Григорий Александров в 1947 году снял фильм "Весна".

Фильм, вроде как, музыкальная кинокомедия про жизнь учёных в СССР. Если вот взять, и посмотреть этот фильм сегодня, то он покажется грубой карикатурой. На жизнь этих самых ученых.

Скажем прямо: в СССР 1947 года учёные жили получше колхозников или рабочих. Но не так, как показано в фильме. Далеко не так. Разве что самые заслуженные академики, лауреаты Сталинских премий. Да и то...
Кстати, на картинке для привлечения внимания реальный дом, где, практически в то время, жил самый секретный физик Советского Союза - Игорь Курчатов. А теперь сами сравните, как, по фильму жила директор института Солнца Ирина Никитина. Особо забавным смотрится очень дорогой концертный рояль. Ну да, физику он очень требуется, да.
Кочечно, если квартира двухуровневая, как в фильме, то домработница требуется безусловно. Пожалуй, даже две домработницы, да... Но то такое.
Да, режиссёр очень хотел показать на экране что-то научное. Таким "научным" оказалась куча разнообразных колб и колбочек. Прямая аналогия с машиной времени от Шурика Гайдая. Правда, машина Гайдая выглядит куда научнее. Но, опять же, то такое. И да, ещё опыт. Который, вроде как, проводит лично главгероиня Никитина. По фильму - с риском для жизни. Там, в этом опыте, работает здоровенный параболоид, лампочки и всё такое. Снимали кстати, этот самый опыт в "Баррандов-фильм" (Чехия). Опять же, машина Гайдая производит более сильное впечатление. Может, это у меня вкусовщина, но тем не менее.
Киноштампы: обязательно должна пробежаться балерина в пачке, демонстрируя попочку... Ну и так далее.
Орлову таки поставили на пуанты. Хотя ноги у актрисы - далеко не балетные. Далее - комбинированные съемки. Потому как балет и Орлова, в уже преклонном (даже старческом) для балета возрасте, это, как говорят в Одессе - две большие разницы.
Вообще интересно, как представляли на экранах кинотеатров "закулисную" жизнь. Театра и киносъемок. И да, в этой своей части фильм ещё дальше от жизненных реалий, чем от условий существования ученых-физиков.
Но как представляли "красивую жизнь" в то время - вот тут чистый реализм. Жизнь гуманитарной (театральной элиты и элиты кино) интеллигенции. Ну да, её Александров мог наблюдать в своей собственной семье. А как показывают бородастеньких и очкастых персонажей, которые собрались вокруг рояля и поют (типа вечер и посиделки академиков), то чистая фантазия. Не то, что учёные никак не могли не петь, но не так же!!!
Добавлю: красивая жизнь, квартиры в двух уровнях в городах, домработницы и всё такое прочее, через сорок пять лет после картины таки получили. Но далеко не учёные. Но получили же!
Ещё. Намёки на атомную энергию. Тогда был самый разгар атомной гонки. "Мирным" атом стал через много-много лет позже. А солнечная энергия оказалась в тренде ещё ощутимо позднее мирного атома.
Но кто мог предполагать такое в 1947 году?
ЗЫ: смотрел фильм и думал: а ведь все актёры лавно ушли в мир иной.
|
</> |