Х/ф "Мазеппа", Франция, 1993г.
dfs_76 — 09.08.2022 "Мазеппа" - французский историко-костюмный артхаус, снятый каким-то дрессировщиком лошадей и что-то там получивший в Каннах в 1993 году.Художник Теодор Жерико в начале XIX века (ну судя по костюмам и тому, что он тогда жил) мечтает научиться рисовать лошадей, и для этого ходит в конный цирк, хозяин которого что-то там бормочет на тему как правильно с конём сливаться. Будет множество лошадей, иногда рожающих, иногда... хм... наоборот, галопов, рысей и прочих аллюров три креста, и всё это почему-то под пение грузинского хора (в том числе под "Сулико").
Думаю, у любого россиянина или украинца, которого, как меня, зачем-то угораздило посмотреть этот в разных смыслах цирк с конями, возник вопрос: причем здесь, собственно говоря, Мазепа?
Дело в том, что в юности будущего кавалера ордена Андрея Первозванного за номером 2 был, как рассказывают, пренеприятный эпизод: соблазнил он жену какого-то польского графа, а тот приказал его поймать, раздеть догола, привязать к лошади и выгнать её с привязанным к ней Мазепой в степь. И дескать она его на земли Украины и принесла. Поэт Байрон написал об этом поэму, которая очень понравилась публике и художникам, принявшимся рисовать к ней иллюстрации. Вот например как изобразил прибытие на Украину её будущего гетмана упомянутый Жерико:
(в конце фильма с умирающим Жерико какие-то уроды такую экзекуцию проделали непонятно зачем)
А следом и циркачи принялись устраивать представления с привязанными к коням голыми артистами, и это стало целым направлением в тогдашнем шоубизнесе (пишут, что особенно они были популярны в Америке, но там Мазепу изображали преимущественно женщины - американцы ведь не обязаны были знать, какого пола был украинский гетман). Вот такие неожиданные пласты культуры позволяет нам поднять знакомство с замшелой программой Каннского фестиваля какого-нибудь тысяча девятьсот лохматого года!
Но мучать себя этим фильмом я конечно же никого не призываю. Лучше поэму Байрона почитайте. Примечателен, кстати, финал поэмы: когда гетман Мазепа, рассказывающий шведскому королю Карлу XII на привале после Полтавской битвы об этом своем злоключении - о пейзажах, которые он видел со спины скачущей по Восточноевропейской равнине лошади, о мыслях, которые его при этом посещали, чувствах, переживаниях и прочих байронизмах - заканчивает свой рассказ, он обнаруживает, что король давно уже спит. Этим автор, видимо, хотел показать, что проблемы Украины и украинцев интересуют Запад только до определенной степени.
|
</> |