Хамон против макарон

топ 100 блогов watermelon8325.12.2015 - а также лягушачьи лапы перебитые сосисками. Итальянские войны (1494-1559 гг.). Финал цикла, финал простой истории 2015 года. Предыдущая часть и Франциск лежат тут.

Победитель на выборах и войне, проигравший главную борьбу своей жизни (и нет, это не Станнис Баратеон, а Карл Габсбург)
Хамон против макарон

Еще раз
Последняя часть Итальянских войн уже не совсем итальянская, хотя в общем и целом действительно последняя (для 16 века). И слава Богу, иначе этот сапог совсем бы прохудился. После победы император и несколько раз король Карл V занимался такими важными делами как отражение османского натиска на Европу и борьба с Хайреддином Барбароссой, самопровозглашенным султаном и покорителем Алжира. Этот мусульманский пират Хызыр наводил ужас на мирные итальянские города и христианских купцов. Испанцы неоднократно предпринимали экспедиции в Африку, уничтожая пиратские базы и города, освобождая пленников и жестоко наказывая тех мусульман, кто имел несчастье оказаться рядом (а таких несчастливцев были десятки тысяч), но окончательно привести зарвавшегося разбойника на плаху не смогли. Во-первых, Хызыр был хоть и негодяй, но не дурак, а во-вторых, ему очень везло. Он творил в то время, когда Османская империя переживала бурный период роста и экспансии. Это, при том, что собственно турецкий флот был крайне слаб, сделало его крайне привлекательной фигурой в Стамбуле. Пират поднес османскому султану Алжир и Тунис, проделав ту же эволюцию, что и англичанин Дрейк, с известной разницей между христианским и исламским воинами. Кроме этого хода, превратившего вожака волчьей стаи в командующего флотом величайшей державы эпохи, Хызыру очень повезло с конъюнктурой - борьба Валуа с многочисленными Габсбургами и раздробленность Италии делала его положение практически неуязвимым. Более того, как мы помним, после серии поражений от Испании, империи и англичан, французы нашли выход в виде стратегического партнерства с османами. Так наихристианнейший король Франции стал оперировать вместе воинами Пророка. Расскажите кто-нибудь эту историю Киссинджеру, пусть отредактирует свою "Дипломатию".

Большая война
Мир 1530 г. изгнал Францию из Италии, но за шесть лет ситуация успела сильно измениться. Очевидные затруднения Габсбургов, вынужденных заниматься мировой политикой сделали короля Франциска агрессивнее. Смерть миланского герцога в 1535 г. вызвала французскую интервенцию, с последующим отступлением в Прованс под натиском войск Карла. Это был период, когда французы не умели, а Габсбурги не могли. Флот Хызыра разорял побережье, гоняясь даже за отдельными красавицами эпохи, так что гуманисту и лучшему другу художников Карлу пришлось кинуть кость в ненасытную галльскую пасть - после двухлетней войны Турин, вместе с окружающим его Пьемонтом, остался за Францией.
Четырехлетний период мира не снял напряжения, хотя стороны и пытались договориться. Но даже визит императора во Францию не дал в этом смысле ничего, слишком сильны были различия позиций у Габсбургов и Валуа. Первые считали, что последним и так досталось более чем они могли заслуживать, а вторые непоколебимо стояли на принципе что мое то мое, а о вашем давайте поговорим. Такой подход раздражал тогда не менее чем сейчас. Выждав покуда император завязнет в мусульманах и лютеранских еретиках поглубже, заручившись союзом с первым секретарем султаном, Франция объявила императору войну летом 1542 г.
Хотя французы и двинулись большими армиями, первый год их войны прошел явно под знаком минус. Англия, с ее королем-рогоносцем, обиженкой Генрихом VIII, вступила в очередной союз с Карлом, а вернее в войну с Францией. Хотя англичане считались почти такими же еретиками как и лютеране, все же государственная целесообразность взяла верх. В тоже время надеждам французов опереться на немецких лютеран и мятежного герцога в Нижних землях империи не удалось претвориться в жизнь - Карл сумел добиться компромисса с лютеранами, а герцога попросту задавили интеллектом массой, заставив сдаться.
В тоже время на Средиземноморье все развивалось намного интереснее, потому что с пиратами (ну, вы понимаете - попугаи, пиастры, карты). Флот Хызыра кинул якоря в Марселе, соединившись там с французской эскадрой. Вместе они приступили к осаде Ниццы, жестоко ее бомбардируя. Несмотря на храбрость отдельных горожанок, грудью заставлявших солдат гарнизона возвращаться на боевые позиции, Ницца, к сожалению, капитулировала. Вообще, город не был взят штурмом, а сдался сам, так что последовавшая за тем резня, перекладываемая турками на французов, а теми на турок, является подлостью даже по меркам эпохи. Мы не будем разбирать кто виновен на самом деле ибо подонки все. Впрочем, городская цитадель не сдалась, дождавшись имперской подмоги. Ниццу разграбили летом 1543 г., за ней последовали и другие жертвы. Османский флот, избравший себе базой опустевший Тулон, воевал на славу. Наконец, весной 1544 г. Хызыр увел свои эскадры, расплевавшись с галлами из-за халатности последних в вопросах снабжения.
Несмотря на это, французы продолжали наступать, не спеша осаждая крепости в Пьемонте. Во время одной из таких осад произошло сражение при Черезоле, интересное демонстрацией преимущества пики над мушкетом. Армии противником были равны, насчитывая по 12-13 т. Обе стороны долго не решались атаковать, но так как стратегическое преимущество было за французами, осаждавшими крепость, то испанский командир решился первым. Колонны ландскнехтов сбили итальянцев и швейцарцев на правом фланге, обратив их в бегство, но в центре немецкая пехота, не поддержанная трусливым итальянским резервом и брошенная испанской кавалерией, подверглась удару швейцарцев и французской конницы. Она бежала и сражение было потеряно. Имперцы рассчитывали на то, что стрелки помогут отразить атаку всадников и рассеют пехоту, но массы французских пикинеров и конница опрокинули все преждевременные технические расчеты. Французы, утерявшие 2 т. против 5-7 т. у врага, праздновали победу, но последствий для итальянского театра военных действий она не имела. В этом же году все силы пришлось снимать для отражения главного удара императора. Карл V шел на Париж.

Итальянская красавица Джулия Гонзага, за которой гонялся страшный Хызыр. А на Руси ее бы звали Жулькой
Хамон против макарон

Самый главный Бармалей той эпохи, настоящий пират Хызыр - это вам не Дрейк какой-то
Хамон против макарон

Турецкий союз Франциска делал его в глазах немцев крайне неприятной фигурой. Благодаря этому французы не только не смогли извлечь выгод и католико-лютеранского противостояния в Германии, но даже получили новых врагов. Используя османскую угрозу, императору удалось собрать большую, чисто немецкую армию. Теперь он мог повести по настоящему опасную для Франции кампанию.
Весной 1544 г. Карл выступил в поход, поддерживаемый операциями своего английского союзника на севере. Вскоре императорские знамена развивались у стен Парижа и хотя отдельные крепости защищались достаточно упорно, все они были взяты. Солдаты Франциска не показывали носа, в столице началась паника. Впрочем, положение французов не было таким отчаянным каким оно выглядело наружно. Англичане завязли в осаде Булони и не шли на столицу, как того просил Карл. Сам он после месячного французского блица истощил средства и не мог позволить себе содержать большую армию в течение долго срока. Учитывая еще большее истощение французов, ненадежность англичан, турецкую угрозу и укрепление немецких лютеран дома, Карл встал на путь компромисса. Между ним и Франциском завязались переговоры, в ходе которых стороны заключили мир, который, как уже повелось, был калькой с прошлого. Турки и англичане были очень недовольны. Собственно говоря, покуда император, вернувшийся в Германию, открыл первую кампанию против лютеран, почти без боя обезоружив их войско (лишь для того, чтобы потерпеть такое же бескровное, но тотальное поражение от северогерманских фюрстов), французы продолжили войну с англичанами. Несмотря на все усилия Франциска, Булонь отбить так и не удалось, война затихла сама собой вследствие полного истощения финансов обеих сторон. В 1546 г. Лондон и Париж замирились, при этом англичане пообещали вернуть город через 10 лет и за деньги. На том и расстались. Вскоре после этого умер король Франциск I, проведший свою насыщенную жизнь в безуспешных походах. Рядом с ним, т.е. по хронологии, упокоилась и малопривлекательная фигура Генриха VIII. Из титанов века оставался один лишь Карл V.

Эпилог
Последующие события имеют к Италии уже совсем отдаленное отношение и по факту представляют последние усилия идущей ко дну династии Валуа. Серия событий с 1550 по 1559 год напоминает постановку классической пьесы в провинциальном театре. Новый французский король Генрих II был ухудшенной копией Франциска, так что мы не удивлены новым союзом с турками и попыткой ввязаться в итальянские разборки. На сцене вновь появился Хызыр, разбивший объединенный итальянский флот - его генуэзский командующий предпочел отступить, отдав венецианцев на закол. Трудно описать тот хаотический набор отдельных походов, перемирий и заключаемых миров.
Мы видим французов, хитростью берущих имперский город Мец, при помощи части горожан. Безуспешную осаду его императорской армией, так не сумевшей отбить город в 1552 г. С ужасом узнаем об имперской мести, обрушившейся в следующем году два французских города, Теруан и Эден. Города взятые штурмом были полностью разрушены приказом императора, сделавшего из Теруана средневековые Помпеи. Такой же ожесточенный характер носила борьба за Корсику, которую французы довольно легко отбили у генуэзцев при помощи турок, но затем, столкнувшись с имперскими и испанскими контингентами, начали постепенно отступать, вплоть до конечной капитуляции. Концентрация южан на острове не могла не привести к резне - так и произошло: французы не щадили испанцев, корсиканцы генуэзцев и наоборот. В Италии потерпела поражение Сиенская республика, последний союзник Франции на полуострове. В 1554 г. ее войско, состоящее частично из французов, потерпело поражение от имперско-флорентийских отрядов и республика исчезла с карты.
Император Карл, удрученный провалом дела всей его жизни - борьбе с ересью в империи, а не с французами, как вы подумали, ушел в 1556 г. в монастырь, отдав Испанию сыну, а империю брату. Впрочем, Габсбург Габсбургу глаз не выклюет, так что война с французами продолжалась в прежней дирекции. Более того, брак нового испанского короля Филиппа с английской королевой Марией привел в антифранцузкую коалиции и англичан. События все более перемещались на север, во Фландрию. Именно там в 1557 г. испано-имперское (11 т.) войско одержало знаменитую победу при Сен-Кантене, атаковав превосходящие (24 т.), но растянувшиеся силы французов во время исполнения ими сложного маневра. Разгром был полным, галлы потеряли 13 т. против сотен. В следующем году французы взяли реванш, вернув Кале после короткой осады. Англичане были настолько уверены в его неприступности, что до последнего момента не верили в возможность подобного. Продолжали лютовать турки, нападая на итальянское и испанское побережья, в 1558 г. они разорили Балеарские острова. Впрочем, для совершенно истощенной Франции, стремительно скатывающейся к полувековой гражданской войне гугенотов и католиков это уже не имело значения. Финалом стало поражение от испано-имперцев и английского флота при Гравелине. Гибель еще одной армии и чудовищные потери (12 т.) поставили в войне точку - новых солдат брать было попросту не за что.

Французы. Мне их стало жалко и я решил поставить картинку с ними в самое начало. Тут они берут Кале и радуются. Но потом еще жальче мне стало Карла V и я поменял их местами - так французы оказались в Кале и тут
Хамон против макарон

Это был конец, конец почти семидесятилетних усилий французской короны, усилий предпринимаемых то в союзе с Папой Римским, то с османским султаном. Борьба со стремительно растущей колониальной испанской державой и немецким рейхом, все еще остающимся первой военной державой Европы, подточила силы Франции, испортила ее внутренне положение и привела к опасному кризису. Возвращение Кале, ставшее практически единственным зримым достижением, явно не стоило потраченных усилий. Не менее тяжелые последствия ожидали и политическую Италию - начав как почти полноправный участники европейской политики, ее государства низвелись до кукол, нарядных и красивых, но бессильных. Такое положение сохранится вплоть до середины 19 века. Испания стала первой державой Европы, Римская империя могла удовольствоваться признанием ее военных заслуг и сохранением границ, но процесс перехода ее из политической плоскости в географическую состоялся именно тогда. Не стоит забывать и об османах, без особых усилий утвердившихся в Северной Африке и завоевавших Венгрию, благодаря отвлечению имперских сил на Западе. Начиная с 20-х гг. 16 века османская угроза Европе станет неизменным фактором политики вплоть до конца 18 века.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Украинские "Бобры" постепенно возвращают в лексикон расиянина слово "взрыв". Знаете, меня от от русского новояза иногда, просто, тошнит! Это как же надо не любить свой язык, чтобы вместо чëткого и понятного всем слова, "взрыв", говорить про какой-то "хлопок"?! Хлопок, расиянин, — это ...
И не только про меня. спс tranzewatte Почему про меня. Да потому что блядь. В 1995 году мы продали нахуй свою семерку и купили форд-скорпио. Попутно занимались плеловодством и сельским хозяйством. Торговать никто не мешал, ахуенно было. Никаких ...
2 и 13 января протодиакон Андрей Кураев прочтет в Архангельске и Северодвинске духовно-просветительские лекции. Поездка проходит по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. 12 января в Северодвинсике в 12:00 в ...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Завтра лечу в любимую Казань на самый лучший в России кинофорум    -   Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Колобок мн ...
Оригинал взят у periskop в Шайтан-машинка от китайцев: конструктор эстакад Любопытная шайтан-машинка, которая строит ж/д эстакады в Китае. Как вы помните, они там есть даже по 150 км длиной. И вообще это у них очень распространённый способ прокладки дорог. Файл ускорен, но очен ...