Грузия. Тбилиси. Храмы
irina_sbor — 04.11.2024Недавно я начала публиковать свои рассказки о путешествии по Грузии. В прошлом посте я попыталась передать совершенно пьянящую атмосферу свободы осеннего Тбилиси.
А сейчас я буду писать по темам. Этакие маленькие тематические рассуждения о жизни Грузии и людей в ней живущих.
Но прежде чем начать, хочу предупредить почтеннейшую публику, читающую мои тексты, что я высказываю исключительно свой, личный и очень субъективный взгляд на события и вещи.
Взгляд, не претендующий на истину в последней инстанции.
Кроме того, взгляд этот может категорически отличаться от общепринятых взглядов общества или отдельных людей.
Да мой взгляд может быть вообще ужас, каким взглядом, но он мне дорог, он моя собственность, поэтому менять его я не буду!
Ну вот. Я предупредила. Итак, начнем.
Тема сегодняшнего поста – храмы Тбилиси.
Нам с Алиной повезло жить на улице старинной, с богатой историей. На улице имени Георгия Чубинашвили – грузинского советского искусствоведа.
По этой улице сам товарищ Сталин ходил!
Правда, было это аж в 1901 году, когда Сталин ещё и Сталиным-то не был, а был Иосифом Джугашвили, а улица была не Чубинашвили, а Андреевская.
В 1922 году Андреевскую переименовали в Орджоникидзе. В честь сами знаете кого. А через 8 лет её переименовали в Карла Маркса. Спустя какое-то время, непонятно по какой причине, Карла Маркса заменил опять Орджоникидзе.
Спустя ещё какое-то время, власти города окончательно рассердились и на Карла, и на Маркса, и на Орджоникидзе и переименовали улицу в честь Григория Чубинашвили. Не знаю, надолго ли…
Вот такая история.
Улочка уютная, тихая-тихая. Рядом метро, хорошая кулинария, роскошная хинкальная.
А ещё недалеко от дома, в котором мы жили, располагаются аж три храма: Католическая церковь Святых Петра и Павла, Церковь святого благоверного Александра Невского и Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Начну, пожалуй, с Казанской. Она была построена в начале 2000-х годов. Информации в интернете об этой церкви очень мало. И почти нет фотографий. На многих картах это строение на улице Давида Клдиашвили, 10 обозначено просто – Церковь, православный храм.
Построенная в традиционном стиле грузинской храмовой архитектуры, она органично вписалась в панораму старого Тбилиси. Церковь всегда открыта. На прилегающей территории очень чисто, аккуратно.
Когда мы с Алиной зашли в храм, он был безлюдным. Ни прихожан, ни служителей. Такую картину я часто замечала в грузинских храмах. Они всегда гостеприимно распахнуты, словно приглашая человека вырваться из городской суеты и провести несколько минут в уединении. Тишина, благоговение, старинные иконы и мерцание редких свечей. Свечи лежат тут же. Их можно взять, положив рядом денежку. Их можно просто взять. Без денег. Никто за тобой не следит, никто не смотрит на тебя. Только Бог.
К сожалению, у меня не получились фотографии Церкви Казанской иконы Божией матери. Вот только один странный кадр церковного подворья.
А вот в Церкви святого благоверного Александра Невского всегда оживлённо!
Многолюдно и в храме, где два раза в день проходят богослужения, и на подворье.
Вот под высоким навесом за столом сидят мужчины, пьют горячий чай. Перед ними куски традиционного грузинского хлеба, ещё какая-то снедь… Ничего удивительного, подумала я, глядя на них светлым утренним часом. Завтракают люди. Ничего удивительного, кроме вида этих мужчин. Бомжи. Грязные, с опухшими лицами…
В церкви их кормят. Всегда.
Я когда прочитала об этом в интернете, даже не поверила! Ну, мало ли что напишут… может и кормят.. по праздникам великим. Но, когда пришла на литургию и увидела бомжей, завтракающих у стен храма, поверила, что всегда.
А вот группа прихожан замерла в поклоне у могилы старца Виталия. Да, во дворе Александро-Невской церкви похоронен знаменитый старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко), подвижник XX века из плеяды Глинских старцев, хранивших духовные традиции пустыни и передавших их многочисленным духовным чадам.
«На первом месте у человека должно стоять спасение души», – учил отец Виталий. Вся его жизнь строилась по этому правилу.
В 1969 году он прибыл в Тбилиси. Прямо в русский православный храм Святого благоверного князя Александра Невского, где и подвизался на протяжении 20 лет.
1 декабря 1992 года старец отошел ко Господу. Народ шёл прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины...
Погребение схиархимандрита Виталия состоялось 5 декабря. Его отпевал Патриарх всея Грузии, притч Александро-Невского храма, тбилисский клир и священнослужители, приехавшие из России и Украины.
И сегодня, спустя тридцать лет на могилке старца Виталия никогда не бывает безлюдно. Его помнят. Ему верят. Его просят.
Церковь Святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1864 году в русско-византийском стиле на пожертвования верующих. Это один из двух тбилисских храмов, где богослужение идёт только на церковнославянском языке.
В храме много святынь. Богатое убранство. Старинные иконы. Для русского православного человека – всё родное и близкое.
Однако есть и отличия от РПЦ. Как и во всех грузинских православных храмах, записки за здравие и за упокой подаются бесплатно. А пожертвование можно оставить по желанию.
У входа в храм несколько человек постоянно просят милостыню. Чувствуется, что они на подворье свои люди, ведут себя смиренно, но по-хозяйски, как на работе!
Однажды, поздно вечером, когда храм уже был закрыт, я разговорилась с женщиной, в одиночестве просящей подаяние на паперти. Узнав, что я из Петербурга, она обрадовалась, извинилась, что вынуждена просить милостыню, объяснив, что только сложные жизненные обстоятельства заставили её стоять с протянутой рукой. Мы долго говорили с женщиной, и я в очередной раз удивилась этому внутреннему достоинству грузин и какому-то скрытому благородству. Даже когда человек стоит с протянутой рукой.
Католический храм Святых Петра и Павла находится недалеко от церкви Александра Невского.
Сам папа Иоанн Павел II 9 ноября 1999 года провёл в храме торжественную мессу!
Снаружи он величественный и надменный! Никакой суеты, никаких нищих и убогих. Храм Бога над человеческим ничтожеством – именно таким он показался мне при первом взгляде!
Второй взгляд наступил во время мессы, о которой я написала в своем прошлом посте. Второй взгляд показал, что в этих монументальных стенах бьются трепетные человеческие сердца, полные любви.
Церковь была построена в 1870—1877 годах в стиле раннего барокко. Архитектурный проект принадлежит Альберту Зальцману. В конце 19 века у храма было 2500 прихожан.
Рекордное количество 12500 прихожан (в основном польских солдат царской армии) было зафиксировано в 1913 году, а после 1921 г. оно снизилось до 300 человек.
Во времена СССР церковь Святых Петра и Павла была единственной католической церковью на Кавказе.
Храм никогда не прекращал свою работу, он всегда был действующим. Поэтому он не подвергался разорению, поэтому богатое убранство его дышит музейной стариной и великолепием!
Первый раз мы зашли в храм будним днём, когда огромное пространство церкви казалось безлюдным.
Огромные картины, статуи на меня подействовали оглушительно. Было ощущение, что мы одни в этой Вселенной изысканной, старинной красоты…
Потом только разглядели одинокого человека, замершего на скамье… Он беседовал с Богом. И мы ушли тихо и незаметно, чтобы не мешать…
Величественный храм Святых Петра и Павла находится на улице Абашидзе. Большая территория храма окружена красивой и не менее величественной оградой. И всё это архитектурное великолепие окружено … совершенно безумными граффити на стенах соседних домов!
Ах, эти неистовые загогулины, в изобилии покрывающие дома Тбилиси! Настоящее проклятие города!
Об уличном искусстве – муралах и граффити Тбилиси будет мой следующий пост.
|
</> |