"Греком можно родиться, но не стать", часть 2

Либеральная пресса окрестила это решение "эллинофренией" и "судебным путчем", правительство же выразило надежду на то, что единогласный вердикт президиума суда не будет поддержан последней инстанцией - сессией Государственного совета. Однако и в этом случае возникают серьезные вопросы: имеет ли Греция долгосрочную политику в отношении иммигрантов и если да, то насколько она предсказуема в принципе?
Итак, среди признанных неконституционными положений закона - право мигрантов, проживших более 5 лет в стране на законных основаниях, избирать и быть избранными в местные муниципальные советы. Подобная норма действует в большинстве стран ЕС. Также закон 3838/2010 дает возможность получить гражданство по рождению детям, родители которых легально прожили в Греции 7 лет, и детям, отучившимся в греческой школе. И суд считает, что эти критерии получения гражданства "формальные", а не "существенные". Очевидно, сотни тысяч детей, для которых греческий язык родной, а Греция - единственная родина, которую они знали, все же недостаточно проверены на лояльность стране, ибо, по мнению суда, лояльность гарантирует только греческая кровь.
Как водится, правительство, выступившее за либерализацию представления гражданства, оправдывается перед ультраконсервативным судом тем, что закон... не реализуется. За почти год, прошедший с момента принятия закона, гражданство получили лишь 278 детей, которые родились и учатся в Греции. Такими темпами дети законных иммигрантов не легализуются никогда.
Даже если закон останется в прежнем виде, непонятно, что будет дальше с ним и с его применением. Сейчас у власти социалисты, принявшие этот закон, а вторая крупная партия - правые - сразу заявила, что отменит закон, когда станет правительством. Потому что "греком можно родиться, а не стать". Значит ли это, что по-прежнему законным мигрантам нечего надеяться на легализацию хотя бы своих детей, потому что они не той крови? Значит ли это, что у тех, кто получил греческий паспорт, его отберут после очередных выборов? Такое, кстати, уже случалось под предлогом незаконности оформления гражданства некоторым бывшим жителям СССР.
И в целом какова позиция Греции относительно легальной миграции? Будет ли страна настаивать бесконечно на том, что в условиях демографического кризиса дети с родным греческим языком, носители греческого менталитета, родившиеся в Греции ученики греческих школ - являются чужеродным по крови элементом и потому не имеют права на гражданство? Настаивает ли Греция на сохранении чрезвычайно новой по историческим меркам, но уже на столетия устаревшей концепции мононационального государства?
При этом нужно отметить две вещи: во-первых, здесь Балканы, и идея мононационального государства здесь живее всех живых, хотя во многих других странах давно умерла своей смертью. Точно так же трактуют идею национального гражданства некоторые соседи Греции, отношения с которыми всегда были непростыми. Во-вторых, миграционные изменения последних полутора десятилетий настолько резки, что греческое общество не может за ними поспеть. И морально сложно разграничить легальных и нелегальных мигрантов, когда твои границы ежегодно штурмуют сотни тысяч людей непонятной тебе культуры.
Но вопросы, тем не менее, остаются. Греция в своей миграционной политике на распутье. И, похоже, де-факто не может определиться со своими дальнейшими действиями. Но бездействие - тем более не выход, что мы и видим сейчас.