Гуамское ущелье. Погуляем?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Уникальное место.
Красивейшее место. Атмосферное место. Все это Гуамское ущелье.
Протяженность его всего 3 километра, но каждый шаг на этом пути
таит открытие.
По дну ущелья протекает река Курджипс, название
которой в переводе с адыгейского означает «грушевая». Говорят
название таково из-за множества груш, растущих вдоль реки. Именно
вода тысячелетиями создавала Гуамское ущелье и его красоты. Возраст
пород Гуамского ущелья насчитывает около 100 млн. лет. Возраст,
требующий уважения.
Приглашаю вас пройтись по ущелью, миновать завалы,
возникшие в результате схода селевого потока весной 2011 года, и
пройти дальше, до Мезмая. Вдоль знаменитой Гуамской узкоколейки.
Вот и тетушка с лопухом-панамкой вас приглашает.
Для начала
разберемся, почему «Гуамка».
О происхождении названия существует несколько версий.
В 1717 году адыги здесь одержали знаменитую победу над турецкими
завоевателяи, заманив их в естественную ловушку, отрезав выходы из
ущелья камнепадами и перебив турок, оказавшихся в западне
«Яростным градом катятся с вершин огромные камни,
сбивают с ног. Вопли отчаяния, ужаса... Вражеские солдаты срываются
вниз с крутого высокого берега реки. А внизу их встречает гневный
Курджипс. Несет врагов вода, швыряет их с силой об острые камни,
сбрасывает в пенящиеся водопады...»
По одной из версий командовал победителями
храбрый воин по имени Гуам.
По другой версии, в переводе с адыгейского слово
Гуама связано с дикими пчелами, намекая на то, что жители села
Гуамка издавна занимались бортничеством.
Иные утверждают: Гуама в переводе означает
«неприятное сердцу», не без основания намекая на исторические
катаклизмы.
Злодействовали здесь и фашисты. Рассказ об этом
предстоит.
Теперь в путь.
Протяженность маршрута от Гуамки до поселка Мезмай — 9 км. Из них
1,7 км можно преодолеть на тепловозе, по узкоколейной железной
дороге, построенной во время первых сталинских пятилеток. Говорят,
большинство строителей были заключенными. Эти люди просто взрывали
путь впереди себя, висели на веревках, так как стоять было негде,
во время взрывов прятались в углублениях. Главной целью дороги была
доставка леса из Мезмая.
Ширина дороги всего 75 сантиметров.
Посадка в тепловоз производится вот на этой станции в
Гуамке.
Стоимость билетов – 200 рублей для взрослых, 100
рублей – для детей. Движение тепловоза по ущелью происходит до 17
часов, после чего открывается беспрепятственный доступ для пеших
прогулок. Как сообщил уважаемый papatapok, в
понедельник и вторник тепловоз не функционирует, то есть гулять
можно вволю.
А вот и сам тепловоз.
С пассажирами.
Усаживаться лучше с левой стороны вагона, там виды
значительно интереснее. Например, увидите останки тепловоза
упавшего в Курджипс в 2002 году во время наводнения. Фото не мое,
позиция для съемки была неудобная. Поэтому взяла у dyadya_vova,
здесь http://dyadya-vova.livejournal.com/337827.html
.
После того наводнения
движение здесь прекратилось. Сейчас узкоколейная железная
дорога Гуамка-Мезмай предназначена для провоза туристов
только до кафе, которое находится в середине Гуамского
ущелья. А далее пешком или на дрезине. Причем дрезина провезет еще
не более двух километров, так как в 2011 сошел сель. Последствия
его я вам тоже покажу.
Полюбуемся красотами.
Компания у нас все та же.
Привычно валяют дурака.
Или радуются открытию нефтяного месторождения и уже распределяют,
на что потратят деньги.
Собаки тоже прогуливаются в Гуамском ущелье.
«Все бы тебе грызть, на вот, гриб грызи». Так и сказала.
Неподалеку от остановки тепловоза очень многолюдно.
За мостом в районе реки Сухая балка прогуливающихся становится
заметно меньше.
Мост этот - примечательное место.
На скале у моста укреплена мемориальная доска с надписью о
том, что группа партизан под командованием В.З. Стаканова в
сентябре 1942 года дважды взрывала этот ж/д мост через реку Сухая
балка. Партизаны предотвратили продвижение гитлеровцев через
Кавказский заповедник к поселку Красная поляна для нанесения удара
по городу Сочи.
Во время взрыва 12 сентября 1942 г. было уничтожено
более 50 гитлеровцев.
В 1942 г. фашисты производили в Гуамском ущелье массовые
расстрелы. Расстрелянные падали в реку Курджипс с высоты 15-20
метров. Самые отчаянные прыгали в воду еще до выстрелов.
Это не единственное место, где идет речь о смерти в ущелье.
Погибали здесь и скалолазы, о чем сообщают мемориальные доски.
Вот этот памятник (справа), установлен в память о женщине,
работнице железной дороги.
В семидесятые годы прошлого века она успела предупредить
диспетчеров о повреждении дороги в результате очередного природного
катаклизма. Поезд не вошел в ущелье, женщина же погибла. К
сожалению, я не запомнила ее имени.
Заметили надпись 1935
года.
Кто-то с Камчатки отметился. Здесь много таких
отметок. Со всех концов страны.
Камень – Сердце Мезмая. Справа.
Выходим из ущелья на равнину.
Минуем поляну и перед нами последствия селевого потока весны
2011 года. Нет ничего сильнее, чем природа и ее гнев. От этого нет
спасения. Об этом я подумала при виде огромных деревьев,
вывороченных с корнями. Год назад здесь была железная дорога.
Вновь начинается узкоколейка.
Привал на железной дороге.
В этой части пути
Гуамка-Мезмай пустынно. Дорога зарастает лопухами.
Некоторые участки
просто висят в воздухе.
Еще один мост через реку.
Привал. В полной тишине.
Водные процедуры.
Загадочное сооружение. Мы так и не поняли, что сие значит. Камни
между собой не скреплены.
Совсем чуть-чуть до Мезмая.
Первые встречные в Мезмае.
Семь километров пешего хода позади, два с
половиной часа с учетом многочисленных остановок для фото.
Расспросив людей в Мезмае мы поняли, что на поход на «полочку» и в
ущелье у нас сил не хватит. Ведь предстоит и обратный путь.
Поэтому, решено оставить Мезмай на потом, целенаправленно.
Обратный путь проходил вдоль той же
узкоколейки. Она мне потом снилась.
Много полезной информации о Гумке и Мезмае здесь:
http://www.mezmay.org/marshruti
http://www.guamka-or.ru/5289107846
Об истории я черпала информацию именно там. Есть там и маршруты для
походов.