Харьков. Часть 6: улица Пушкинская и окрестности
varandej — 29.05.2011Подол и Университетская горка - лишь малая часть харьковского центра. От площади Конституции на север уходят почти параллельные улицы Сумская и Пушкинская. Первая тянется до окраин и превращается в дорогу на Белгород и Москву, вторая теряется где-то в промзонах. Сумская - деловая улица типа московской Тверской; Пушкинская - более неформальная, здесь роскошная архитектура сочетается с неповторимым харьковским юмором. С Пушкинской и начнём, и здесь же пойдёт речь о переулках к востоку от неё, за экскурсию по которым огромное спасибо lexrom .
Пушкинская начинается не прямо на площади Конституции, а в одном квартале восточнее. Мы начали поход по ней здесь - отходящая направо короткая улочка ведёт прямиком к вот этому зданию:
Это Институт вакцин имени Мечникова (1911-13), построенный как Дом Медицинского Общества (фактически то же самое) Алексеем Бекетовым - один из первых примеров специфически харьковского полумодерна-полуконструктивизма в дореволюционном варианте. Название не случайно - лауреат Нобелевской премии Илья Мечников заканчивал Харьковский университет. У здания удивительно красивые детали:
Сначала пойдём к началу улицы, направо. Чуть дальше - скрытая за деревьями Большая хоральная синагога (1912). То есть, действительно БОЛЬШАЯ, возможно даже крупнейшая в Европе - её купол высотой 42 метра, а зал вмещает до 1000 прихожан. Отсюда её снять проблематично, тем более со двора нас довольно грубо погнал охранник (не еврей) - "Закрыто уже, всё!". Харьков не входил в "черту оседлости", но евреи составляли 6% его населения - это к тому, что не столь уж абсолютной была эта черта: одни селились за её пределами потому, что были там действительно полезны и их приглашали, а другие... "абсурдность российских законов компенсируется необязательностью их исполнения".
Напротив - впечатляющее своей минималистичностью здание треста "Донуголь", а ныне "Южгипрошахт" (то есть эта контора проектировала большинство шахт Донбасса). Ещё один модерноконструктивизм, только уже в более жестком постреволюционном варианте (1925):
Особенно впечатляют витязи-шахтёры работы Ивана Кавалеридзе - это он строил памятник Артёму в Святогорске, и его стиль на грани кубизма не спутать ни с чем:
Дальше - огромный котлован, где хотели строить 40-этажный небоскрёб, но так и не построили. На заднем плане - библиотека имени Короленко, белый "столб" - её книгохранилище:
Ну а теперь пойдём на север. Полукруглые дома "столичных" времён напоминают гигантские шестерни - местами Харьков действительно похож на какую-то огромную серую машину. То есть, "машина для жилья" - не только дом, но и целый город.
И здесь же - превоклассный модерн:
Но через квартал мы свернули на улицу Воробьёва, начав погружения в Непарадный Харьков:
От улицы почти сразу отпочковался одноимённый переулок того же персонажа, перспектива которого своей сюрреалистичностью напомнила какую-то компьютерную игру. Но отсюда лучше всего можно оценить масштаб Хоральной синагоги - размером она едва ли не превосходит христианские соборы. Жаль, что мы не попали внутрь.
Что за дом с деревянными щитам у её подножья - боюсь даже предполагать, по крайней мере у нас нет никаких вариантов того, что это могло быть.
Ну а дворы как всегда колоритностью дают сто очков вперёд улицам. Кадр снят с крыльца пятиэтажки - но полное ощущение, что мы набрели на развалины древнего храма в глубине джунглей. А люди на лавочке сидят себе, спокойно обсуждают нас, их фотографирующих.
Другие переулки с купеческими виллами и доходными домами - пейзажи не спутать ни с Киевом, ни с Львовом, ни с Москвой.
Детали:
И довольно сложный рельеф. Харьков считается равнинным городом, и перепады высот тут конечно не сравнить с киевскими - но вполне достойны Львова без Высокого замка.
Местный дом-с-привидениями. Говорят, стоит так уже много лет, и кто его ни выкупит - у всех начинаются беды. Ещё можно придумать что-нибудь типа - а когда его наконец достроят или снесут, наступит Конец Света.
Вообще, я не показываю из отснятого в этих переулках очень многое - всё просто не поместится в пост, а рассказ о Харькове и так выходит слишком длинным. Но думаю, показанного уже достаточно, чтобы понять, как неповторим этот город. С переулков мы в ту прогулку вышли на Площадь Архитекторов, пропустив большой участок улицы - но к счастью, мы ходили здесь не один раз. Так что Площадь Поэзии в двух кварталах от Института Мечникова - при другом освещении:
Здесь я забыл сфотографировать Провиантский склад (1785-87), краешек которого выглядывает слева - одно из, кажется, двух гражданских зданий 18 века, сохранившихся на весь Харьков в изначальном виде (выглядит так, см. здесь). А вот здание с портиком - всего лишь послевоенная сталинка. Перед ней - бюст Пушкина: изначально улица называлась Немецкой, а переименовали её к столетию рождения поэта. Памятник уже в 1904 году пытались взорвать националисты - то ли за то, что "Полтаву" написал, то ли за то, что памятник Шевченко власти не разрешали поставить.
На участке до площади Архитекторов запомнились не столько здания, сколько артефакты. Например, вот это граффити:
Или вот это НЕЧТО:
Прямо бери - и рисуй. Правда, некоторые маски сковырнуты. Вблизи выглядит совсем фантастично:
А вот и площадь Архитекторов показалась - тут мы снова возвращаемся к закатному освещению первой прогулки:
Это настоящее Царство Конструктивизма, и даже современная Налоговая (справа) пытается подражать зданиям 1920-х годов. Наверное, если бы все города Советского Союза стали примерено такими - это было бы очень мрачно, сталианс всё-таки повеселее. Но Харьков такой практически один, и этим поражает. Город-машина:
На площади Архитекторов в последнее время стало весело. Например, поставили памятник Влюблённым ("...из Бухенвальда" - решили жители). Над ним потешались все, с кем я говорил - но мне сюжет понравился. На разных островках, тощие, голые, и лишь сомкнувшись губами, могут не упасть вниз. К исполнению претензии ещё могут быть, но образ сильный.
За Влюблёнными, в стеклянным коробках, видны макеты Успенского и Благовещенского соборов. Это проект "7 чудес Харькова", и ещё здесь есть Госпром, Покровская церковь, памятник Шевченко, Зеркальная Стуря, Дом со шпилем на площади Конституции. Кое-что мы уже видели, кое-что ещё увидим. Сделаны макеты в общем так себе, и я покажу только два из них - здания, форму которых сложно оценить с земли. Это Покровская церковь, со всех сторон облепленная другими постройками монастыря:
И просто ГИГАНТСКИЙ Госпром - апофеоз конструктивизма:
На этой площади мы долго сидели на лавочке, отдыхали, говорили о красотах Харькова, русско-украинских отношениях и исторических перепитиях. Потом нас попросили подвинутся двое гопников в абибасе, и во избежание вопросов "А вы чо? А вы ваще по жизин кто?" мы решили тут не задерживаться. Вообще же, лавочки - для лузеров, кто-то отдыхает вот так:
Но ещё до того, как приземлиться на площади, мы сходили по перпендикулярной улице Дарвина. Улица вообще-то очень интересная, но с секретом - дело в том, что её первая половина, прилегающая к Пушкинской, ничем среди окрестных улиц не выделяется. Ну есть пара красивых домиков, есть симпатичные дворики - а где этого нет?
Но вот конец улицы - одно из самых ярких мест Харькова:
Так сложилось, что в этом закутке жила местная богема, в которую входили и архитекторы. Часть домов они построили для себя, часть - для своих друзей, то есть не были связаны рамками заказчиков. А как результат, образовалась кривая улочка таких вот чудо-домиков, где один непохож на другой.
Островерхий дом Ржепишевский построил для театрального режиссёра Синельникова:
Желтый домик под классицизм построил для себя Бекетов - ему на улице в разное время принадлежало аж два дома. Второй (№17) ему пришлось чуть ранее продать из-за финансовых трудностей.
Опять же, не выкладываю фотографии отдельных зданий крупным планом - слишком много материала для одного поста. Тем более перспектива улицы, ныне превратившийся в заповедник бомонда с крутым ресторанами и крутыми жЫпами у их дверей, впечатляет сильнее отдельных домов. А ещё - контраст двух сторон: напротив этих домиков ещё одна конструктивистская "шестерня", напротив ресторанов - грязненький магазинчик, похожий на сельпо:
Подворотни на нижнем изгибе улицы:
Возвращаемся на Пушкинскую. Дальше мы ходили только во вторую прогулку, уже полностью при дневном свете. Типичный пейзаж Пушкинской:
Роскошная архитектура - изящнейший модерн:
Брутальнейший конструктивизм:
Всё тот же харьковский юмор:
Пара граффити с Пушкиным (одно из них на заглавном кадре) - ну да, Мазепу не любил, но очень уж колоритная личность!
В конце улицы, вернее пройденного нами её участка (2,5 километра из 4) - ещё несколько вузов подряд. Сколько их в городе сейчас, точно не знаю, в 1991 году был 21, а в "столичное" время - 36, наверное рекордный показатель для своей эпохи. Вузы на Пушкинской все как на подбор в отличных конструктивистских зданиях:
Тут мы свернули в Молодёжный парк между Пушкинской и Сумской. Надо сказать, эта прогулка была в последний день путешествия, после Донбасса, и не могу не отметить, что кованные фигуры в Харькове не хуже, чем в Донецке:
Нынешний парк - действительно Молодёжный:
А когда-то на его месте было кладбище, о чём напоминает одинокая церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1845):
На этом и закончим. В следующей части пройдём по Сумской примерно до этой же линии.
ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донбасс. Шахтёрский край.
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.