­
­

ГРИГОРИЙ ЧЕРНЕЦОВ. ПАРАД 6 ОКТЯБРЯ 1831 ГОДА В ПЕТЕРБУРГЕ. 1837

топ 100 блогов nikonova_alina24.09.2024
Григорий Чернецов. Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. 1837
Григорий Чернецов. Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. 1837

Часть 4.

        Чернецов, хотя и приступил к основной работе над картиной в 1833 году, эскизы и наброски (карандашом, акварелью или маслом) для портретов делал на протяжении всего 1832 года. Всего художник включил в картину изображения около 300 реальных и узнаваемых человек, из которых 223 были зрителями, а остальные – членами императорской семьи, военными и придворными, входившими в свиту императора. Список изображённых с нумерацией, соответствующей прориси, сделанной художником и вмонтированной в раму картины, впервые был опубликован в «Художественной газете» Нестора Кукольника и включал 214 изображений зрителей. Позднее был составлен более полный список персонажей, в который вошли 223 зрителя и 53 члена императорской свиты, которые в прориси поименованы не были.

Фрагмент прориси картины Григория Чернецова
Фрагмент прориси картины Григория Чернецова "Парад на Царицыном лугу"

        Чернецов работал над эскизами портретов или в своей мастерский, куда приходили модели, либо у них дома. К сожалению, до нас дошли всего только около 20 таких эскизов. Потом художник переносил эти зарисовки на холст. Запечатлеть с натуры некоторых моделей оказалось невозможным в силу их занятости. Например, о графе Чернышёве Чернецов писал, что его оказалось «…трудно заполучить», и тогда художнику пришлось копировать портреты с каких-то доступных образцов. Того же Чернышева Чернецов срисовал с крюгеровского «Парада», а художника Антона Иванова-Голубого, который в то время находился в Риме, написал по памяти, поскольку братья Чернецовы с ним дружили.

Григорий Чернецов. Гнедич, Жуковский, Пушкин, Крылов. Эскиз фрагмента картины
Григорий Чернецов. Гнедич, Жуковский, Пушкин, Крылов. Эскиз фрагмента картины "Парад на Царицыном лугу". 1832-33

        Сохранилось несколько комментарием, которыми Чернецов сопровождал свои наброски: 

        «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною»;

        или

         «Петр Телушкин… казенный крестьянин кровельного цеха… Г. Чернецов» (указателе к картине информация более подробная: «П. Телушкин, крестьянин Яросл. губ., починивший крест без лесов на шпице колокольни Петропавловского собора в С. П. Б. в октябре и ноябре 1830 года»).

Григорий Чернецов. Крестьянин Петр Телушкин. Эскиз фрагмента картины
Григорий Чернецов. Крестьянин Петр Телушкин. Эскиз фрагмента картины "Парад на Царицыном лугу"

         Поскольку во время работы над портретами моделей единственным средством связи была почта (или посыльные), то необходимость согласования дат и времени, когда модели смогут позировать художнику, стала причиной оживленнейшей переписки, которую пришлось вести Чернецову с огромным количеством известных людей. Эта переписка сохранилась и находится в архиве братьев Чернецовых в Институте истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. Вся эта переписка велась на клочках бумаги разных форматов, и на обороте каждой из записок Григорий Чернецов с исключительной аккуратностью пометил имя ее автора. 

         Благодаря этим пометкам, например, было установлено, что Александр Пушкин позировал Чернецову 15 апреля 1832 года в доме графа Павла Кутайсова на Большой Миллионной.

         В число литераторов помимо «Солнца нашей поэзии» вошли также поэты Владимир Панаев, Нестор Кукольник, Иван Дмитриев, Василий Жуковский, писатель и драматург Михаил Загоскин, баснописец Иван Крылов, поэт и переводчик «Илиады» Николай Гнедич и т.д.. Еще более многочисленной была компания художников: Карл Брюллов, Алексей Венецианов, Федор Толстой, Василий Шебуев, Александр Варнек, Федор Бруни, архитекторы братья Тон, сам Григорий Чернецов, его брат Никанор и их близкий друг Антон Иванов-Голубой… На картину попали также множество знатных персон, знаменитые актеры, танцовщики, композиторы и музыканты, купцы и даже простые люди, проявившие свой особый талант или героизм, вроде крестьянина Петра Телушкина, или просто симпатичные художнику, как его экономка старушка Антонова.

         Император постоянно следил за работой художника, и когда картина в незавершённом виде была показана на выставке Императорской Академии художеств в 1836 году, высказал по ее поводу свой одобрительный отзыв во время посещения выставки. Однако законченное полотно почему-то ему не понравилось. В результате картина сначала не была выкуплена, Чернецов з свой титанический труд оплаты не получил, и хранил холст  несколько лет в своей мастерской на Миллионной улице. 

         В декабре 1840 года в Зимнем дворце должно было состояться обручение наследника престола цесаревича Александра Николаевича с принцессой Максимилианой Гессенской. И вот за четыре месяца до этого бракосочетания картина Чернецова была всё-таки куплена императорским двором в качестве подарка к этому событию. С  этого момента картина находилась в Зимнем дворце в личных комнатах Александра II. За нее художнику заплатили 1142 рубля серебром, почти в 8 раз меньше, чем Крюгеру. В пересчете на современные деньги получается около полумиллиона рублей, так что сумма, полученная Чернецовым за такой титанический труд, кажется оскорбительно мизерной.

           Впрочем, вполне возможно, что хвалебный отзывы российской прессы вполне компенсировали Чернецову явную скупость императорского двора. Газеты того времени, сравнивая полотно Чернецова с картиной Крюгера, однозначно отдавали предпочтение Чернецову, и хвалили его в самых превосходных выражениях, отмечая, например, что «крюгерово небо и лес не так хороши как здесь». Даже в изображении лошадей, что было главным достоинством творчества Лошадиного Крюгера, по мнению отечественных газет, Чернецов также «успел» и не уступал именитому немцу, а то и превосходил его.

         В общем, Чернецов, как я уже о том упоминала, завершив свой труд нисколько не огорчился такому неоднозначному его итогу, а вместо того, чтобы впадать  в депрессию или заливать относительную неудачу в кабаках, отправился с братом в путешествие по Волге делать новый, еще более грандиозный проект, а нам оставив весьма любопытную картину, представляющую абсолютно все сословия Российской империи и показывающую, что именно в политической, общественной и художественной жизни России более всего ценилось в николаевскую эпоху.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кому-то в команде nely_snork ...
В последнее время пластиковые септики набирают популярностью на дачных участках. Для того, чтобы автономная канализация выполняла свои функции, необходимо приобретать в проверенных поставщиков. Компания "Строй Проект" реализует и устанавливает септики под ключ ...
Жопоруки погрызли провода и в зале пропал свет, от чего посетители в комментариях не видят с кем общаются и возможны эксцессы, когда за коленку потрогают совсем даже не прекрасную тетеньку, а скорее всего, страшного дяденьку. Для того, чтобы исключить досадные недоразумения, предлагаю ...
Среди прочего робот может реагировать на прикосновения и играть с кошачьими игрушками Всем известно, что кошки отлично снимают стресс, избавляют от бессонницы и раздражительности. Кроме того, у владельцев кошек снижается вероятность возникновения астмы и уменьшается риск умереть от ...
Русский писатель, издатель, редактор, журналист, историк, живописец Павел Петрович Свиньин (1787-1839) был широко известным литератором при жизни и совершенно не известным после нее. Брат сенатора П.П. Свиньина, зять А.А. Майкова, тесть А.Ф. Писемского, двоюродный дядя М.Ю. Лермонтова, ...