось хождение с 5 утра, а может быть тяжёлый рюкзак за спиной, в котором были все мои вещи в отличии от моих спутников,поднимавшихся на легке. Правда их руководитель еще тащил с собой горные лыжи, что бы скатиться по огромному снежнику с вершины Юдычвумчорра почти до истока ручья Ферсмана.
На перевале нас ожидал сильный ветер и пасмурное небо. Часть группы пошла на гору Парус, часть спускалась вниз. Здесь наши пути с ними расходились.

От спуска с перевала на другую сторону мне пришлось отказаться. Хоть и у меня было 40 метров верёвки, а также петли и кольца для её сдёргивания,спуск не внушал доверия из-за сильного ветра и очень мокрых камней. Так же меня все еще манило попасть к истоку ручья Петрелиуса, и недолго подумав я начал траверс под перевал Орлиный, который как раз соединял эти два ручья.
Перевал Орлиный(он же Снежный), второй и последний после пер.Буревестника, который имел летнюю категорию 2А. В большинстве описаний именно так его оценивают, и лишь только в одном списке он числится как 1А(и Буревестник тоже). Седловина находится на высоте 1100м между горой Ферсмана и Юдычвумчорром. Подъём по снежнику кажется безобидным и простым, но по факту это крутой склон от 40 до 50 градусов, с плотным снегом и местами выхода льда. Путь к седловине для меня был убийственно тяжёлым из-за рюкзака и накопившийся за день усталости. Последние шаги делал по счету. То есть делаю 10 шагов и 10 секунд отдыхаю. На верху я уже так устал, что прошел мимо вершинного  тура, косо бросив на него взгляд, даже не остановившись. Спуск тоже очень порадовал. Зимой, видимо из-за западного ветра тут надувает неплохой карниз, и к лету только лишь сглаживается, образуя склон крутизной до 60 градусов на первых 30-50 метрах снежника. Весь снежник длинной около 300-400 метров лежит в глубокой трещине, и тянется вниз постепенно выполаживаясь до примерно 30 градусов. Иногда на снежниках встречаются участки льда. Их хорошо заметно по тёмным вкраплениям среди чистого снега.

Хибины 2010! (Июль)

Сначала я начал спуск вдоль правой стенки, пройдя таким образом самый крутой участок, вышел на снег. По снежнику осторожно спускался до самого низа, проезжая на ногах самые некрутые участки. Спуск к озеру-истоку ручья Петрелиуса, это еще полтора часа пробивания через каменные завалы от конца  снежника до берегов озера. Все это время шёл дождь и дул сильный ветер. Мне ничего не оставалось, как продолжить путь вдоль ручья в сторону лесной зоны.

Ближе к ночи я дошёл по знакомой тропе до скважины, возле которой в прошлый раз мы встретили группу,и у которых тогда и остались на ночь. В этот раз я решил не искать новых мест, а тоже встать на ночёвку именно там.
Приготовил быстренько ужин и вырубился мёртвым сном. 18 часов на ногах. 31 км по карте. 2 перевала.

Хибины 2010! (Июль)

Утром проснулся рано. Солнце палило во всю. Погода стояла отличная!

Я позавтракал, высушил отсыревшие вещи, и стал медленно собираться. План дальнейших действий пришел сам собой. Я решил все же продолжить движение в сторону озера Гольцовое через базу КСС. Через пару часов я не спеша двинулся в путь.

По дороге не удержался, и подчинился соблазну заглянуть по направлению таблички "Очень красивый водопад". Мало того что пилить к нему это вам не за угол заглянуть, так в конце дороги стоит еще одна табличка на тропу с указанием "Красивый водопад 800м->". Если бы еще внизу был километраж указан, то наверное бы раз в 5 меньше было желающих туда сворачивать. По крайней мере я наверное пошел бы без рюкзака. Но водопад того стоит конечно. Это огромный водопад! Сверху он начинается невысокими каскадами и в самом низу весь поток срывается с огромного широкого обрыва. Шум его слышно во всей округе. Делаю снимки этой красоты сверху и возвращаюсь назад к основной дороге.

Хибины 2010! (Июль)

По пути на базу попадается встречный транспорт. Сегодня воскресенье и все кто там отдыхал возвращаются назад в город.
Делаю привал на бывшей геологической базе. Хотя если бы у меня на карте не было соответствующей надписи и обозначений строений, я бы даже ее и не заметил. От базы остался лишь большой фундамент странной формы и скважина, бьющая свежей прохладной водой во все стороны.

Вечером дошел до КСС. Поинтересовался сколько стоит проживание там, и купившись на низкую цену решил остаться там на пару дней.

Хибины 2010! (Июль)

На базе есть 3 домика в которых размещают туристов. Розовый, "Французский" и "Дом Сурка" :) Стоит проживание по 200р с человека в любом из них.

Розовый домик назван в соответствии с его цветом, а так же он самый вместительный из всех на базе. Внутри он разделен на 2 части, в каждой из которых можно свободно разместить до 15 человек.
"Французский" дом имеет 3 комнаты по 5-8 человек, в одной из которых я и жил. Когда-то в нем был сделан идеальный ремонт, и размещали в нем только иностранцев. Первой группой, которая туда заехала были французы, от того и прижилось ему такое название. В "Доме Сурка" я так и не успел побывать, он был занят группой. О его истории названия мне наверное больше всего хотелось бы услышать.
В каждом доме есть газовая плита, пользование которой входит в те же 200р с человека. Так же в каждой комнате есть каменная печь. Зимой к ней прилагаются бесплатные дрова.
На базе есть замечательная баня прямо на берегу реки. Цены что-то вроде около 600р за час.
В особо массовые сезоны места на базе можно заказывать заранее по телефону. Что тоже очень удобно. На Новый Год люди это делают чуть ли не за 2 месяца:)

Сотовые телефоны не работают. Но.. У спасателей есть усилитель GSM, и при сильной надобности дадут им воспользоваться.
Еще один положительный момент, что под баню на базе можно купить холодное пиво:) Что я и сделал после того как поселился и искупался в прохладной горной реке.
Жить на базе одно удовольствие. Можно без кучи ненужных вещей радиально обойти все Хибины, и всегда будет гарантия на теплую ночевку и просушку вещей. Если ехать с целью фотографии в горы то это идеальный вариант. В домике у спасателей весят снимки какой-то известной итальянской фотографини, которая раньше приезжала на базу именно так как я описывал.
Да и вообще судя по табличкам на пяти столбах у забора базы, тут побывало уже пол планеты. Ну вся Россия точно уж. Я сделал снимки на память самых интересных на мой взгляд табличек. Чего только люди не придумают что бы выделить из огромной массы свой родной город оригинальным оформлением.

На следующее утро я выдвигаюсь налегке в сторону оз. Гольцовое. Дорога удобная. Идти по ней легко. На пути есть один брод, который очень просто обходится по заваленным деревьям чуть правее по ходу движения. Через 7 км дорога упирается в оз. Щучье. Тоже необычайно красивое озеро. Песчаный берег,чистая вода и потрясающие берега поросшие невысоким ельником. У же у Щучьего слышу громкие голоса со стороны Гольцового. Это примерно за метров 800 до его берегов.

Дорога там обрывается, и переходит в тропинку по болотистой местности прямо вдоль реки. В сырую погоду нужны сапоги. Ближе к озеру удается разобрать голоса. Какие-то мужики увлечённо и во весь голос обсуждают какого-то нового начальника участка. Матных выражений 80%. Подойдя почти вплотную вижу машину и трех рыбаков, ловящих рыбу на стакан, и похоже еще со вчерашнего вечера.

Хибины 2010! (Июль)

Озеро Гольцовое осталось у меня в памяти как одно из самых красивых мест в Хибинах, но как следовало в нашей стране, если к озеру есть дорога, то и грязной лужей стать ему не проблема. Количество мусора на берегах просто поражает!!! Причём,если ты приехал на машине, то какого хрена,я извиняюсь, тебе его назад в багажник не положить? Озеро превращается в помойку! Песчаный берег усыпан битым стеклом на дне! Ведь сами же лезут туда купаться после пятого стакана, не страшно распороть ступню разбитой водочной бутылкой?

Что больше всего меня удивило, так это удаленность озера в сравнении с тем же Малым Вудъявром и количество мусора, которого на Гольцовом в разы больше!

Вечером вернулся на базу. Начиналась непогода. Сначала все затянуло густым туманом, потом появились тёмные тучи и началась гроза. Всю ночь шёл сильный дождь. Я решил утром двигаться в сторону города и возвращаться уже домой. Лег спать под шум дождя.

Утром рано проснуться не удалось. Смог подняться только часов в 11. Погода была потрясающая! Ясное небо и редкие облака. В 14 часов я попрощался на базе и не спеша пошагал в город. Дул легкий ветерок,благодоря которому практически не было ни комаров ни мошек. Примерно 20 с лишним километров я прошел за 4,5 часа. По дороге не мог удержаться перед окружающей красотой, и то и дело доставал фотоаппарат.

Доехал от санатория "Тирвас" до вокзала в Апатитах. Встал в нудную очередь за билетами. Мест на ближайшие поезда не было, и мне пришлось брать плацкарт на 5:30 утра. Ночевать остался на вокзале.

Хибины 2010! (Июль)

Погода ночью была шикарная. До утра просидел на полулежащей скамейке "люкс", что стоит на платформе. Любовался закатом в горах...
 И бесконечно долго строил августовские планы на Хибинские горы.....

Украинские военные признались в нанесении по Луганску серии авиаударов, в результате которых погибло восемь человек. Действия штурмовиков Су-25 прикрывали истребители украинских ВВС. Представители ведомства сообщили, что вертолеты Ми-24 под прикрытием истребителей МиГ-29 выпустили в районе ...
Звук! ...
Очень удобно делать покупки не выходя из дому. Сегодня это возможно благодаря интернет-магазинам. А как подходят онлайн-магазины женщинам, одно удовольствие просматривать современные модные коллекции одежды и обуви. Например, тут http://trepalochka.ru/ есть все для семьи, то есть муж ...
- Нет, я не понимаю, куда он лезет?! Надо же реально оценивать свои шансы! - сказала одна. - Мужчины стали не те. Боятся подойти, познакомиться. Опасаются, что их отошьют, - высказалась другая. Противоположные по сути точки зрения, не так ли? И вот как всегда - фиг поймешь, что же все-так ...
Метнулся с утра в соседний город. Позавчера по всему Крыму снежило, а сегодня, всё это дело начало таять; так что, естественно, все дороги мокрые. Последствия понятны. В общем, метнулся туда-обратно, приехал на работу, вылезаю из машины, смотрю, а на ней - самая натуральная визуализация ...