Хазин: Колонка от 24 декабря 2024 года
vamoisej — 24.12.2024 Теги: Хазин Мишустин Одной из специфических особенностей «приватизационного капитализма», сложившегося у нас в 90-е годы стало четкое разделение на «моё» и «чужое». Даже формальные обязанности чиновника не давали ему права вмешиваться в полномочия олигархов, которые получали «вотчины» в виде отраслей, предприятий и регионов. Типичный пример — Вологодская область, где новый губернатор, не имеющий обязательств перед одним олигархом 90-х, получившим область в своё управление из рук Гайдара-Чубайса, начал возмущаться вмешательством в свои личные дела.Сейчас, судя по всему, ситуация начала меняться. Пусть пока медленно. Но даже Центральный банк, судя по всему, что-то начал чувствовать.
А глава правительства Михаил Мишустин за последние дни провёл аж два мероприятия. Первое - стратегическую сессию, посвящённую развитию финансовых инструментов и платёжно-расчётной инфраструктуры. Что ранее рассматривалось как исключительная сфера контроля денежных властей.
А второе — совещание по экономическим вопросам. На котором присутствовали, в том числе, руководители Центрального банка. Которые до того неоднократно объясняли, что вопросы экономики страны их вообще не волнуют.
Что сказал Мишустин? Он поставил (точнее, повторил слова Президента) задачу: «Сегодня на совещании у Президента, в котором многие из вас принимали участие, подробно обсуждались экономические меры. Глава государства отметил, что перед нами стоит важная системная задача – переход к сбалансированному росту с низкой безработицей и умеренной инфляцией. Это базовое условие для достижения национальных целей развития и успешного выполнения государственных программ и национальных проектов.Сейчас детально рассмотрим текущую ситуацию с потребительской инфляцией, основные проблемные зоны и необходимые решения».
Мишустин был вынужден сказать об уровне инфляции в 9% (это официальная цифра), Котя к концу лета, в годовом выражении, она была в районе 20% (для некоторых групп населения чуть пониже, но точно выше 15%). Осенью инфляции выросла. И, в общем, все понимают, что главная причина инфляции — девальвация рубля. Процесс импортозамещения для потребительских товаров в России так и не был запущен, так что девальвация неминуемо влечёт за собой рост цен.
Отметим, что инвестиции в реальный сектор (в том числе, импортозамещающие производства) у нас невозможны из-за высокой ставки (и других требований Центробанк, например, кредиты на развитие практически не выдаются, только под ликвидные залоги), а ставку поднимают, якобы, для борьбы с инфляцией. Хотя даже дети знают, что с инфляцией издержек бороться повышением ставки невозможно. В общем, тяжёлый случай.
Далее Мишустин продолжил: «Правительство ведёт системную работу по вызовам, связанным с инфляционным давлением на экономику …».
Обращаю внимание, Мишустин сказал правительство, не упомянув при этом Центробанк.
Ну и в заключение: «Надо внимательно следить за тем, что происходит в рамках баланса спроса и предложения по всем ключевым товарам и услугам, которые нужны людям, и, конечно, по промышленным и торговым предприятиям, чтобы иметь возможность сдерживать колебания, детально прогнозировать ситуацию в том или ином сегменте и не допускать необоснованного завышения отпускных цен.
Понятно, что в условиях рыночной экономики главной целью любого бизнеса является извлечение прибыли, но важно соблюдать баланс. Это не должно быть во вред людям и экономике.
Если в повышении цен есть факты злоупотреблений, в том числе монопольным положением, необходимо жёстко с этим бороться. Здесь значимую роль должна играть Федеральная антимонопольная служба. А в особых случаях – и Генеральная прокуратура. Поэтому сегодня эти ведомства участвуют в нашем совещании».
О мерах я здесь пока говорить не буду — но, судя по всему, правительство Мишустина начало наступление на сферы, которые до того Центробанк считал своей уникальной прерогативой. И, дай Бог, ситуация с кредитно-денежной политикой тоже сдвинется с мёртвой точки
https://t.me/khazinml/9578
|
</> |