Хендмейд vs фабрика
yukidolls — 13.12.2020Чаще всего при упоминании «хендмейда» представляется кривоватая поделка из разряда тех, что в ассортименте представлены в сообществе «Злой HAND MADE» в ВК — этакое чудовище из фетра, страз и чего-то, отдалённо напоминающего несвежие грибы. Но иногда фабричное изготовление уступает ручной работе по большинству параметров (за исключением тиражей и прибыли, печально, но факт). Ручная работа бывает разной. Наш дивный кукольный мирок — отличное тому подтверждение. Чтобы было наглядней, покажу картинку:
Слева — некто Кевин от китайского производителя. Ну, такой недокен. Продаётся в Центральном Детском Мире за тысячу - полторы рублей. То самое «фабричное качество». Справа — Лука, сделан многострадальными рученьками вашей покорной слуги. Стоит... ну, пусть условные сто тысяч рублей.
Кевин — продукт массовый, игровой, предназначен для детей. Тиражируется тысячами. Его изготовление занимает минимум времени и стоит копейки. У Кевина пять шарнирных соединений, стрёмное, простите, лицо и не самое красивое тело. Скульптор, занимавшийся разработкой Кевина, почти попал в пропорции. На этом всё. С дизайном одежды та же история — очень условно, много синтетики, никто не заморочился на приятные глазу лекала и цвета. Да, собственно, и незачем. Какая разница, во что будет одета кукла, которой нарисуют фломастером зелёные брови и покрасят губы маминым лаком для ногтей. Кевин — объект для работы воображения ребёнка и развития мелкой моторики.
Лука — предмет декоративно-прикладного искусства. Его нельзя использовать в качестве детской игрушки (может быть опасно — мелкие стеклянные глаза легко вынимаются, «кусачие» шарниры, вполне способны прищемить палец и т.д.). Он не может стоить тысячу, две, десять или даже двадцать тысяч рублей. На изготовление Луки ушло огромное количество времени и ручного труда. Год на лепку модели, месяц на снятие форм, десятки часов на литьё, спиливание литников, шлифовку деталей, сборку. Стоимость материалов, из которых он изготовлен, тоже далека от гуманной. И даже упаковка — даже она обходится в производстве как два-три Кевина в розничной продаже.
Парик, одежда и роспись — отдельная история и около месяца моей работы. Иногда двух. Сначала надо подумать и порисовать, прикинуть, чего хочется, определиться с цветовой гаммой:
Когда примерно понятно, как кукла должна выглядеть — расписать лицо и тело, вклеить ресницы, установить глаза:
Потом сконструировать одежду, подобрать кожу, ткани, фурнитуру, изготовить костюм со всеми его трёхмиллиметровыми пуговками, люверсами в ботинках, прорезными петлями, кнопками, кармашками и завязками. Чтобы одежда и обувь выглядели натурально потрёпанными, «обмятыми», нужно обозначить заломы и складки ткани, кое-где потереть наждачкой, затонировать. В общем, проделать кучу операций, которые никогда не будут применены к фабричной кукле. В данном случае я не делала парик. Волосы нарисованы кистью-нулёвкой, по одной волосинке, с учётом направления роста волос.
Добавляем рюкзак и кепку:
Наверное, так масштаб будет чуть понятней:
К чему я это всё... А к тому, что не стоит сравнивать Кевина из с Лукой и пытаться меня убедить в том, что Кевин — абсолютно такой же, и непонятно, почему вы, художники, сейчас на выставке хотите за свою поделку столько, сколько хотите, а не сумму, в которую обойдётся в Центральном Детском Мире покупка замечательной фабричной куклы.
|
</> |