Гундяев вошел в учебники гомилетики,
diak_kuraev — 01.08.2024но в качестве отрицательного примера того, как не надо готовиться к проповеди.
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Сегодня мы услышали от него:
«Все православные люди, в общем, знают его житие. Знают, что с человеческой точки зрения он был глубоко несчастен: в детстве упал с колокольни, чуть не разбился, стал инвалидом почти что уродцем — низкого роста, согбенный, немощный… У нас таких сейчас отправляют на пожизненное пребывание в соответствующих учреждениях, где за ними следят, ухаживают. А преподобный Серафим Саровский, будучи вот таким глубоким инвалидом, как бы неспособным к жизни в обществе, уходит даже из этого общества. Куда? В лес, чтобы там жить и молиться. А ведь в лесу и дикие звери, ну и дров нужно нарубить, чтобы костер или печурку разжечь, и продукты питания какие-то нужно иметь. А как всё это в лесу? Всё же самому надо делать — выращивать, ухаживать, заботиться, обеспечивать просто физически свое существование. И каково это для инвалида, который ни на что не был пригоден в жизни общества и здесь, в этом-то лесу, в этой пустыне, и раскрывается сила благодати Божией, которая почила на преподобном. Он силой Божией живет в этом лесу. Не просто физически поддерживая свое существование — он молится, да как молится — стоя на камне! Не богатырь стоял на коленях на этом камне — инвалид, человек, неспособный даже к общежитию с другими людьми».
http://www.patriarchia.ru/db/text/6148905.html
Просто плакать хочется.
Господи, ну чем так согрешила бедная русская церковь, что ее патриархом Ты поставил неуча и фантазера?
Берем древнейшее Житие:
«Во время строения сего храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собою и сына своего, которому было тогда около семи лет, – и как взошла на здание, то он, отлучась от ней, по детской неосторожности, упал с высоты здания на землю. Мать, увидевши сие, поспешила сойти вниз, и думала найти его уже мертвым; но к удивлению нашла его стоящим на ногах и совершенно невредимым» (Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника / Иеромонах Сергий (Васильев). - М., 1841).
«Когда было ему около десяти лет, случилась с ним болезнь, которою он одержим был долгое время. Священнослужителям тамошнего Знаменского монастыря случилось идти с Курскою Чудотворною Иконою Божией Матери по городу тою улицею, на которой находился дом родителей Прохора, и как в то время был сильный дождь, от которого произшедшая грязь и топь препятствовали далее нести Икону улицею; то для удобнейшего шествия понесли Ее чрез двор Прохора. Мать Прохорова, увидевши сие, и обрадовавшись сему внезапному случаю, вышла в сретение Чудотворной Иконы Божией Матери, неся на руках и больного отрока Прохора – она поднесла его к Иконе и дала ему приложиться к оной. По сем Чудотворная Икона перенесена была чрез него, и в тоже время отрок получил чудесное и совершенное исцеление» (там же)
Более позднее «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители, Агафии Симеоновны Мельгуновой // переданы иеромон. Иоасафом. — СПб., 1849) говорит, что «Мать нашла его нисколько не ушибшимся». И от своей болезни в 10 лет «он получил совершенное исцеление» (сс.1 и 3.)
Впервые колокольня, с которой якобы упал мальчик, появляется лишь в Житии 1863 года (то есть малыш упал не с колокольни, а со стены строящего храма — возможно, 3-4 метра высоты).
Но и там сказано – «В великом испуге Агафья сбежала с колокольни, воображая найти сына своего разбитым до смерти; но с удивлением и несказанною радостью она увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах». И о более поздней детской болезни – «с этого времени Прохор начал поправляться в здоровье и скоро совсем выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его» (Житие Старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Спб., 1863)
Напротив, именно когда Серафим стоял на камне – он заболел: «когда от напряжения ноги его отекли, сделались в ранах, то он такое правило уменьшил» (письмо саровского игумена Исайи Второго от декабря 1848 года. Цит. По: Валентин Степашкин "Серафим Саровский" (серия ЖЗЛ) М.,2018, с.171).
Впрочем, самое раннее Житие говорит о более ранних временах и жизни еще в монастыре, а не в пустыни: «От непрестаннаго в церкви стояния, отец Серафим получил опухоль в ногах» (Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника / Иеромонах Сергий (Васильев).
В иоасафовом Житии: «От непрестанного келейного бдения, от постоянного пребывания на служениях в церкви, – словом: от стояния в течение многих лет на ногах, с небольшим отдыхом во время ночи, о. Серафим впал в недуг: ноги у него опухли, открылись на них раны; он лишился на некоторое время способности священнодействовать».
Так что последовательность тут обратная, чем в патриаршей проповеди: не болел-молился-исцелился, а молился — и потому заболел.
И уже после этого было нападение крестьян и избиение 50-летнего Серафима. Но и тут «получил он от тех причиненных ему побоев исцеление».
Так что гундяевский плач о преп. Серафиме как об инвалиде детства не соответствует Житиям Серафима.
Более того — он прямо отрицает чудеса исцеления, которые происходили с преп. Серафимом.
Так что, отцы, не берите пример с вашего патриарха, то есть не доверяйте своим фоновым полузнаниям и перечитывайте даже вроде бы знакомый материал перед проповедями.
|
</> |